«Театр – единственный учитель нравственности, поведения, возвышенных идеалов, который никогда не наскучит ученику. Театр – ценнейшее дополнение к любому воспитательному учреждению для детей, и без него несовершенна самая прекрасная школа», – сказал когда-то Марк Твен, и я с ним совершенно согласна. Именно поэтому с целью духовного развития ребенка, создания оптимальных условий для наиболее глубокого формирования внутреннего мира, а также просветительской деятельности в области культуры я с детьми ставлю спектакли в свободное от учебы время.
И здесь самое главное для меня – это создать условия, благоприятные для самовыражения ребенка, развития его творчества. Доброжелательная обстановка на репетициях, оценка усилий ребенка по принципу «если сегодня не получилось, получится в следующий раз», постепенный переход от игровых упражнений на снятие мышечных зажимов к вдумчивой и глубокой работе над ролью способствуют активному вовлечению обучающегося в процесс действования. Беседы о театральном искусстве дают ребенку возможность ознакомиться с той средой, в которой он будет существовать.
В ходе работы над спектаклем я стараюсь подвести ребенка к самостоятельному созданию условий для собственной актуализации и реализации своего творческого потенциала через актерские тренинги, работу над этюдом, а в дальнейшем и через работу над спектаклем в целом, занятия по сценической речи и движению.
Важнейшим моментом в жизни ребенка становится начало его деятельности в качестве участника спектакля. Из ученика и стороннего наблюдателя он превращается в активного участника событий, способного влиять на создание атмосферы театра, а главное – он присутствует при рождении и является сотворцом нового художественного явления – спектакля. За четыре года мы с ребятами поставили шесть спектаклей, среди которых как драматические произведения школьной программы, так и сказки. Особенно полюбились спектакли «Дети войны», «Сердце матери», «Спасибо, двойка», «Синяя птица», «Ревизор», «Сказочный переполох», «Черная курица» и другие постановки.
Благодаря внеклассной работе по литературе через театральную деятельность ребенок становится способным к самовоспитанию и самосовершенствованию, человеком с устойчивой позицией, со сформированным духовно-нравственным отношением к окружающему миру, любящим труд и с уважением относящимся к окружающим людям.
Примеряя на себя роли, работая над характером, созданием образа, проживая жизнь героев на сцене, ребята переосмысливают свое, иногда неправильное, отношение к окружающим, создают единственно верную модель поведения. Так, например, после создания литературно-пластического спектакля «Дети войны», посвященного блокаде Ленинграда, обучающиеся стали с еще большим уважением относиться к ветеранам войны, к хлебу, дружбе, а пьеса «Сердце матери» заставила по-иному взглянуть на своих матерей, на взаимоотношения в семье. А благодаря пьесе по повести Погорельского «Черная курица» дети задумались об истинной дружбе, чести, совести… И так каждый спектакль словно перепахал каждого ребенка. В полной мере соглашусь с Вольтером, что «театр поучает так, как этого не сделать толстой книге». Именно поэтому в дополнение к урокам литературы в свободное время мы играем в театр, ведь он должен просвещать ум, наполнять светом наш мозг…
Радость, сила и просвещение – вот три условия народного театра, а наш театр, театр кадетско-юнармейского отряда «Тайфун» школы №1636, поистине народный, в нем играют и родители, и дети, и учитель.
Елена САВИЧЕВА, учитель русского языка и литературы школы №1636 «НИКА»
Комментарии