Федерация Интернет Образования сегодня – крупнейший центр переподготовки учителей по информационно-коммуникационным технологиям. В настоящее время действует 41 региональный центр интернет-образования, обучение в которых прошли около 90 000 человек.
Почему переподготовкой государственных служащих в этом направлении занимается негосударственная структура? Вопрос – к нефтяной компании ЮКОС. По ее инициативе был разработан некоммерческий образовательный проект «Поколение.ru», цель которого – содействие информатизации российского образования. Федерация Интернет Образования была создана для реализации этого проекта.
В чем сущность партнерства гражданского общества и власти в области образования? Чему учат учителей в центрах Федерации? Как они применяют свои знания на практике? Ответы на эти вопросы мы получили у директора Московского центра интернет-образования, директора образовательных программ ФИО, кандидата технических наук, главного редактора журнала «Вопросы интернет-образования» Светланы АВДЕЕВОЙ.
– Светлана Михайловна, как осуществляется на практике принцип взаимодействия власти, общественности и бизнеса, провозглашенный как основной принцип деятельности ФИО?
– ФИО создала эффективную и устойчивую модель такого многостороннего партнерства. Ее суть сводится к следующему: генеральный спонсор проекта «Поколение.ru» – НК ЮКОС ежегодно выделяет 10 миллионов долларов на осуществление проекта. Те регионы РФ, в которых открываются центры интернет-образования, принимают на себя определенную часть затрат по созданию и поддержанию их дальнейшей деятельности. Центры в регионах создаются на базе ведущих высших учебных заведений. Таким образом, каждый центр интернет-образования – это совместный проект администрации региона, высшего учебного заведения и ФИО.
– Как вы думаете, зачем учителям нужны те знания, которые они приобретают здесь, у вас? Учителям информатики – понятно, а предметники и так неплохо справляются со своей задачей, не говоря уже о директорах школ.
– Наши слушатели видят, насколько интереснее, ярче может стать образовательный процесс, если включить в него ИКТ-технологии. Их использование резко повышает мотивацию учеников. Кроме того, поднимается авторитет педагога перед учениками. Ведь нередко бывает, что дети знают о компьютерных технологиях побольше учителя, а это неправильно. Так что для учителя-предметника повышение квалификации в ФИО не менее важно, чем для учителя информатики.
Важно, чтобы и руководитель школы понимал, как важно использовать ИКТ в образовании. Тогда он будет следить за тем, чтобы у предметников был доступ к компьютерам, чтобы компьютеры в школе были, причем современные.
Так что в нашей работе важен системный подход: обучение всех участников образовательного процесса. Использовать ИКТ-технологии должен и директор, и учитель, и методист, и психолог, и библиотекарь. Тогда это будет эффективно.
– Занимается ли ФИО обучением студентов, преподавателей вузов?
– Не могу сказать, что мы совершенно не работаем с педагогическими вузами. Наверно, надо работать больше. Но наш ресурс достаточно ограничен, хотя над расширением в этом плане мы думаем.
Пример работы с преподавателями высшей школы – создание на базе Московского городского педуниверситета Московского городского ресурсного центра переподготовки школьных учителей, открытого ФИО совместно с МГПУ и Московским комитетом образования. На базе этого центра обучались преподаватели с самых разных кафедр.
– Как учителя становятся слушателями?
– В каждом из региональных центров есть зам. директора по работе со слушателями, который, как правило, является сотрудником регионального управления образования. Он формирует слушателей из числа тех педагогов школ, куда, например, будет или совсем недавно была поставлена техника. Так что списки составляет управление образования, исходя из своих потребностей.
Бывают у нас и целевые потоки, которые формируются из победителей конкурсов. Например, мы регулярно приглашаем победителей конкурсов «Учитель года», «Лидер образования».
– И кто же учит педагогов?
– Когда мы только начинали работу, больше внимания уделялось технологическим аспектам, соответственно среди преподавателей было больше компьютерщиков. За четыре года ситуация в образовании принципиально изменилась. Сейчас в стране много хороших педагогов, которые владеют информационными технологиями на высоком уровне.
– Сколько длится полный курс?
– Базовые курсы – в среднем 72 часа. Для учителя это минимальное количество часов, после которых можно получить удостоверение государственного образца, которое засчитывается при аттестации, при тарификации как повышение квалификации.
Есть и более длительные программы – 140-часовые, после их прохождения слушатели получают свидетельство государственного образца о повышении образования. Это, к примеру, программы «Тьютор интернет-образования», «Информационные технологии в управлении образованием».
В 2003 году прошла обучение группа по переподготовке на координатора информационного пространства школ. Программа была рассчитана на 500 часов, по окончании выпускники получили соответствующую специализацию.
Кроме того, в ФИО много разнообразных программ обучения. Существуют четыре базовые. В рамках программы «Интернет-технологии для учителя-предметника» слушатели знакомятся с основами работы в интернете, основами сайтостроения, дистанционного обучения, учатся создавать мультимедийные презентации в Microsoft PowerPoint, готовить дидактические материалы в Microsoft Office.
Программа «Методист интернет-образования» предназначена для работников образования, непосредственно занимающихся организационным и методическим обеспечением интернет-проектов в образовательных системах или отдельных образовательных учреждениях.
Программа «Интернет-технологии для администратора образовательного учреждения» предполагает, среди прочего, изучение работы локальных сетей, коллективной работы в интернете, поиска в Сети. Преподаватели показывают, как можно использовать интернет-ресурсы в учебно-воспитательной работе образовательного учреждения.
Внимание слушателей программы «Интернет-технологии для работников федеральных и муниципальных органов власти, журналистов и работников социальной сферы» обращают на использование офисных технологий в профессиональной деятельности, обучают основам работы в интернете.
– А как организовано дистанционное обучение ИКТ-технологиям?
– С тех пор как мы выиграли конкурс Министерства образования «Открытие региональных центров дистанционного обучения в 2002-2003 году», таких центров уже открыто 18. Там можно проходить обучение как очно, так и дистанционно, или использовать гибридный метод обучения, когда обучение начинается с очного трехдневного семинара, осуществляется дистанционная поддержка, а защита тоже проходит очно.
Организация центров позволяет так работать: в каждом из них есть 4 класса для очной работы и мощные серверы для поддержки дистанционного обучения.
На настоящий момент разработано 17 курсов дистанционного обучения, включая не только курсы по информационным технологиям, но и методические курсы в преподавании того или иного предмета.
– Проводятся ли опросы среди поступающих и среди выпускников, чтобы оценить, сколько из них применяют в работе компьютерные технологии?
– В разных регионах ситуация разная, да еще меняется от потока к потоку. Конечно, к нам приходят учителя, среди которых ИКТ-технологии используют не более 10%. Потом от 20 до 40 процентов выпускников стараются использовать их регулярно. И больше половины используют их редко. Это объясняется тем, что не во всех школах у учителей-предметников есть регулярный доступ, потому что техники не хватает на всех.
– А психологические проблемы с обучением есть?
– Конечно, это большой стресс для педагога просидеть 6-8 часов за компьютером. Учителю-гуманитарию сложно понять информационные технологии. Нагрузка на психику огромная: они попадают в непривычный мир, где много непонятного. На 3-4-й день происходит кризис: их охватывает паника, кажется, что ничего не получится, что это слишком сложно, но через несколько дней они втягиваются, и в итоге все достаточно успешно заканчивают обучение.
– Наверно, больше проблем у более взрослых слушателей? Сколько лет самому взрослому выпускнику ФИО?
– Был у меня такой случай, когда на вручении дипломов ко мне подошла пожилая женщина и говорит: «Наверно, я у вас самая пожилая, но мне было очень интересно, и я буду применять знания». Выглядела она довольно молодо, и я ей сказала, что у нас три месяца назад закончила обучение женщина, которой было 62. А она ответила, что ей уже 68. Кстати, у пожилых преподавательниц возникает не больше проблем, чем у остальных.
– Бывает ли так, что приходят люди, которые вообще не умеют работать с компьютером?
– Научиться включать компьютер можно и в родной школе, поэтому мы стараемся таких людей не брать. Другое дело – освоить программное обеспечение, образовательные ресурсы, методики. Это сложно сделать в школе при большой нагрузке на компьютерный класс, на педагога.
– Светлана Михайловна, кого, по вашему мнению, важнее обучать: студентов или практикующих учителей?
– Я считаю, что учить надо и тех, и других. Сложившемуся педагогу надо показать, как замечательно компьютер может изменить образовательный процесс. А в педагогических вузах в принципе должны этому учить. Может, необычность, яркость учебного процесса с использованием ИКТ-технологий будет тем фактором, который приведет студента в школу.
Главное, чтобы это обучение надолго не повисало без применения. Надо, чтобы после обучения у выпускника была возможность свои знания закрепить и использовать в школе. Тогда будет все в порядке!
Комментарии