Для активизации мыслительной деятельности учеников необходимо выбрать форму работы на уроке, способную заинтересовать школьников. В этом может помочь введение в учебный процесс интерактивных дидактических игр.
Используемые мною на уроке интерактивные игры позволяют: – успешно усваивать программный материал и повысить качество знаний;- облегчить работу учителя по формированию прочных вычислительных навыков;- обеспечить систематическую проверку и объективную оценку знаний, умений и навыков учащихся;- моделировать в реальном учебном процессе различные жизненные ситуации; – сделать учебный материал менее сложным, глубже усвоить материал; – усилить активность учащихся в учебном процессе, стимулировать их творческие способности; – обеспечить особый настрой и психолого-педагогический климат урока, снизить уровень тревожности учащихся, повысить эффективность изучения математики.Функции дидактических игрОбучающая функция. Развитие учебных умений и навыков. С помощью игры можно достичь прочного усвоения знаний и проконтролировать умение их применять. Для этого я создаю игры-тренажеры, включающие задания, предусматривающие применение опорных знаний и умений. Воспитательная функция. Тренинг и коррекция поведения в игровых моделях жизненных ситуаций. Многие игры создаются для групповой работы. Ребята учатся работать коллективно, радоваться успехам товарищей, сопереживать их неудачам. В коллективе формируется общественное мнение, создаются творческая атмосфера и благоприятные условия для развития каждого ученика. Коммуникативная функция. Установление эмоциональных контактов, реализация стремления ребят к общению, формирование умения аргументировать свою точку зрения по проблеме. Развивающая функция. Развитие памяти, внимания, мышления. Релаксационная функция. Снятие эмоционального напряжения, вызванного нагрузкой на нервную систему при интенсивном обучении. Развлекательная функция. Создание благоприятной атмосферы, урок превращается из скучного мероприятия в увлекательное приключение. В учебном процессе игру можно применять практически на каждом этапе урока: при проведении опроса, закреплении материала, как вариант обобщающего урока. При изучении одной темы можно применять разные игры. Но эффективность использования игры на уроке достигается лишь в сочетании с другими (неигровыми) методами и средствами обучения. Педагогу при создании игры необходимо учитывать возрастные особенности учеников. Интерактивные игры могут быть одинаково полезны и в начальной школе, и в среднем звене, и в старших классах.В своей статье я рассматриваю процесс создания математической игры «Баскетбол» в программе Power Point посредством переключателей. Учащимся предлагается щелкнуть по мячу, находящемуся в равнобедренном треугольнике. При правильном выборе произойдет бросок с точным попаданием в корзину, в противном случае мяч «пролетит» мимо корзины. Для начала определимся с понятием «переключатель». Переключатель – это любой элемент на слайде, щелчок по которому производит то или иное действие – воспроизведение звука, анимации, фильма, появление текста, изображения.Итак, приступим к созданию игры.1. Запустите программу Power Point.2. Добавьте новый слайд.3. Выполнив команду «Формат» – «Оформление слайда», оформите свой слайд.4. Разместите на слайде элементы будущей игры.По правилам игры при щелчке по первому, третьему и четвертому мячам они должны попасть в баскетбольную корзину, остальные – «пролететь» мимо. 5. Выделим первый мяч. 6. Зададим траекторию полета мяча, выполнив команду «Показ слайдов» – «Настройка анимации» – «Добавить эффект» – «Пути перемещения» – «Нарисовать пользовательский путь» – «Кривая – изобразить кривую»: 7. Теперь привяжем эффект анимации к изображению, чтобы он запускался по щелчку на картинке. Для этого щелкнем по стрелке рядом с эффектом в области задач и выберем команду «Параметры эффектов»: 8. В появившемся окне «Пользовательский путь» выберем закладку «Время», нажмем кнопку «Переключатели», выберем параметр «Начать выполнение эффекта при щелчке», в раскрывающемся списке выберем название изображения мяча и нажмем кнопку ОК. Теперь анимация будет воспроизводиться по щелчку на изображении мяча. Обратите внимание, эффект указан под строкой триггера, а на слайде появился значок в виде руки:9. Для каждого из оставшихся мячей проделаем вышеописанные действия. Не забудьте, что второй и пятый мячи не должны попасть в корзину.10. Просмотрите результат работы в режиме «Показ слайдов». Наведите указатель на любой мяч, указатель примет вид руки. Щелкните по изображению мяча, чтобы воспроизвести желаемый эффект анимации.Приведу примеры других игр, применяемых мною на уроках.Игра «Собери бананы». При выборе правильного ответа обезьяна «отдает» банан, при выборе неверного ответа – появляется хихикающая рожица.Игра «Собери рисунок». При выборе правильного ответа появляется часть картинки.Игра «Помоги приведению». Из трех предложенных ответов к примеру необходимо выбрать верный.Игра «Найди ошибку». Выбранное неверное высказывание исчезает.Татьяна ЛУКЬЯНЧУК, учитель математики средней школы №1 города Светлого Калининградской области, победитель XII конкурса «Сто друзей»
Комментарии