Тамбовская область в части начального профобразования в России на особом счету. Главным образом потому, что здесь осторожно, не спеша и без ненужного риска год за годом реализуют самые современные новации: соединили все областные профтехучилища информационной сетью и каждому предложили пользоваться электронными учебниками как по предметам общеобразовательного цикла, так и по специальным дисциплинам. Приобрели для сельских ПТУ тракторы с компьютерным оборудованием и кондиционерами, превращая работу для сельских мальчишек в престижное и увлекательное дело, из обычного строительного училища сделали комплекс, где ослабленные или имеющие в силу плохого здоровья особые проблемы и потребности подростки и оздоравливаются, и получают профессию. В ситуации нехватки финансовых средств на укрепление материальной базы и ее развитие по-новому организовали внебюджетную деятельность. Так шаг за шагом и шли, сохраняя и укрепляя систему профтехобразования. И тут грянул гром: 1 января 2005 года в соответствии с законом области передали профессиональные училища, которые раньше были на федеральном уровне. Как же справляются в Тамбовской области с прибавлением в образовательном хозяйстве?
– Вместе с недвижимостью нам передали 19 ПТУ, – рассказывает председатель областного комитета по профтехобразованию Валерий РОЗОВ. – 7 оставили на федеральном уровне. Думаю, что напрасно: раз уж решили, надо было передавать все. Среди переданных – сельские, строительные, промышленные ПТУ. Единственное, что озадачило, так это то, что с финансированием получилось не так, как хотелось. Мы думали, что поступят так называемые окрашенные, то есть целевые средства, предназначенные для профессиональных училищ, но нам на эту сумму дали освобождение от определенного вида налогов. Поэтому пришлось думать о том, как снять напряжение, поскольку область у нас дотационная. К тому же за последние годы я всегда говорил директорам ПТУ, что надо заниматься хозрасчетной деятельностью, так что 25% средств училища имеют за счет внебюджетки. Новые училища будут вовлечены в работу по этой же модели.
– Но мы собираемся два-три училища закрыть. Вернее, откажемся от тех, что вели параллельную подготовку специалистов с другими училищами или готовили таких специалистов, которые области не нужны. Например, обучали продавцов, работников сферы услуг, парикмахеров. Когда финансирование было из федерального бюджета, нам было все равно, тем более что выпускники работу себе находили и частенько за пределами области. Но теперь, когда регион сам финансирует подготовку специалистов, приходится думать прежде всего об удовлетворении потребности в кадрах тех предприятий, которые работают на тамбовщине. Эти два-три училища будут перепрофилированы и объединены с другими. При этом мы сделаем наибольший упор на пропаганду и финансирование подготовки металлистов, которые остро необходимы промышленности. И набор, и выпуск таких рабочих мы намереваемся увеличить.
Процесс слияния учебных заведений будет долгим и неторопливым. Например, из двух училищ, мы сделаем одно. Уйдут пенсионеры, из руководителей мы выберем того, кто представит лучшую концепцию развития образовательного учреждения. Одни учащиеся за это время закончат учебу, остальным мы предложим обучение по другим профессиям, более престижным и пользующимся большим спросом, сохранив то же самое количество обучающихся. Во-вторых, речь идет в основном о городских училищах, все сельские останутся без изменений. Они нам нужны, потому как, закрыв какое-то из этих образовательных учреждений, можно сильно ударить по экономической и культурной жизни сельских районов. Сельские ребята там учатся, они останутся там работать, ведь училища на селе решают очень важные социальные функции.
Наиболее острый вопрос при реструктуризации – это распоряжение недвижимостью. Не секрет, что на здания, занимаемые образовательными училищами, очень много охотников. Не получится ли так, что при реструктуризации, объединении училищ потеряется часть недвижимости, которая передана области вместе с учреждениями?
– Мы очень осторожно подходим к этому вопросу, – говорит Валерий Николаевич, – думая о том, чтобы эти здания действительно не были потеряны для системы образования. Например, в Мичуринске освобождаются два здания, но никакие сторонние организации их не получат. Одно перейдет педагогическому институту, другое – тому профучилищу, где после объединения будет идти подготовка специалистов по металлообработке.
Однако как бы ни увеличивала система набор и выпуск специалистов, промышленность этого не почувствует, если не будет изменена система обучения молодых людей. Дело в том, что, получив диплом ПТУ, они тут же призываются в армию, а после демобилизации возвращаются на предприятия немногие. Во-первых, потому, что до призыва не успевают закрепиться на производстве и стать там своими работниками, во-вторых, после двух лет службы теряются навыки специальности. Что нового тут может предложить Тамбовская область, ведь призыв в армию никто не отменит, даже если ребят примут на самые закрытые оборонные предприятия?
– Мы хотим кое-что изменить, – раскрывает тайну Валерий Розов. – И скорее всего вернемся к старой системе обучения, когда были разделены профессиональное обучение и общеобразовательная подготовка. Ребята получат среднее образование, но профессиональное будет им дано сразу, интенсивно, то есть в другие сроки, с тем чтобы на год раньше, в 16,5-17 лет, они могли встать к станку, закрепить и усовершенствовать свои навыки. Поэтому, отслужив в армии, они смогут вернуться на предприятия, чувствуя себя конкурентоспособными. А среднее образование ребята по схеме вечерней школы или экстерната продолжат и завершат, уже работая на производстве. Мы хотим организовать бесплатную двухнедельную адаптацию демобилизованных воинов, с тем чтобы они вспомнили когда-то приобретенные навыки. Такая программа уже разработана.
Комментарии