Сегодня об энергосбережении говорится достаточно много. Энергоэффективность является одним из приоритетных направлений развития нашей страны. Грамотное и бережное отношение бюджетных организаций, в том и числе образовательных учреждений, к потреблению энергоресурсов стало требованием нормативно-правовых актов, в которых определены необходимые темпы снижения энергопотребления – 3% в год до конца 2014 года.
Без сомнения, работа по энергосбережению – затратный процесс, но при реализации эффективных мероприятий вложенные средства достаточно быстро окупаются за счет сокращения расходов на оплату коммунальных услуг.На сегодняшний день значительную часть коммунальных платежей образовательные учреждения должны покрывать самостоятельно из внебюджетных источников. Стало быть, экономия энергоресурсов – это экономия внебюджетных средств, которые можно перенаправить на другие нужды, к примеру, на повышение оплаты труда преподавателям, на развитие учреждения, покупку нового оборудования и т. д.До конца этого года согласно закону №261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности…» все бюджетные организации, в том числе и образовательные учреждения, должны пройти энергоаудит и назначить ответственных за энергосбережение. В помощь педагогическим коллективам на базе крупнейших вузов страны созданы региональные центры энергосбережения, специалисты которых не только обучают ответственных за энергосбережение, но и предлагают проведение конкретных энергоэффективных мероприятий.Так, при Донском государственном техническом университете в 2002 году был образован Южно-Российский региональный центр по контролю за расходованием энергоресурсов и их оплате учреждениями Минобрнауки РФ (ЮРРЦ). Его руководитель Алексей Шифрин рассказал, с чего приходилось начинать, какую работу в итоге удалось провести, чтобы найти наиболее приемлемые методы внедрения энергоэффективных и энергосберегающих мероприятий, эффективные для того или иного регионального вуза.В первую очередь ЮРРЦ определил основные пути к снижению объемов потребляемых учебными заведениями теплоэнергоресурсов и воды в Южном и Северо-Кавказском федеральных округах. Основными направлениями стали проведение паспортизации, анализ данных квартальных отчетов о потребленных теплоэнергоресурсах, а также разработка и внедрение энергосберегающих организационно-технических мероприятий.- Проведенная стопроцентная паспортизация учебных заведений и анализ отчетов позволили сделать неутешительный вывод. Пользуясь отсутствием нормативной документации и должного контроля со стороны федеральных ведомств, учебные заведения заявляли и расходовали ресурсы неудовлетворительно. Исследуя данные потребления тепловой энергии и воды, можно сделать вывод, что главная задача руководства учебного заведения – выбить средства на коммунальные услуги, не задумываясь о последствиях, – отметил Алексей Шифрин.Любой вуз – это достаточно стабильная структура. Количество зданий, число студентов и профессорско-преподавательский состав из года в год меняются незначительно, а именно эти факторы оказывают влияние на объем потребляемых теплоэнергоресурсов и воды. На основании таких данных специалисты центра пришли к выводу, что отклонения годовых расходов более чем на 5-10% от среднего уровня – преднамеренная системная ошибка.В результате анализ технической оснащенности образовательных учреждений приборами учета, системы заявления, планирования, потребления и отчетности энергоресурсов высветили перед коллективом центра вполне определенные задачи.На первом этапе были определены техническая и организационная стратегии. Первая включала в себя оснащение зданий учреждений приборами учета тепловой энергии, холодной и горячей воды, электроэнергии и газа. При этом был предусмотрен в обязательном порядке сбор почасовой и суточной информации в автоматическом и ручном режимах. Организационная стратегия заключалась в обучении в каждом образовательном учреждении специалиста для работы с информационной системой и выполнением анализа полученной информации.На втором этапе были выбраны учебные заведения, руководители которых проявили заинтересованность в наведении порядка в расходовании ресурсов – всего определилось 14 учреждений, среди которых 12 вузов и 2 колледжа. В ходе третьего этапа специалистам центра необходимо было провести обследование инженерных коммуникаций учреждений, составить и согласовать проекты, определить источники финансирования и внедрения разработанных систем учета и автоматического сбора информации.Алексей Шифрин рассказал, что план был реализован в течение 2003-2009 годов. Однако последующий опыт показал, что в учебных заведениях не было специалистов, способных эксплуатировать системы диспетчеризации и узлы учета ресурсов, а в результатах анализа присутствовала ошибка «человеческого фактора». В итоге руководство университета решило создать в ЮРРЦ службу эксплуатации.- Сегодня мы обслуживаем в Ставрополе, Элисте, Волгограде, Невинномысске, Новочеркасске и Ростове всего 7 учебных заведений, остальные отказались. И, как показало время, в этих учебных заведениях оборудование работает, не используя всех технических возможностей, – отметил Алексей Шифрин.В настоящее время разработана информационно-аналитическая система, при которой работа на всех этапах, в том числе и анализ полученных данных, ведется только в автоматизированном режиме. Сегодня такая программа проходит апробацию в ДГТУ и Калмыцком государственном университете. Полностью автоматизированная система позволяет определять удельное потребление каждого вида ресурса в каждом отдельно стоящем здании, сравнивать потребление с аналогичными по назначению зданиями, строить почасовые графики потребления ресурсов, определять причины перерасхода.- Обобщив опыт определения удельных норм потребления холодной и горячей воды на одного человека, тепловой энергии на 1 м3 зданий общежитий и учебных корпусов в нескольких учебных заведениях одной климатической зоны, можно с большой степенью достоверности утверждать эту норму как базовую для всех учебных заведений этой зоны, безусловно, с учетом особенностей данного учреждения, если они имеются. Эти решения должны приниматься на уровне региональных центров энергосбережения, – считает Алексей Шифрин. Он также рассказал, что в 2008 году, когда начался значительный рост тарифов на энергоносители, специалисты центра по просьбе руководства Калмыцкого государственного университета провели анализ оплаты за потребляемые ресурсы. В результате выяснилось, что значительная доля коммунальных платежей приходится на тепловую энергию (56%). «Мы разработали основное экономически выгодное мероприятие – переход на собственные источники тепловой энергии. Составили технико-экономическое обоснование. Срок окупаемости расходов на собственные котельные – 1,5 отопительных сезона. И сегодня этот университет на 75% «ушел» от городских тепловых сетей, получает экономию средств, тепловую энергию в нужном объеме и требуемого качества. Собственно, то, что не могли обеспечить коммунальщики», – добавляет Алексей Шифрин. По его мнению, сегодня итогом внедрения предлагаемых мероприятий должен стать перевод учебных заведений от системы заявления ресурсов к технически обоснованной системе лимитирования всех видов ресурсов. Расчет экономического эффекта от внедрения системы установления лимитов по 38 вузам Южного федерального округа и Северо-Кавказского федерального округа (по состоянию на 2010 г.) составляет, по скромным подсчетам, 200 млн руб. в год, в среднем каждый вуз перерасходовал энергоресурсов более чем на 5 млн рублей.Необходимость действия подобных центров при ведущих российских вузах очевидна, поскольку оказывает реальную помощь в эффективном и экономном использовании невосполнимых природных ресурсов, которых осталось на Земле уже не столь много. Со своей стороны учреждения высшего профессионального образования должны не только работать по основным образовательным программам или обучающим курсам энергоэффективности, но и на своем примере внедрения энергосберегающих технологий вести просветительскую работу для своих студентов.Например, переоборудованный и автоматизированный тепловой пункт может служить в качестве учебного пособия для студентов и слушателей курсов повышения квалификации. На базе такой рабочей учебной лаборатории студенты могут проводить свои исследовательские работы в области энергоэффективности.Таким образом, работа подобных центров дает возможность осуществлять квалифицированную переподготовку ответственных за энергосбережение, обучать и вести просветительскую работу среди студентов и преподавателей самого вуза, консультировать специалистов сторонних организаций по вопросам энергосберегающих мероприятий, а также продемонстрировать на практике преимущества их внедрения и показать, что вуз умеет грамотно использовать энергию.Помимо этого сегодня многие российские вузы в рамках профориентации сотрудничают с общеобразовательными учреждениями. И здесь как никогда необходима наглядная агитация энергосбережения. Помимо ознакомления с профильными программами высшей школы учащиеся посещают центры энергоэффективности, а значит, учатся экономии на практике. Да и в самих образовательных учреждениях в последнее время становятся популярными различные тематические конференции и конкурсы школьных работ по энергосбережению. На суд конкурсных комиссий, как правило, состоящих из кандидатов и докторов наук, ребята из разных регионов и стран СНГ представляют проекты расчетов энергопотребления в своей школе, квартире или затрат на энергоресурсы в организациях, где, например, работают их родители. Некоторые пытаются предложить свои разработки в области энергосбережения. И отрадно, что у современной молодежи есть интерес к этому вопросу.К сожалению, сегодня в нашей стране люди еще чисто психологически не привыкли экономить, в особенности если речь идет об энергии и водных ресурсах. Для многих руководителей современных предприятий вопросы энергосбережения являются далеко не приоритетными. Так что, наверное, в первую очередь нам всем надо работать именно в этом направлении – популяризировать энергосбережение, раз за разом доказывать его целесообразность. В конце концов это позволит прийти к тому, что требования закона №261-ФЗ будут восприниматься как обоснованные и необходимые каждому человеку, будь он ответствен за бюджет огромного предприятия или за бюджет своей семьи.
Комментарии