Как можно неплохо заработать на потенциальных медалистах
Весь 11-й “А” замер: Анна Серафимовна задумчиво посмотрела на своего любимого выпускника и, тяжко вздохнув, произнесла: “Костенька, ставить тебе четверку рука не поднимается – ты же на медаль идешь. Но сегодня ты отвечал не очень: и при доказательстве теоремы допустил несколько сбоев, и при построении графика плавал в координатах… Я тебе поставлю точку, пересдашь послезавтра, тоже на уроке”. Через день отличник Костя снова отвечал по зачетной теме. И снова Анна Серафимовна обнаружила у Кости какие-то недочеты. Весь класс терялся в догадках-недочетов никто не заметил. На следующий день после уроков в школу пришла Костина мама. О чем она разговаривала с математичкой, осталось тайной. Но в середине апреля реноме отличника было восстановлено.
Эта история произошла с сыном моих знакомых. Осенью я пришел поздравить Константина с серебряной медалью и со студенческим билетом.
История, о которой поведал мне Константин, достойна того, чтобы ее рассказать всем.
Во время сдачи экзамена в институт Костя случайно разговорился с девушкой-абитуриенткой. Светлана поведала Константину о том, что у нее в марте были трудности с математикой: вдруг преподавательница стала выражать недовольство ее ответами. Родители девушки заволновались, и тогда учительница посоветовала им походить на месячные курсы к одной своей знакомой, работающей в другой школе. Рассказав об этом, девушка непроизвольно назвала ее имя: “Анна Серафимовна неплохо меня подготовила”. Тут Костя взвился от удивления: “Как звали эту преподавательницу? Так ведь это же моя школьная математичка… Странно, у меня точно такая же история приключилась. И тоже после 8 Марта. И я тоже ездил к одной учительнице в другой конец Москвы”. И тут уже Света: “А как ее звали?”
Как читатель уже, наверное, догадался, имя учительницы полностью совпадало с именем той, которая учила в родной школе Свету! И оплата за занятия оказалась одинаковой: по 400 долларов за восемь занятий по два часа каждое!
Сначала я как-то не очень поверил в эту историю, посчитав ее случайным совпадением. Но потом пообщался со знающими людьми, с репетиторами и с удивлением обнаружил, что в Москве и в других крупных городах России успешно работают “медальные прилипалы”.
Прошли те времена, когда любимым учителям несли цветы, коробки конфет. Сейчас жизнь другая и ставки другие. И кто-то хитроумный придумал: а почему бы не заставить отличников платить за медаль?
А теперь представьте семейную психологию. У родителей мальчик без нескольких месяцев медалист. И вдруг что-то не ладится… Родители готовы на все! Школьный педагог говорит родителям: мы, мол, готовы из сострадания, закрыв глаза, поставить пятерку. А вдруг этот пробел скажется на вступительных экзаменах? И когда родители спрашивают: “А что делать?”, вот тут-то им сердобольно советуют позаниматься индивидуально.
А дальше все идет по отработанной цепочке: ученик передан надежному преподавателю. Тот прогоняет его по некоторым темам, сочувственно цокает языком, когда слышит о вдруг ставшей очень строгой математичке, химичке, “англичанке”…
На самом же деле никакого сбоя не было. Обычно тот педагог, которому “подбрасывают” ученика, отдает своему коллеге-благодетелю от 15 до 20 процентов в зависимости от суммы и предварительной договоренности. В свою очередь он сам как бы оказывается обязанным перед своим коллегой и тоже по возможности старается обеспечить ему ученика.
Этот вид бизнеса можно осуждать, можно находить массу оправданий поведению учителя, ссылаясь на невысокую заработную плату и тяжелую жизнь. Но как бы там ни было, существует ситуация полной зависимости кандидата в медалисты от нечестных педагогов…
Нас уже приучили платить за образование. И мы, родители, готовы к этому. И есть уже люди, готовые создать нам условия для этого.
Игорь НЕХАМЕС
Комментарии