search
main
0

Прилежные ученики госпожи Истории

Здесь знания легко найти, трудно потерять и невозможно забыть

Музей современной истории России – единственный музей, экспозиция которого охватывает большой исторический период – от правления императора Александра II до наших дней. Современная интерактивная экспозиция размещена в залах бывшего Московского Английского клуба. В музее проходят увлекательные квесты и экскурсии, занятия и мастер-классы для взрослых и детей любых возрастов. Самым маленьким посетителям предлагаются тематические раскраски, песочные анимации и знакомство с роботом-экскурсоводом. Но, безусловно, основная целевая аудитория музея – школьники и педагоги. Где еще, как не здесь, лучше всего получать ценные знания в интерактивном формате? Итак, приготовимся… Путешествие во времени начинается!

 

«Когда я вырасту, непременно стану…»

Для начальной школы разработана программа профориентации «Кем быть»: профессии настоящего, прошлого и будущего. В музее представлено огромное количество профессий XIX, XX и XXI вв., их все осветить невозможно, но акцентировать внимание на ключевых вехах разных периодов стоит. Экскурсия начинается с рассказа об основных сословиях Российской империи: где родился – там и пригодился. Школьники знакомятся с деятельностью царя-реформатора Александра II. Изучение одной из самых важных тем – отмены крепостного права – проходит в форме игры. Дети делятся на две команды: одни представляют интересы крестьян, другие – дворян. Детям задают вопросы, например: «Освобождать крестьян с землей или без, выдавать им какие-то документы и выплаты или нет?» Обсуждая эти вопросы, школьники понимают, насколько сложными были проблема и поиск ее решения.

О прошлом нашей страны ребятам рассказывают доступным языком. Наглядность позволяет им погрузиться в быт и атмосферу эпохи Российской империи. В конце XIX века в больших бедных семьях дети работали сызмальства. Детский труд использовался даже в шахтах и был малооплачиваемым. Сравнивая распорядок дня современного школьника и ребенка XIX века из разных социальных слоев, дети лучше понимают особенности жизни той эпохи.

 

«Супермены Страны Советов»

В залах, посвященных СССР, проводится программа «Супергерои советской эпохи». Это не привычные современным детям персонажи комиксов Marvel, а космонавты, путешественники-исследователи, полярники, военные летчики, рабочие-стахановцы, олимпийские чемпионы, киноактеры. Ребята узнают, кто был кумиром их родителей, бабушек и дедушек, о чем мечтали сверстники в Стране Советов, на кого равнялись, какие цели ставили перед собой, как достигали высоких результатов.

Начиная с конца 50-х гг. XX века в СССР началось массовое жилищное строительство. Дети узнают, как возводились типовые дома-хрущевки, изучают карту Москвы, как она разрослась за 20 лет – с 1960 по 1980 год, живо обсуждают возможность получения бесплатной квартиры в Стране Советов. Это важный педагогический момент: увлекательная дискуссия позволяет покинуть зал с какими-то важными для каждого новыми знаниями и свежими мыслями.

 

«Моя страна – Россия»

Музей современной истории России – единственный музей, представляющий новейший период истории нашей страны. В зале, посвященном перестройке и 90-м годам XX века, школьники знакомятся с деятельностью первых президентов СССР и России, а также делятся собственными идеями: что бы они делали, если бы занимали эту ответственную должность. «Причем, на удивление, девочки гораздо более активны и чаще стремятся во власть», – рассказывает Ксения Андреевна Столярова, методист по музейно-образовательной деятельности. Экскурсию по залам, где представлены современные профессии, проводит не человек, а робот-экскурсовод по имени Клиоша. Юные посетители узнают о государственных праздниках и символах страны, разбираются при помощи Клиоши в достижениях современной науки и техники, могут увидеть Крымский мост с высоты птичьего полета.

В экспозиции музея нашла место и самая актуальная тема современности – пандемия коронавируса. Здесь и портреты врачей-героев, и экипировка докторов «красной зоны», и артефакты, собранные обычными россиянами в период долгой самоизоляции.

Особое место в экспозиции занимает интер­активная карта «Россия – Родина моя». Здесь ребята в игровой форме могут более детально ознакомиться с национальным составом страны, важными географическими объектами, городами-героями и часовыми поясами нашей страны.

Экскурсия «Кем быть» завершается фильмом в круговой кинопанораме «Символы России», в котором собрано все – и культура, и масштаб, и национальный состав, и богатейший мир профессий. «По итогам просмотра ребята ощущают почти взрослую ответственность за будущее своей страны», – делится впечатлениями Ксения Андреевна.

 

На островах сокровищ

Всем известно, что младшие школьники – непоседы. Им сложно долго удерживать внимание, поэтому лучший учебный формат в музее – это квест. Именно такова экскурсия «В поисках сокровищ» по коллекциям декоративно-прикладного искусства, народным промыслам страны, подаркам ее руководителям разных периодов. Скучать, созерцая это великолепие, школьникам не придется: с ними всегда присутствует мудрый Лев – проводник и хранитель музея. Он делится с младшеклас­сниками любопытными фактами из области не только истории, но и географии разных стран. А по завершении экскурсии ребятам предлагается творческий мастер-класс, на котором они учатся делать своими руками упрощенные подобия музейных экспонатов.

Еще одна очень увлекательная экскурсия для школьников – «В гостях у прошлого» по ХIХ веку. Это костюмированная музейно-образовательная программа, рассчитанная на 1-4-е классы. Ее ведут два экскурсовода в костюмах ХIХ века – военный и курсистка. Маленьких посетителей ждут творческие задания и загадки, а в завершение программы – историческая викторина.

 

На вкус и цвет товарищи есть

Музей современной истории России хорош своими гибкостью и многоплановостью. Ориентируясь на современный мегатренд на инклюзию, сотрудники разработали две программы, адаптированные под детей с особыми образовательными потребностями. «Я поведу тебя в музей» рассчитана на школьников с расстройством аутического спектра. «История на кончиках пальцах» – на слабовидящих.

Особой популярностью у школьников 5-8-х классов пользуются тематические квесты «История флота – история страны» и «Путешествие по «рельсам» истории». И это неудивительно, музейная коллекция военных кораб­лей и научных изобретений поражает воображение: здесь и макет знаменитого крейсера «Варяг», и аутентичный кабинет ученого XIX столетия, и грим-уборная актрисы.

В формате квеста сотрудники музея составили и вопросы для участников олимпиады «Музеи. Парки. Усадьбы». Именно поэтому Музей современной истории России имеет один из самых высоких рейтингов по посещаемости, мимо посетителей и экскурсоводов проносятся ребята в поисках экспонатов, что-то бурно обсуждая, анализируя и заполняя бланки ответов.

Помимо главного здания (ул. Тверская, 21) у музея есть и экспозиционно-мемориальные отделы – «Пресня», квартира Г.М.Кржижановского, Музей-галерея Е.А.Евтушенко, «Подпольная типография 1905-1906 гг.». Здесь наше прошлое говорит со школьниками на разных языках – поэзии и прозы, документов и предметов интерьера.

 

На заметку будущим студентам

Наверняка многие из моих читателей-педагогов согласятся: заниматься в музее среди экспонатов ученикам гораздо интереснее, чем в привычной обстановке класса. Специально для них Музей современной истории России открыл двери лектория «Абитуриент-2022». Он представляет собой цикл тематических занятий о периодах, начиная с правления Александра II и завершая историей Российской Федерации в начале ХХI века. Расписание занятий очень удобное: они проходят по воскресеньям и начинаются в 12.00. Полный график можно узнать на официальном сайте музея www.sovrhistory.ru или прочитать в брошюре «Музей – посетителям».

Помимо программы для абитуриентов в течение года в музее реализуется образовательный проект «Исторический лекторий». Еще один приятный бонус: вход для посетителей музея свободный!

Завершая повествование, хочется отметить выездные лекции с презентацией и пешеходные экскурсии. От тем разбегаются глаза: сюда включены прогулки по пушкинским местам Москвы и «Вещи, хранящие память», «Выборы в России: история и современность» и «Неизвестные герои Первой мировой», «Крым в судьбе России» и «Наука и техника в начале ХХI века». Благодаря такому разнообразию образовательных программ школьники могут изучать не только историю, но и обществознание, экономику, правоведение, литературу. Да что там, даже получать какие-то азы знаний из области точных и естественных наук. А знания в музее очень легко найти, трудно потерять и невозможно забыть!

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте