Окончание. Начало в №37
4.5.12. Работник:- соблюдает требования охраны труда при исполнении своих трудовых функций, включая выполнение требований инструкций по охране труда, правил внутреннего трудового распорядка, а также соблюдение производственной, технологической дисциплины, выполнение указаний руководителя работ;- проходит медицинские осмотры, психиатрические освидетельствования по направлению работодателя;- проходит подготовку по охране труда, а также по вопросам оказания первой помощи пострадавшим в результате аварий и несчастных случаев на производстве в установленные сроки;- участвует в административно-общественном контроле за состоянием условий и охраны труда на своем рабочем месте;- содержит в чистоте свое рабочее место;- перед началом рабочего дня проводит осмотр своего рабочего места;- следит за исправностью оборудования и инструментов на своем рабочем месте;- о выявленных при осмотре своего рабочего места недостатках докладывает своему непосредственно курирующему заместителю директора и действует по его указанию;- правильно использует средства индивидуальной и коллективной защиты и приспособления, обеспечивающие безопасность труда;- незамедлительно извещает своего непосредственно курирующего заместителя директора или дежурного администратора о любой ситуации, угрожающей жизни и здоровью людей, о каждом несчастном случае или об ухудшении состояния своего здоровья, в том числе о проявлении признаков острого профессионального заболевания (отравления);- при возникновении аварий действует в соответствии с утвержденным директором школы алгоритмом действий в случае их возникновения и принимает необходимые меры по ограничению развития возникшей аварии и ее ликвидации;- принимает меры по оказанию первой помощи пострадавшим.4.5.13. Председатель первичной профсоюзной организации школы, уполномоченный по охране труда профсоюзного комитета:- организует общественный контроль за состоянием охраны труда и безопасности жизнедеятельности обучающихся, деятельностью администрации по созданию и обеспечению здоровых условий труда, быта и отдыха работающих, обучающихся и воспитанников;- принимает участие в разработке и согласовании перспективных, текущих планов работы, инструкций по охране труда и способствует претворению в жизнь;- контролирует выполнение мероприятий коллективных договоров, соглашений по улучшению условий и охраны труда;- проводит анализ травматизма и заболеваемости, участвует в разработке и реализации мероприятий по их предупреждению и снижению;- представляет интересы членов Профсоюза в совместной с администрацией комиссии по охране труда, включая и участие в расследовании несчастных случаев.4.5.14. Педагогический совет школы:- рассматривает перспективные вопросы обеспечения безопасности жизнедеятельности работников, обучающихся и воспитанников, принимает программы практических мер по улучшению и оздоровлению условий проведения образовательного процесса.V. Процедуры, направленные на достижение целей школы в области охраны труда5.1. С целью организации процедуры подготовки работников по охране труда директор школы устанавливает:- требования к необходимой профессиональной компетентности по охране труда работников, ее проверке, поддержанию и развитию;- перечень профессий (должностей) работников, проходящих стажировку по охране труда, с указанием ее продолжительности по каждой профессии (должности);- перечень профессий (должностей) работников, проходящих подготовку по охране труда в обучающих организациях, допущенных к оказанию услуг в области охраны труда;- перечень профессий (должностей) работников, проходящих подготовку по охране труда у работодателя;- перечень профессий (должностей) работников, освобожденных от прохождения первичного и повторного инструктажей на рабочем месте;- работников, ответственных за проведение инструктажа по охране труда на рабочем месте по курируемым направлениям, за проведение стажировки по охране труда;- состав комиссии по проверке знаний требований охраны труда;- регламент работы комиссии по проверке знаний требований охраны труда;- перечень вопросов по охране труда, по которым работники проходят проверку знаний в комиссии работодателя;- порядок организации подготовки по вопросам оказания первой помощи пострадавшим в результате аварий и несчастных случаев на производстве;- порядок организации и проведения инструктажей по охране труда;- порядок организации и проведения стажировки на рабочем месте.5.2. В ходе организации процедуры подготовки работников по охране труда директор школы учитывает необходимость подготовки работников, исходя из характера и содержания выполняемых ими работ, имеющейся у них квалификации и компетентности, необходимых для безопасного выполнения своих должностных обязанностей.5.3. С целью организации процедуры организации и проведения оценки условий труда директор школы определяет:- порядок создания и функционирования комиссии по проведению специальной оценки условий труда, а также права, обязанности и ответственность ее членов;- организационный порядок проведения специальной оценки условий труда на рабочих местах в части деятельности комиссии по проведению специальной оценки условий труда;- порядок осуществления отбора и заключения гражданско-правового договора с организацией, проводящей специальную оценку условий труда, учитывающий необходимость привлечения к данной работе наиболее компетентной в отношении деятельности школы;- порядок урегулирования споров по вопросам специальной оценки условий труда;- порядок использования результатов специальной оценки условий труда.5.4. С целью организации процедуры управления профессиональными рисками директор школы устанавливает порядок реализации следующих мероприятий по управлению профессиональными рисками:а) выявление опасностей;б) оценка уровней профессиональных рисков;в) снижение уровней профессиональных рисков.5.5. Идентификация опасностей, представляющих угрозу жизни и здоровью работников, и составление их перечня с привлечением специалиста охраны труда, комиссии по охране труда, работников и представителей выборного коллегиального органа Профсоюза (профкома).5.6. В качестве опасностей, представляющих угрозу жизни и здоровью работников, директор школы вправе рассматривать любые из следующих:а) механические опасности:- опасность падения из-за потери равновесия, в том числе при спотыкании или поскальзывании, при передвижении по скользким поверхностям или мокрым полам;- опасность падения предметов на человека;б) электрические опасности:- опасность поражения током вследствие прямого контакта с токоведущими частями из-за касания незащищенными частями тела деталей, находящихся под напряжением;- опасность поражения током вследствие контакта с токоведущими частями, которые находятся под напряжением из-за неисправного состояния (косвенный контакт);в) опасности, связанные с воздействием микроклимата и климатические опасности:- опасность воздействия пониженных температур воздуха;г) опасности, связанные с воздействием тяжести и напряженности трудового процесса:- опасность от подъема тяжестей, превышающих допустимый вес;- опасность психических нагрузок, стрессов;д) опасности, связанные с воздействием световой среды:- опасность недостаточной освещенности в рабочей зоне;е) опасности, связанные с организационными недостатками:- опасность, связанная с отсутствием описанных мероприятий (содержания действий) при возникновении неисправностей (опасных ситуаций) при обслуживании устройств, оборудования, приборов или при использовании биологически опасных веществ;- опасность, связанная с отсутствием информации (схемы, знаков, разметки) о направлении эвакуации в случае возникновения аварии;- опасность, связанная с допуском работников, не прошедших подготовку по охране труда;другие опасности.5.7. При рассмотрении перечисленных в пункте 5.6 настоящего положения опасностей директор школы устанавливает порядок проведения анализа, оценки и упорядочивания всех выявленных опасностей, исходя из приоритета необходимости исключения или снижения уровня создаваемого ими профессионального риска и с учетом не только штатных условий своей деятельности, но и случаев отклонений в работе, в том числе связанных с возможными авариями.5.8. Методы оценки уровня профессиональных рисков определяются директором школы с учетом характера деятельности работника и сложности выполняемого вида работ.5.9. При описании процедуры управления профессиональными рисками директор школы учитывает следующее:- управление профессиональными рисками осуществляется с учетом текущей, прошлой и будущей деятельности работодателя;- тяжесть возможного ущерба растет пропорционально увеличению числа людей, подвергающихся опасности;- все оцененные профессиональные риски подлежат управлению;- процедуры выявления опасностей и оценки уровня профессиональных рисков должны постоянно совершенствоваться и поддерживаться в рабочем состоянии с целью обеспечения эффективной реализации мер по их снижению;- эффективность разработанных мер по управлению профессиональными рисками должна постоянно оцениваться.5.10. К мерам по исключению или снижению уровней профессиональных рисков в школе относятся:- исключение опасной работы (процедуры);- замена опасной работы (процедуры) менее опасной;- реализация административных методов ограничения времени воздействия опасностей на работников;- использование средств индивидуальной защиты;- страхование профессионального риска.5.11. С целью организации процедуры организации и проведения наблюдения за состоянием здоровья работников работодатель определяет:- порядок осуществления как обязательных (в силу положений нормативных правовых актов), так и на добровольной основе (в том числе по предложениям работников, уполномоченных ими представительных органов, комиссии по охране труда) медицинских осмотров, психиатрических освидетельствований;- перечень профессий (должностей) работников, которые подлежат медицинским осмотрам, психиатрическим освидетельствованиям.5.12. С целью организации процедуры информирования работников об условиях труда на их рабочих местах, уровнях профессиональных рисков, а также о предоставляемых им гарантиях, полагающихся компенсациях директор школы составляет план работы школы на год.5.13. Информирование может осуществляться в форме:- включения соответствующих положений в трудовой договор работника;- ознакомления работника с результатами специальной оценки условий труда на его рабочем месте;- размещения сводных данных о результатах проведения специальной оценки условий труда на рабочих местах;- проведения совещаний, круглых столов, семинаров, конференций, встреч заинтересованных сторон, переговоров;- изготовления и распространения информационных бюллетеней, плакатов, иной печатной продукции, видео- и аудиоматериалов;- использования информационных ресурсов в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет»;- размещения соответствующей информации в общедоступных местах.5.14. С целью организации процедуры обеспечения оптимальных режимов труда и отдыха работников директор школы определяет мероприятия по предотвращению возможности травмирования работников, их заболеваемости из-за переутомления и воздействия психофизиологических факторов.5.15. К мероприятиям по обеспечению оптимальных режимов труда и отдыха работников относятся:- обеспечение рационального использования рабочего времени;- организация сменного режима работы, включая работу в ночное время;- обеспечение внутрисменных перерывов для отдыха работников, включая перерывы для создания благоприятных микроклиматических условий;- поддержание высокого уровня работоспособности и профилактика утомляемости работников.5.16. С целью организации процедуры обеспечения работников средствами индивидуальной защиты, смывающими и обезвреживающими средствами работодатель устанавливает:- порядок выявления потребности в обеспечении работников средствами индивидуальной защиты, смывающими и обезвреживающими средствами;- порядок обеспечения работников средствами индивидуальной защиты, смывающими и обезвреживающими средствами, включая организацию учета, хранения, дезактивации, химической чистки, стирки и ремонта средств индивидуальной защиты;- перечень профессий (должностей) работников и положенных им средств индивидуальной защиты, смывающих и обезвреживающих средств.5.17. В целях выявления потребности в обеспечении работников средствами индивидуальной защиты, смывающими и обезвреживающими средствами директором школы определяются наименование, реквизиты и содержание типовых норм выдачи работникам средств индивидуальной защиты, смывающих и обезвреживающих средств, применение которых обязательно.5.18. Выдача работникам средств индивидуальной защиты, смывающих и обезвреживающих средств сверх установленных норм их выдачи или в случаях, не определенных типовыми нормами их выдачи, осуществляется в зависимости от результатов проведения процедур оценки условий труда и уровней профессиональных рисков.5.19. С целью организации проведения подрядных работ или снабжения безопасной продукцией директор школы устанавливает порядок обеспечения безопасного выполнения подрядных работ или снабжения безопасной продукцией, ответственность подрядчика и порядок контроля со стороны школы за выполнением согласованных действий по организации безопасного выполнения подрядных работ или снабжения безопасной продукцией.5.20. При установлении порядка обеспечения безопасного выполнения подрядных работ или снабжения безопасной продукцией используется следующий набор возможностей подрядчиков или поставщиков, предъявляемых школой по соблюдению требований охраны труда:- оказание безопасных услуг и предоставление безопасной продукции надлежащего качества;- эффективная связь и координация с уровнями управления директора школы до начала работы;- информирование работников подрядчика или поставщика об условиях труда в школе, имеющихся опасностях;- подготовка по охране труда работников подрядчика или поставщика с учетом специфики деятельности директора школы;- контроль выполнения подрядчиком или поставщиком требований директора школы в области охраны труда.VI. Планирование мероприятий по реализации процедур6.1. С целью планирования мероприятий по реализации процедур директор школы устанавливает порядок подготовки, пересмотра и актуализации плана мероприятий по реализации процедур (далее – план мероприятий).6.2. В плане мероприятий отражаются:- результаты проведенного комиссией по охране труда или директором школы анализа состояния условий и охраны труда в школе;- общий перечень мероприятий, проводимых при реализации процедур;- ожидаемый результат по каждому мероприятию, проводимому при реализации процедур;- сроки реализации по каждому мероприятию, проводимому при реализации процедур;- ответственные лица за реализацию мероприятий, проводимых при реализации процедур, на каждом уровне управления;- источник и объем финансирования мероприятий, проводимых при реализации процедур.VII. Контроль функционирования СУОТ и мониторинг реализации процедур7. С целью организации контроля функционирования СУОТ и мониторинга реализации процедур в школе устанавливается порядок реализации мероприятий, обеспечивающих:- проверку (обследование) состояния охраны труда в образовательной организации и соответствие условий труда на рабочих местах требованиям охраны труда;- выполнение работниками образовательной организации обязанностей по охране труда;- выявление и предупреждение нарушений требований охраны труда;- принятие мер по устранению выявленных недостатков.В рамках функционирования СУОТ, как правило, осуществляются два основных вида контроля:административно-общественный трехступенчатый контроль по охране труда;производственный контроль за соблюдением санитарных правил и выполнением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий.7.1. Административно-общественный трехступенчатый контроль по охране трудаI ступень.Ежедневный контроль со стороны руководителей структурных подразделений (старший воспитатель, заведующий хозяйством), педагогических работников за состоянием рабочих мест, выявлением профессиональных рисков на рабочих местах, безопасностью используемых в процессе трудовой и образовательной деятельности оборудования, инвентаря, приборов, технических и наглядных средств обучения, размещенных в здании и на территории образовательной организации, а также самоконтроль работников за соблюдением требований охраны труда, правильным применением средств индивидуальной защиты.II ступень.Ежеквартальный контроль, осуществляемый специалистом по охране труда и уполномоченным (доверенным) лицом по охране труда, за выполнением мероприятий по результатам проверки первой ступени контроля, техническим состоянием зданий, сооружений и оборудования на соответствие требованиям безопасности, соблюдением требований электробезопасности, своевременным и качественным проведением подготовки работников в области охраны труда (обучение и проверка знаний по охране труда, стажировка на рабочем месте, проведение инструктажей по охране труда), обеспечением работников средствами индивидуальной защиты в соответствии с установленными нормами, соблюдением работниками норм, правил и инструкций по охране труда.III ступень.Контроль осуществляют руководитель (уполномоченное лицо) и председатель профкома (представитель иного представительного органа работников) не реже одного раза в полугодие.На данной ступени проверяются результаты работы первой и второй ступеней контроля, предписаний органов государственного контроля (надзора) и представлений органов общественного контроля, выполнение мероприятий, предусмотренных коллективным договором и соглашением по охране труда, рекомендуется осуществлять контроль выполнения процессов, имеющих периодический характер выполнения: оценка условий труда работников, подготовка по охране труда, проведение медицинских осмотров и психиатрических освидетельствований, проводить учет и анализ аварий, несчастных случаев и профессиональных заболеваний.Итоги проверки рассматриваются на совещании у руководителя и принимаются решения с разработкой мероприятий по ликвидации выявленных нарушений. При необходимости издаются приказы.7.2. Производственный контроль за соблюдением санитарных правил и выполнением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий.В рамках мероприятий по контролю функционирования СУОТ в образовательной организации должны быть выполнены также соответствующие требования по проведению производственного контроля за соблюдением санитарных правил и выполнением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий.7.3. Основные виды контроля функционирования СУОТ (приложение 1) и мониторинга реализации процедур в школе:- контроль состояния рабочего места, применяемого оборудования, выявления профессиональных рисков, мониторинг показателей реализации процедур;- контроль выполнения процессов, имеющих периодический характер выполнения: оценка условий труда работников, подготовка по охране труда, проведение медицинских осмотров, психиатрических освидетельствований;- учет и анализ аварий, несчастных случаев, профессиональных заболеваний, а также изменений требований охраны труда, соглашений по охране труда, подлежащих выполнению, внедрения нового оборудования;- контроль эффективности функционирования СУОТ в целом.7.4. Для повышения эффективности контроля функционирования СУОТ и мониторинга показателей реализации процедур на каждом уровне управления директор школы вводит ступенчатые формы контроля функционирования СУОТ и мониторинга показателей реализации процедур, а также предусматривает возможность осуществления общественного контроля функционирования СУОТ и мониторинга показателей реализации процедур.7.5. Результаты контроля функционирования СУОТ и мониторинга реализации процедур оформляются директором школы в форме акта.7.6. В случаях, когда в ходе проведения контроля функционирования СУОТ и мониторинга реализации процедур выявляется необходимость предотвращения причин невыполнения каких-либо требований, и, как следствие, возможного повторения аварий, несчастных случаев, профессиональных заболеваний, незамедлительно осуществляются корректирующие действия.VIII. Планирование улучшений функционирования СУОТ8.1. С целью организации планирования улучшения функционирования СУОТ директор школы устанавливает зависимость улучшения функционирования СУОТ от результатов контроля функционирования СУОТ и мониторинга реализации процедур, а также обязательность учета результатов расследований аварий, несчастных случаев, профессиональных заболеваний, результатов контрольно-надзорных мероприятий органов государственной власти, предложений работников и (или) уполномоченных ими представительных органов.8.2. При планировании улучшения функционирования СУОТ работодатель проводит анализ эффективности функционирования СУОТ, предусматривающий оценку следующих показателей:- степень достижения целей школой в области охраны труда;- способность СУОТ обеспечивать выполнение Политики школы по охране труда;- эффективность действий, намеченных директором школы на всех уровнях управления по результатам предыдущего анализа эффективности функционирования СУОТ;- необходимость изменения СУОТ, включая корректировку целей в области охраны труда, перераспределение обязанностей должностных лиц в области охраны труда, перераспределение ресурсов школы;- необходимость изменения критериев оценки эффективности функционирования СУОТ.IX. Реагирование на аварии, несчастные случаи, отравления и профессиональные заболевания9.1. С целью обеспечения и поддержания безопасных условий труда, недопущения случаев производственного травматизма и профессиональной заболеваемости директор школы устанавливает порядок выявления потенциально возможных аварий, порядок действий в случае их возникновения.9.2. При установлении порядка действий при возникновении аварии директором школы учитываются существующие и разрабатываемые планы реагирования на аварии и ликвидации их последствий, а также необходимость гарантировать в случае аварии:- защиту людей, находящихся в рабочей зоне, при возникновении аварии посредством использования внутренней системы связи и координации действий по ликвидации последствий аварии;- возможность работников остановить работу и/или незамедлительно покинуть рабочее место и направиться в безопасное место;- прекращение работ в условиях аварии;- предоставление информации об аварии соответствующим компетентным органам, службам и подразделениям по ликвидации аварийных и чрезвычайных ситуаций, надежной связи школы с ними;- оказание первой помощи пострадавшим в результате аварий и несчастных случаев на производстве и при необходимости вызов скорой медицинской помощи, выполнение противопожарных мероприятий и эвакуации всех людей, находящихся в рабочей зоне;- подготовку работников для реализации мер по предупреждению аварий, обеспечению готовности к ним и к ликвидации их последствий, включая проведение регулярных тренировок в условиях, приближенных к реальным авариям.9.3. Порядок проведения планового анализа действий работников в ходе тренировок предусматривает возможность коррекции данных действий, а также внепланового анализа процедуры реагирования на аварии в рамках реагирующего контроля.9.4. С целью своевременного определения и понимания причин возникновения аварий, несчастных случаев и профессиональных заболеваний директор школы устанавливает порядок расследования аварий, несчастных случаев и профессиональных заболеваний, а также оформления отчетных документов.9.5. Результаты реагирования на аварии, несчастные случаи и профессиональные заболевания оформляются в школе в форме акта с указанием корректирующих мероприятий по устранению причин, повлекших их возникновение.X. Управление документами СУОТ10.1. С целью организации управления документами СУОТ директор школы устанавливает формы и рекомендации по оформлению локальных нормативных актов и иных документов, содержащих структуру системы, обязанности и ответственность в сфере охраны труда в школе и конкретного исполнителя, процессы обеспечения охраны труда и контроля, необходимые связи между работниками, обеспечивающие функционирование СУОТ.10.2. Лица, ответственные за разработку и утверждение документов СУОТ, определяются директором школы на всех уровнях управления. Директор школы также устанавливает порядок разработки, согласования, утверждения и пересмотра документов СУОТ, сроки их хранения.10.3. В качестве особого вида документов СУОТ, которые не подлежат пересмотру, актуализации, обновлению и изменению, определяются контрольно-учетные документы СУОТ, включая:- журналы регистрации инструктажей по охране труда;- акты и иные записи данных, вытекающие из осуществления СУОТ;- журналы учета и акты записей данных об авариях, несчастных случаях, профессиональных заболеваниях;- записи данных о воздействиях вредных (опасных) факторов производственной среды и трудового процесса на работников и наблюдении за условиями труда и за состоянием здоровья работников;
– результаты контроля функционирования СУОТ.
______________________
В публикации сохранена нумерация оригинала.
Приложения к документу, а также примерные положения о системе управления охраной труда для организаций дошкольного, дополнительного и профессионального образования можно найти на сайте Общероссийского Профсоюза образования (www.eseur.ru) в разделах «Деятельность/Охрана труда и здоровья», «Документы/Решения профсоюза».
Комментарии