search
main
0

Пример для подражания

Курс «Основы религиозных культур и светской этики» призван помочь школе воспитывать честных, порядочных, терпимых людей, уважающих взгляды и убеждения других. Знакомство с религиозными культурами поможет понять разнообразие и множественность взглядов и представлений.

Такой курс вводится в нашей школе впервые, и опасаться, что он как-то собьет ее с научных позиций, не стоит, он только обогатит внутренний мир школьника и расширит его культурный кругозор. Учебное пособие «Основы исламской культуры» написано совместно с ректором Исламского университета Маратом Муртазиным, и в нем мы стремимся рассказать о мусульманах то, что сложилось в их жизни и культуре на протяжении веков. Исламские реалии, пророк Мухаммад, Коран, Сунна (книга высказываний пророка), обязанности мусульман, нравственные ценности – темы, раскрываемые в учебнике. Особое место занимает в учебнике материал об основателе ислама и учителе нравственности пророке Мухаммаде. Его любовь к людям, сострадание, стойкость, бескорыстие – разве это не пример для подражания и сегодня? В пятом классе учащимся предлагается раздел «Ислам в России». Исламская культура стала развиваться еще со времени проникновения этой религии в Россию в VIII веке. А много ли о ней знают наши сограждане? Между тем ислам – мягкая религия добра, мира, любви к человеку. Она имеет свои гуманные нравственные ценности. Это гибкая религия, вбирающая в себя местные обычаи и традиции. Мы стремились обобщить все вечное, что есть в этом учении. Большая часть уроков пятого класса – это нравственные ценности ислама. Их темы: сотворение добра, дружба и взаимопомощь, семья, отношение к старшим, гостеприимство. Использовались при освещении тем выдержки из священных книг, биографические материалы об известных людях (Лев Николаевич Толстой, Муса Джалиль), притчи, поучения Каюма Насыри – татарского просветителя, стихи поэтов-мусульман. Еще один раздел учебника – это образование, организация которого привела еще в период Средневековья к почти поголовной грамотности населения в исламских государствах; характеристика школ и учеников. Рассматривается нами состояние науки, изобретения Улугбека, Авиценны, математиков, астрономов. Искусство ислама, праздники мусульман – этот материал также освещается в книге. К каждому уроку предусмотрена система вопросов и заданий, очень важно сделать обучение интерактивным, предусмотреть решение детьми жизненных проблем, использовать различные источники информации, включая ИКТ. В учебнике предусмотрены темы, предлагаемые школьникам для выполнения сообщений, презентаций, например «Ислам – религия внутренней и внешней чистоты». Хотелось бы, чтобы с исламской культурой ближе познакомились не только семьи мусульман, но и те, кто относится к другим религиям, чтобы вырастить детей с широким взглядом на мир, способных к взаимодействию с другими людьми.

Диляра ЛАТЫШИНА, профессор МПГУ имени Ленина, член авторского коллектива

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте