Тема: Глубина конфликта Гамлета с королем и его окружением. Трагедия Гамлета.
Цель: 1. Проведение анализа на свободном сопоставлении сцен и характеров трагедии.
2. Воспитание активной жизненной позиции, чувства долга.
3. Развитие умения анализировать мотивы поведения героя.
Материалы и оборудование:
1. Диапроектор, экран, темные шторы, проигрыватель.
2. Слайды к драме, фотографии сцен из кинофильмов, грамзаписи, портреты Гамлета разных художников, тексты драмы.
Ход урока
Эпиграф:
Век расшатался –
и скверней всего,
Что я рожден восстановить его!
(звучит музыка Шостаковича)
– Этими словами мы закончили предыдущий урок, ими же начнем сегодняшний.
Вопрос: Почему Шекспир заканчивает первый акт этими словами? Как меняется внутреннее состояние Гамлета в первом акте?
(В начале пьесы Гамлет томится тем, что не может действовать, ибо зло рассеяно, всеобъемлюще. Оцепенение, печаль и даже мысль о самоубийстве как избавлении от страданий мучают героя.
Каким ничтожным, плоским
и тупым
Мне кажется весь свет
в своих стремленьях!
…весь мир заполонили
грубые начала.
О, если бы моя тугая плоть,
Могла растаять, сгинуть,
испариться!
О, если бы предвечный не занес
В грехи самоубийство!
(демонстрируется кадр со сценой свидания Гамлета с призраком)
Свидание с призраком, страшное открытие побуждают его к действиям.
Я в памяти сотру все знаки
Чувствительности…
…О, если б я на крыльях мог
Со скоростью мечты и страстной мысли Пуститься к мести
Вопрос: Неизбежна ли борьба с Клавдием?
(Чтение детьми отрывков из письменных домашних работ. Комментарии преподавателя.)
Вывод: Клавдий – один из лучших у Шекспира королей-злодеев. Коварный, расчетливый и проницательный, он добивается престола ценой кровавого преступления – братоубийства. А потом зорко охраняет свою власть нечистыми способами. В нем Гамлет видит олицетворение того зла, которое разлито вокруг героя: «Неладно что-то в Датском королевстве».
Вопрос: С одним ли королем приходится бороться Гамлету?
(Со всем королевским двором, развращенным, насквозь отравленным грязной политикой Клавдия. Под его власть попадает Гертруда, слабовольная женщина. Угодливый балагур и хитрый придворный Полоний усердно помогает королю в его интригах против Гамлета, он не брезгует использовать в этих целях свою дочь. Лаэрт, потрясенный гибелью сестры, становится врагом Гамлета. И, наконец, даже Фортинбрас, ищущий справедливости и движимый жаждой мщения. Таким образом Гамлет сталкивается не со случайным преступлением, не с единичным врагом, а с целым враждебным обществом.)
Вопрос: Неужели у Гамлета нет друзей?
(Сообщение учащихся первой группы: «Гамлет и Горацио», «Гамлет, Гильденстерн и Розенкранц»; демонстрация слайдов).
Вопрос: Почему в диалоге с Гильденстерном и Розенкранцем у Гамлета вырываются слова о «Дании-тюрьме»?
Вопрос: Безумен ли Гамлет? Подлинно ли его безумие?
(Сообщение учащихся второй группы: «Гамлет и Офелия», «Гамлет и Полоний»; демонстрация слайдов).
Вывод: После встречи с Призраком первый, кто видит Гамлета, – это Офелия. В этот момент Гамлет не играет, он действительно потрясен открывшейся тайной, несколько не в себе.
В отношении Полония безумие наигранное, это прикрытие, маска. И вот в чем парадокс: безумие является возможностью говорить голую правду, дает право быть естественным!
Вопрос: Но если Гамлет знает, кто причиной смерти короля, то что же заставляет его устраивать Клавдию «мышеловку»?
(Гамлет мучается вопросом:
Что ж, я трус? Кому угодно
Сказать мне дерзость?
и далее размышляет о возвышающей миссии искусства, очищающей грешные души
…я где-то слышал,
Что люди с темным прошлым, находясь
На представленье, сходном по завязке,
Ошеломлялись живостью игры
И сами признавались в злодеянье.
Я это представление задумал,
Чтоб совесть короля на нем суметь
Намеками, как на крючок, поддеть.)
Вопрос: Почему же Гамлет медлит с расправой?
(Гамлет восстанавливает справедливость, поэтому его мучает вопрос: «Быть или не быть?»)
(Звучит монолог Гамлета на английском и русском языках)
Домашнее задание:
Ответить письменно на вопрос: «Любит ли Гамлет Офелию?», обосновать свою точку зрения.
Наталья МАХНИБОРОДА, учитель русского языка и литературы Сторожевской СШ № 2, учитель года Карачаево-Черкесской Республики-2004
Комментарии