search
main
0

Прикладной бакалавриат: эксперимент и реальность. Новые заочные курсы повышения квалификации. Занятие 3

Входное заданиеЯвляется ли прикладной бакалавриат отдельным уровнем профобразования? Если да, то каким? Или это только новый вид основных профессиональных образовательных программ?Обоснуйте свой ответ.Ответ ищите в тексте.

Уровневое высшее образование – особенность большинства европейских стран, присоединившихся к Болонскому процессу, – стало реальностью и для России. Оставим за пределами этой статьи размышления о пользе и вреде этого явления для отечественного высшего образования, гораздо важнее понять особенности новых уровней и возможности использования их преимуществ. Во многих странах Европы возникают и распространяются «параллельные квалификации» на уровнях высшего образования, это так называемая Ypsilon-модель: одна ветвь – академическая, другая – профессионально ориентированная (professional orientied). Это дает возможность развивать вариативность образовательных программ, отвечая на запросы как общества, так и рынка труда. Программы бакалавриата и магистратуры постепенно адаптируются к национальным системам высшего образования, образовательные учреждения и академическое сообщество постепенно осознают, что для новых сущностей требуются новые форма и содержание. При этом каждая страна самостоятельно определяет процент новых программ от общего количества традиционно существовавших программ высшего образования в зависимости от целей (результатов), на которые эти программы ориентированы. Для Российской Федерации создание программ прикладного бакалавриата как вида программ массового, регионально ориентированного высшего образования должно решить проблему сбалансированности развития сфер труда и профессионального образования. Такие программы должны вести к получению профессиональной квалификации. Миссия программ прикладного бакалавриата:    преодоление риска потери практико-ориентированности при введении уровневого высшего образования;    снижение уровня издержек организаций-работодателей по доучиванию выпускников;    адаптация образовательных программ вузов к заказу на практико-ориентированные результаты, соответствующие требованиям профессиональных стандартов;     сокращение сроков вхождения молодежи на рынок труда в условиях демографического кризиса и старения кадров;    снижение риска нетрудоустройства выпускников;    расширение вариативности образовательных программ и сокращение их дублирования на уровнях среднего и высшего профессионального образования. В российской практике словосочетание «прикладной бакалавриат» появилось в тексте Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года. Среди множества путей повышения доступности качественного образования, соответствующего требованиям инновационного развития экономики, современным потребностям общества и каждого гражданина, называется создание системы прикладного бакалавриата. Создание системы началось с эксперимента, который в настоящее время находится на середине своего пути. Постановление Правительства Российской Федерации №667 от 19 августа 2009 года «О проведении эксперимента по созданию прикладного бакалавриата в образовательных учреждениях среднего профессионального и высшего профессионального образования» с сентября 2010 года дало жизнь экспериментальным программам прикладного бакалавриата в 33 образовательных учреждениях среднего профессионального и в 16 высшего профессионального образования. По данным Национального фонда подготовки кадров, наибольшее количество программ прикладного бакалавриата относятся к таким укрупненным группам специальностей (направлениям подготовки), как «металлургия, машиностроение и материалообработка» (10 программ), «информатика и вычислительная техника» (9 программ), «экономика и управление» (8 программ), «образование и педагогика» (6 программ), «энергетика, энергетическое машиностроение и электротехника» (5 программ). Эти факты говорят о том, что тезис о профессиональной квалификации как главной особенности программ прикладного бакалавриата вполне оправдан. Однако эксперимент испытывает определенные трудности. Наиболее существенные на данный момент:     взаимодействие федерального и региональных органов власти в реализации эксперимента: правовой статус образовательных учреждений – участников эксперимента, переданных на региональный уровень;    неясность механизма проведения итоговой аттестации и выдачи документа об образовании.Обе проблемы касаются прежде всего образовательных учреждений СПО. Эти острейшие проблемы в настоящее время решает рабочая группа Минобрнауки России.  В соответствии с постановлением правительства «программа прикладного бакалавриата является экспериментальной основной профессиональной образовательной программой, обеспечивающей профессиональную практико-ориентированную подготовку, характерную для образовательных программ среднего профессионального образования, и профессиональную теоретическую подготовку, характерную для программ бакалавриата». Таким образом, в рамках эксперимента программы прикладного бакалавриата разрабатывались по специальностям СПО и (или) направлениям подготовки ВПО с учетом профессиональных стандартов (при их наличии) и требований к структуре основной профессиональной образовательной программы соответствующего уровня. Одним из центральных вопросов, кстати, ни в одном официальном документе ясно не прозвучавших, стал вопрос о возможности реализации программ прикладного бакалавриата в образовательных учреждениях СПО.  Ответ на этот вопрос складывается объективно. Студенты, поступившие на программу прикладного бакалавриата в образовательное учреждение СПО, для получения диплома о высшем профессиональном образовании должны завершить обучение в образовательном учреждении ВПО. Действующие нормативные документы не предусматривают такой механизм. Бюджетные средства распределяются согласно контрольным цифрам приема. Если прием осуществлялся в образовательное учреждение СПО, то и необходимое для обучения студентов финансирование получало это учреждение. Механизм финансирования учреждения ВПО, в котором будет продолжено обучение по программе прикладного бакалавриата, не установлен. Механизмы будут определены, но вряд ли они станут общепринятой нормой за рамками эксперимента.  Концепция создания программ прикладного бакалавриата в системе профессионального образования Российской Федерации, разработанная Федеральным институтом развития образования перед началом эксперимента, однозначно определяла принадлежность таких программ к уровню высшего образования. Можно с уверенностью утверждать, что эта точка зрения была поддержана представителями Высшей школы экономики. Из публикаций в Интернете: «Ректор Высшей школы экономики Ярослав Кузьминов рассказал о планах реформирования высшего образования» (4.10.2011, РИА «Новости»); Я.И.Кузьминов: «Прикладной бакалавриат упростит трудоустройство студентов» (29.11.2011, РИА «Новости»); И.В.Абанкина: «Вузам нужны трехлетние программы прикладного бакалавриата» (07.12.2011, РИА «Новости»); Г.Андрущак, советник ректора НИУ ВШЭ, член экспертной группы по доработке «Стратегии-2020»: «Прикладной бакалавриат позволит сделать гибкой систему высшего образования» (17.10.2011, «Стратегия-2020»).  В законопроекте «Об образовании в Российской Федерации» четко прослеживается линия, разделяющая программы первого уровня высшего образования, бакалавриата, на прикладные и академические. Предвыборные публикации В.В.Путина, недавно принятая распоряжением председателя правительства Стратегия инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 года дают основания считать, что прикладной бакалавриат основательно закрепился в системе высшего профессионального образования, но четких очертаний это явление еще не получило. Споры о правилах зачисления на такие программы, продолжительности обучения, оптимальном объеме практической подготовки и способах ее организации ведутся по сей день и должны разрешиться в ближайшие два года.  ЗаданиеСравните различные предложения по организации обучения по программам прикладного бакалавриата. Выберите наиболее перспективную, на ваш взгляд, и обоснуйте свой выбор. Вместо послесловия Отдельного разговора и публикации требует проблема оценки качества образования при реализации программ прикладного бакалавриата. Осенью 2012 года Федеральная служба по надзору в сфере образования должна осуществить контроль качества образования по основным профессиональным образовательным программам прикладного бакалавриата в федеральных государственных образовательных учреждениях среднего профессионального и высшего профессионального образования, участвующих в эксперименте. Федеральный институт развития образования участвует в проектной деятельности по данному вопросу совместно с Рособрнадзором. Результаты работы могут стать предметом следующей публикации по проблеме создания и развития прикладного бакалавриата в России.​Екатерина ЕСЕНИНА, ведущий научный сотрудник Центра профессионального образования, кандидат педагогических наук; Алла ФАКТОРОВИЧ, ведущий научный сотрудник Центра профессионального образования Федерального института развития образования

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте