У меня растут года,Будет мне семнадцать.Где работать мне тогда,Чем заниматься?Владимир Маяковский «Кем быть?»Проблемы профориентации далеко не новы в современной школе. Уже, наверное, лет 40 назад в каждой школе был кабинет профориентации, где на стендах располагалась информация о существующих училищах и техникумах, специальностях и профессиях. Кроме всего прочего, все старшеклассники раз в неделю работали в УПК (учебно-производственном комбинате), приобретая основы различных профессий. Диапазон был не слишком широк, но в идеале по окончании школы можно было получить документ о приобретении основ профессий и при необходимости пойти работать хоть на производство (если приобретал профессию слесаря, токаря), хоть помощником воспитателя в детский сад или помощником продавца в магазин. На деле все обстояло несколько по-иному: как правило, старшеклассники ориентировались все-таки на вузы и осваивать рабочие специальности не очень-то хотели.
Что действительно было актуально, так это так называемая машинопись, на которую попасть было очень трудно, что неудивительно, так как это то дело, которое могло пригодиться всем студентам – всем приходилось печатать курсовые и дипломные работы. Но о серьезной профориентации в УПК речь все-таки не шла.Сейчас, с одной стороны, многое изменилось, появилось несметное количество разнообразных форм профориентации, способов знакомств с профессиями, рассчитанных на любой возраст, начиная чуть ли не с детского сада: разовые акции, долгосрочные программы типа «Мастерславля», разнообразные стажировки, специальные курсы, психологические тренинги и консультации старшеклассников по выбору профессии, экскурсии на производство. Мы не говорим и о старых добрых стендах с рекламными плакатами, о 15-минутных выступлениях представителей профессий или студентов колледжей на классных часах. И это притом что в XXI веке появилось множество новых профессий и специальностей, о которых еще 20 лет назад никто и не догадывался, изменилась и скорость жизни. Новые технологии используются во всех профессиональных сферах, и это, конечно, влияет на изменившийся рынок труда. Специалисты утверждают, что на данном этапе времени студенты, поступившие на 1-й курс технических вузов, придя на работу через 4-5 лет, должны будут осваивать все производство с нуля. Кроме того, современные тенденции в профессиональной сфере таковы, что первое образование на 70 процентов не является «профессиообразующим» и значительно больше востребованы те специалисты, которые получают по 2-3 высших образования, причем в разных областях. То есть нужны не те, кто по много лет проработал на одном и том же месте, а те, кто способен учиться, меняться, приобретать разный опыт, быть креативным, коммуникабельным, придумывать различные нестандартные сценарии и проекты.Необходимо также понимать, что при всем разнообразии современного профессионального рынка одной из особенностей современных подростков является некоторая социальная инфантильность и довольно поздняя профилизация.Как же помочь современным школьникам разобраться во всем разнообразии профессионального рынка? Как сделать работу по профориентации не формальным, ради галочки, привеском, а полезной составляющей работы школы в целом?В нынешних условиях нам кажется оптимальной модель не профильной, а полипрофильной школы. При такой модели ребенку предлагается более широкое образовательное поле, более широкий выбор, следовательно, возможность пробовать себя в разных образовательных и профессиональных областях. В течение последних 20 лет наша школа разрабатывает и претворяет в жизнь последовательную программу профориентации, которая состоит из разнообразных этапов. Рассмотрим некоторые из них.Начальная и средняя (5-8-е классы) школа1. Встречи с родителями, которые рассказывают о своих профессиях. Иногда родители организовывают экскурсии на места своей работы, проводят профессиональные мастер-классы. Это важно и интересно для детей, дает возможность, во-первых, увидеть своих родителей с другой стороны, а во-вторых, начать знакомство с другими людьми – представителями самых разных профессий, что позволяет с раннего возраста учиться простраивать коммуникативные связи.2. Различные «профессиональные» игры, квесты, рассчитанные на ранний возраст, которые проводят учителя, психологи, родители-специалисты.3. Экскурсии в «Мастерславль» и другие подобные проекты, которых сейчас в Москве очень много.9-11-е классы1. Разработанные модульные курсы по профориентации (6-9 часов) «Я и моя профессия» и «Я и мое будущее» с различными формами деятельности, через которые проходят все девятиклассники. Цель курса: создание условий для исследования девятиклассниками своих индивидуальных особенностей и потребностей и определения связанных с ними профессиональных возможностей и ограничений. Кроме того, на курсе рассматриваются виды мотивации при профессиональном самоопределении, различные виды профессиональной деятельности в современном обществе.2. Специально разработанное психологическое тестирование, проводимое учителями старших классов и приглашенными специалистами-психологами, в результате которого ребятам даются индивидуальные рекомендации, составляются карты профессий.3. Стажировки. Основные задачи стажировок: «примерка» роли студента, специалиста; выстраивание своих отношений в новом коллективе; выполнение конкретных профессиональных задач; расширение социальных рамок; проверка своего выбора возможного вида деятельности.Так называемые предпрофессиональные и учебные стажировки продолжаются в течение недели. Огромное значение имеет не только сама эта стажировка (действие), но и преддействие, то есть подготовка к ней с обсуждением целей, задач, ресурсов, возможных рисков, а также последействие, или обсуждение результатов. Правильно организованное последействие позволяет осмыслить все, что видели и с чем соприкасались ребята, в том числе осознать свои риски, дефициты и профициты.1) 9-й класс – другие школы города, колледжи, техникумы, училища. Цель: предоставление возможности выхода за пределы школы, в социум, возможность сравнить себя с другими сверстниками, примерить на себя другие «правила игры», другие требования, задуматься о возможностях получения образования после окончания 9-го класса, о дальнейшем выборе профессии, способах обучения;2) 10-й класс – на местах предполагаемой будущей работы (хотя бы в сфере будущей деятельности). Цель: узнать как можно больше, в чем специфика той или иной профессии, что является результатом его деятельности, с помощью чего он добивается результатов, какие способности необходимы для получения результатов, для продвижения в карьере, какой образ жизни ведут люди этих профессий, какое положение в обществе занимают, какой уровень жизни имеют; как результат – смогу ли я заниматься этой деятельностью, интересно ли мне это, важно или я ошибся в выборе;3) 11-й класс – в местах предполагаемой будущей учебы: институты, университеты, колледжи. Цель: пожить жизнью студента, побывать на разных занятиях (в том числе и на старших курсах), узнать все о правилах приема и системе обучения не в дни открытых дверей, а непосредственно у студентов, преподавателей в процессе учебной деятельности, соотнести уровень собственной подготовки с требованиями, поговорить со студентами разных курсов, выяснить перспективы получения интересной работы по окончании.На сегодняшний день мы разработали сценарии и так называемых виртуальных стажировок с учетом несколько изменившейся внешней ситуации, в которой далеко не все вузы с удовольствием принимают ребят на стажировку, предпочитая исключительно такую форму, как день открытых дверей. Мы, конечно, тоже обращаем внимание ребят на эти дни, но они, к сожалению, дают довольно однобокую, скорее рекламную, нежели содержательную информацию.4. Фестивали профессий, на которые мы приглашаем выпускников, родителей, друзей и знакомых школы, готовых выступить перед ребятами. Они проводят занятия, мастер-классы, создают и обсуждают разнообразные модельные ситуации, читают лекции, посвященные современному состоянию рынка профессий. У ребят есть возможность задать любые вопросы: от зарплаты и необходимого образования до тонкостей профессии. У нас есть несколько разработанных сценариев подобных фестивалей, и, готовя их, каждый раз мы ориентируемся на конкретных детей и их запросы.Таким образом, мы последовательно осуществляем наш общий школьный проект по профориентации, в котором основной целью является не ориентирование ребенка на конкретную профессию при выходе из школы, а умение ориентироваться в современном очень сложном профессиональном мире, умение делать выбор, не бояться пробовать разные виды деятельности, осуществлять разнообразные профессиональные проекты. Поэтому с каждым новым классом формы работы преобразуются, несколько меняются, наполняются новым содержанием, составляются новые вопросники, разрабатываются новые сценарии конференций, организации рефлексии – вообще всей деятельности – с учетом запросов ребят, наших возможностей, а также изменяющейся внешней ситуации.
Школа №734 «Школа самоопределения»
Комментарии