search
main
0

Применение современных тифлотехнических средств в инклюзивном обучении школьников с глубокими нарушениями зрения точным наукам.

Для детей с глубокими нарушениями зрения в настоящее время в нашей стране существует несколько форм обучения. Обучение может проводиться в специализированных школах-интернатах, на дому, дистанционно или инклюзивно.

В первом случае специализированные школы-интернаты проводят обучение, воспитание, формируют у школьников навыки самостоятельной жизни и всесторонне раскрывают творческие способностей детей. В школах-интернатах созданы необходимые условия не только для обучения и воспитания, но и для коррекции имеющегося дефекта, а также реабилитации и социальной адаптации.

При обучении на дому основным недостатком является дефицит общения со сверстниками, а как следствие – трудности в социальной адаптации и интеграции ребёнка в общество.

Дистанционное обучение, естественно, требует дополнительных специальных навыков и тифлотехнических электронных средств для организации учебного процесса. Эта форма обучения, так же  как и обучение на дому, не способствует преодолению трудностей социальной адаптации и интеграции ребенка в общество.

Инклюзивное обучение детей с глубокими нарушениями  зрения в общеобразовательных учреждениях проводится в коррекционных или обычных классах. Такая форма обучения способствует преодолению барьера в межличностных отношениях среди детей, позволяя ребятам с нарушениями здоровья участвовать во многих школьных мероприятиях наравне со своими сверстниками из других классов. Важен также тот факт, что дети учатся рядом с домом, воспитываются и живут в семье.

Обучение в общеобразовательном учреждении подразделяется на три ступени.  Первая ступень – обучение в «младшей» школе. Вторая ступень – «средняя» школа. Третья ступень – «старшая» школа. На каждом из этих этапов возникают дополнительные трудности в обучении детей с глубокими нарушениями зрения.

Прежде всего, встает вопрос о наличии или подготовке квалифицированных кадров, которые обеспечат организацию и проведение учебного процесса. Преподаватели должны будут прежде всего, сформировать благоприятные комфортные психологические условия обучения школьника. В данном случае потребуется квалифицированная работа и консультации психолога, владеющего вопросами специфики обучения детей с глубокими нарушениями зрения. Администрации учебного учреждения и педагогическому коллективу понадобится достаточное количество сил для создания доступной среды.

Школьника с глубокими нарушениями зрения, прежде всего, необходимо научить ориентироваться в здании и прилегающей территории. Оснастить внутренние помещения системами ориентиров. Объяснить и научить обычных обучающихся, как нужно помогать их сверстнику, если тому требуется помощь. Если школьник начинает обучаться инклюзивно не с первого класса, то тогда возможно он обладает определёнными навыками ориентировки в окружающем пространстве. Эти навыки, скорее всего, он получил при прохождении пропедевтического курса в специализированном детском саду. Затем постепенно происходило развитие и закрепление этих навыков. А вот в случае, когда ребёнок приходит в школу без специальной подготовки, придётся потратить очень много времени на формирование таких очевидных понятий для обычного ребёнка как «слева», «справа», «сверху» и т.д. Специалистов, обладающих навыками работы с такими детьми, в обычных школах, естественно, нет. Один из выходов в сложившейся ситуации, – привлечь для индивидуальных занятий квалифицированного специалиста из сторонней организации, занимающейся данными проблемами.

При инклюзивном обучении обязательно возникнут трудности в обеспечении школьника учебниками. Обратим внимание на эту немало важную проблему. Как известно, книги, изготовленные рельефно-точечным шрифтом Брайля, занимают довольно большие объёмы. В специализированных учреждениях имеются соответствующие помещения – хранилища для размещения данных книг. Следует заметить, что получение книг специализированными учреждениями производится централизовано, по заявкам, сделанным заранее.

При инклюзивном обучении учащиеся столкнуться с этими двумя трудностями: необходимо предусмотреть возможность хранения книг, изготовленных рельефно-точечным шрифтом не только дома, но и в школе. Следовательно, ученику потребуется два комплекта учебников. Носить комплект учебников каждый день с собой при большом количестве предметов и больших габаритах книг не представляется возможным.

Еще одна проблема – даже в специализированных библиотеках больших городов не всегда имеются учебники, необходимые для организации учебного процесса. Следовательно, придётся обращаться в библиотеку специализированной школы для получения необходимых книг.

В процессе обучения школьнику потребуются различные тифлотехнические средства: прибор, грифель, достаточный запас тетрадей для письма по системе Брайля. Для выполнения письменных работ по русскому или иностранному языку, а так же предметов гуманитарного цикла можно использовать стационарный или переносной компьютер, оснащённый программой речевого доступа и желательно Брайлевским дисплеем. Если школьник не владеет навыками работы на компьютере, то это очень сложная проблема, которую надо решать чуть ли не в первую очередь. Компьютер для обучающегося с глубокими нарушениями зрения – важный инструмент в процессе получения, обработки и хранения информации. Использование персонального компьютера незрячим человеком коренным образом отличается от работы обычного школьника. В этом случае используются особые приёмы работы, знание клавиатурных команд, четкое представление расположение клавиш и навыки ввода информации «слепым» десятипальцевым способом. При обучении школьника с глубокими нарушениями зрения работе на персональном компьютере необходимо уделять большое внимание формированию невизуальных образов графического интерфейса операционной системы и программ, которые будут использоваться в процессе изучения материалов по различным дисциплинам. Необходимо добиваться четкого представления окна активной программы, с которой он работает. Рассказывать, где расположены различные элементы управления программой – кнопки, флажки, «меню», как они выглядят и как можно сделать их активными.

Следующий немаловажный момент, на который обязательно надо обратить внимание при инклюзивном обучении, – это выполнение построений геометрических чертежей и графиков различных функций и диаграмм. Для выполнения работ такого вида, необходимо иметь прибор для рельефного рисования, линейки различной длины с рельефными делениями, треугольник, транспортир. Все эти приборы можно купить заранее в специализированных магазинах, а вот применение данных инструментов и выполнение построений рельефных чертежей требует особых навыков, отличающихся от стандартных приёмов построения. Преподаватель, проводящий занятие по предмету, обязательно должен обладать этими специальными навыками. Умение выполнять построения чертежей и графиков играет огромную роль в развитии пространственного представления. Первоначально необходимо выработать навыки построения прямых линий и отрезков.

Построение рельефно-точечных чертежей очень сильно отличается от обычных построений. Для построения прямой надо взять и положить лист на прибор для рельефного черчения. Проколоть две точки с лицевой стороны листа в обратную сторону. Затем перевернуть лист лицевой стороной вниз. Определить проколотые точки и приложить к ним линейку. Затем вдоль края линейки необходимо либо проколоть точки грифелем, либо провести линию. Грифель при этом надо держать под углом к листу бумаги. Не следует сильно надавливать на грифель, так как он может прорвать бумагу. Если есть такая возможность, можно использовать рейсфедер с зубчатым колесом на конце. При выполнении построений графиков различных функций первый этап тот же, что и у обычных учащихся. Таблицу с координатами точек можно выполнить в тетради или на отдельном листе бумаги. Сами же построения удобнее проводить на специальном листе с нанесённой системой координат. Такую систему координат можно изготовить с помощью специального принтера. Помимо осей координат, на ней должны быть расположены точки, изображающие координатную сетку. Теперь самый важный и главный момент в построении графика. Лист необходимо положить на прибор для рельефного черчения лицевой стороной вверх, как и при выполнении построений в обычном случае. Затем нужно определить координаты точек, указанных в таблице и проколоть их в обратную сторону. Затем лист нужно положить лицевой стороной вниз. Убедиться в том, что все проколотые точки воспринимаются тактильно. У учащегося должны быть шаблоны различных функций, которые изучают в школьном курсе. Шаблоны могут быть изготовлены из твёрдого плотного картона или из достаточно толстого пластика. Выбрав нужный шаблон, необходимо аккуратно приложить его к проколотым точкам. Затем, вдоль края шаблона провести с помощью грифеля или рейсфедера линию так, чтобы она была тактильно различима с обратной лицевой стороны. При выполнении построений могут возникать трудности не только пространственного представления, но и может быть затруднена моторика пальцев рук. Необходимо постараться преодолеть все эти трудности и тогда в старших классах, когда возникнет необходимость решать графически системы уравнений и неравенств, можно будет использовать пространственное представление и выполнять построения вербально.

Итак, даже схематическое построение любой геометрической фигуры, графика функции или диаграммы занимает у школьника с глубокими нарушениями зрения больше времени, чем у обычного обучающегося.

Вот почему очень важно развивать пространственное представление. Это поможет не только успешно проходить курс обучения, но и правильно воспринимать окружающую среду и ориентироваться в ней.

Сергей Жуковский

, преподаватель математики и информатики общеобразовательной школы-интерната для слепых обучающихся №1 Департамента социальной защиты населения города Москвы

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Новости от партнёров
Реклама на сайте