Однажды с наступлением холодов ребята стали рассуждать: «Вот бы всегда было жарко!» И тут возникли вопросы: «А что будет, если всегда будет жарко?», «Что случится, если повысится температура воздуха?», «Из-за чего может произойти потепление воздуха?».
Так, на детском совете было решено узнать:
- Почему даже зимой может стать очень тепло?
- Что происходит с природой при повышении температуры воздуха?
- Как называется явление повышения температуры воздуха?
- Как можно помочь природе?
Чтобы найти ответы на детские вопросы, мы решили провести небольшое исследование. Спроектировав модель теплицы, мы обратили внимание на то, что ее стенки удерживают тепло, тем самым повышая температуру воздуха и нагревая землю и предметы, находящиеся внутри. Мы выяснили, что из-за загрязнения планеты мусором на нижних слоях атмосферы образуется пленка, схожая со стенками теплицы, которая задерживает лишнее тепло на земле. Отсюда произошло название этого явления – парниковый эффект. Так нам удалось объяснить ребятам такие понятия и явления, как «подъем температуры воздуха», «поверхность планеты», «тепловая энергия», «атмосфера», «газы», «инфракрасные лучи».
О том, что может произойти при повышении температуры воздуха, ребята узнали из эксперимента под названием «Таяние ледников». Для работы мы создали макет Арктики, в котором для наглядности разместили обитающих там животных, создали «ледники» из настоящего снега и льда. Спустя некоторое время ребята увидели, что при комнатной температуре «ледники» стали таять, превращаясь в воду, и это привело к повышению уровня воды в «океане». В ходе эксперимента мы с ребятами установили, что таяние ледников в холодных странах приведет к затоплению прибрежной территории и небольших островов, например государств Океании и Карибского бассейна, а также к уничтожению растительного и животного мира.
На этом детские вопросы не закончились. Ребят волновало, что случится, если будет много дождей или, наоборот, если дождей не будет совсем. Мы взяли два одинаковых растения. Первое растение поливали обильно, второе не поливали вовсе. В итоге оба растения погибли. Ребята сделали вывод: интенсивность и частота выпадения осадков влияют на рост и развитие растений. Из-за недостатка или переизбытка влаги может погибнуть множество растений, а это значит, что вместе с растениями могут погибнуть растительноядные животные.
Мы все глубже погружались в проблему парникового эффекта: беседовали о причинах, смотрели научно-популярные фильмы, изучали круговорот воды в природе и приборы для измерения температуры воздуха, искали ответ на вопрос, почему температура повышается и понижается, выяснили, что человек не все может увидеть, что-то он воспринимает с помощью органов чувств. Тема захватила ребят! Их очень взволновала судьба планеты.
Изучив теоретические основы и проведя серию экспериментов, мы с ребятами начали рассуждать, как помочь нашей планете, как приостановить увеличение парникового эффекта, то есть замедлить повышение температуры воздуха. Выяснив, что развитию парникового эффекта способствуют загрязнение планеты отходами и нерациональное использование ресурсов, мы наметили для себя первые шаги в деле спасения планеты:
– уменьшить загрязнение путем сортировки мусора;
– использовать вторсырье;
– экономить природные ресурсы.
Нами были организованы акции, как традиционные по сбору батареек, макулатуры, крышечек, так и родившиеся в группе. Например, акция по сбору фантиков и оберток. 18 октября – Всемирный день конфет, а кто из детей и взрослых не любит сладкое? Именно в этот день в группе была организована экологическая акция «Съел конфетку – принеси обертку». Дошкольники совместно с родителями собирали фантики, упаковки от конфет и приносили в группу. Во время проведения тематической недели «Из прошлого в настоящее» воспитанники группы ознакомились с куклами разных эпох. Им было очень интересно посмотреть, в какие куклы играли их мамы и бабушки, какими были первые куклы, как их мастерили. И, конечно, ребятам захотелось сделать свои куклы. Где взять материалы? Вот здесь нам и пригодились фантики от конфет, из которых получились оригинальные блестящие куколки, украсившие дошкольную группу. А ребята увидели, как можно использовать то, что обычно выбрасывают.
Но даже традиционные акции вызывали у ребят множество вопросов.
Например, сбор батареек. «Зачем собирать батарейки? Почему нельзя их просто выбросить?» – такие вопросы задавали ребята. Тут на помощь пришла сказка «Наш друг – батарейка», а позже, рассмотрев батарейки, мы увидели на каждой из них специальный знак, обозначающий «Не выбрасывать! Необходимо сдать в пункт утилизации». Почему именно так? В батарейках содержатся тяжелые металлы, загрязняющие землю и вредящие здоровью людей и животных. Особенно поразило ребят то, что одна батарейка загрязняет тяжелыми металлами около 20 кв. метров земли, а в лесу это территория обитания двух деревьев, двух кротов, одного ежика и нескольких тысяч дождевых червей! Все собранные воспитанниками Школы Бибирево батарейки были направлены на утилизацию. Так наши ребята получили еще один пример реального участия в сохранении здоровья нашей планеты.
Во время обсуждения проблемы рационального использования природных ресурсов возник вопрос, куда деваются ненужные нам вещи. Ответ был однозначный: «На помойку». А ведь производство игрушек и одежды требует большого количества природной энергии, а когда они будут выброшены, станут одними из виновников загрязнения окружающей среды. Мы предложили ребятам и родителям обсудить внутри семьи, что можно сделать с ненужными вещами. Это стало началом акции «Подари вторую жизнь». Так, например, детали неполных пазлов были использованы в поделках для детского творчества. Из пластиковых крышечек изготовлены игры, из бутылок – кормушки для птиц. В Facebook нами был опубликован пост о том, как просто сделать сразу два добрых дела: переработать вторсырье и помочь птицам, который послужил посылом для родителей наших воспитанников присоединиться к экологической акции.
В группе во время проведения тематической недели «Игры и игрушки» мы вместе с ребятами из крышечек сделали математическую игру, предварительно отсортировав их. Крышечки также были использованы в качестве монет разного номинала в сюжетно-ролевых играх. А уж сколько чудесных превращений может претерпевать обычная картонная коробка! Наши ребята сделали автотрек и настольный футбол, не говоря про всевозможные домики и даже телевизор! Но и на этом мы не остановились. Остатки бумаги и другие материалы использовались для создания творческих работ. С этой целью в группах появились контейнеры для сбора обрезков и хранения материалов, что стало еще одним хорошим примером для наших воспитанников.
В завершение темы рационального использования ресурсов мы с ребятами активно изучали вопрос энергосбережения. Для запоминания правил электробезопасности они играли в игру «Исправь ошибку», в которой на реальных предметах надо было исправить ошибки неправильного поведения с электроприборами.
На вечернем круге было решено сделать настольную игру-ходилку «Приключения лампочки», а также для уменьшения энергопотребления семьям наших воспитанников было предложено принять участие в акции «Замени обычную лампочку на энергосберегающую». Так родители наших воспитанников смогли показать детям еще один пример бережного отношения к нашей планете.
Мы не планируем останавливаться! Теперь нам известны многие проблемы, связанные с возникновением парникового эффекта. Мы приняли решение воспользоваться нашими знаниями и встать на защиту природы доступными нам средствами.
Для того чтобы осветить проблему загрязнения планеты, ребята трудились над созданием просветительских плакатов и природоохранных знаков о защите окружающей среды для жителей района. В День Земли эти плакаты будут размещены на ограждении дошкольного корпуса.
Проводя экологические акции, нам удалось на реальных примерах показать ребятам, что мы можем уменьшить степень распространения парникового эффекта, сохранив здоровье нашей планеты.
Самое ценное – то, что наши ребята поняли: человек и природа неделимы! Роль человека состоит не только в потреблении даров природы, но и в восполнении их. Человек должен заботиться о природе, соблюдая простые правила повседневной жизни.
Вот так детские вопросы привели нас к посильному участию в решении глобальной проблемы изменения климата, посеяли в нас хорошие привычки и направили на верный путь в воспитании бережного отношения к природе.
Кто знает, куда еще могут завести нас детские вопросы?
Наталия МАЛМЫГО, старший воспитатель Школы Бибирево;
Анастасия ШАПОВАЛОВА, Кристина САЖНЕВА, воспитатели Школы Бибирево
Комментарии