В Сибири есть удивительная школа, где дети любят учиться, а педагоги – учить. В 1963-м ее организовал академик Михаил Лаврентьев, создатель Новосибирского Академгородка. Первую лекцию в Специализированном учебно-научном центре НГУ, в просторечии – ФМШ, прочитал основоположник советской кибернетики и программирования Алексей Ляпунов.
– Это то, что мы наработали за 50 с лишним лет, то, что передаем в виде наследия, – более 50 учебников, написанных нашими сотрудниками, методические пособия, – профессор, доктор физ.-мат. наук, директор СУНЦ Николай Яворский показывает свой кабинет. – Задачник Савченко, к примеру, уже бренд, переведен на несколько языков, и не по нашей инициативе. Учебник по биологии Дымшица есть в каждой школе. Так что пришла пора передавать накопленный опыт. Новый проект вот реализуем – Открытая ФМШ. Это дистанционный учебный курс, позволяющий, не покидая своего города, расширять и углублять знания. Да, важен еще и дух ФМШ, но есть контент, есть лекции и видеоматериалы наших сотрудников, есть они сами, помогающие и на расстоянии. Учиться дистанционно может каждый. Если справится. А в СУНЦ отбор строгий. Собираем ребят по всей Сибири, Дальнему Востоку, меньше – Казахстану, есть из европейской части страны. Подобных школ – подразделений университетов всего 4 в России – при СГУ, СПбГУ, УрГУ и НГУ. – Николай Иванович, как вы подбираете педагогов, которым искренне хочется учить детей? – У нас нет учителей, получивших профессиональное педагогическое образование. Профессорско-преподавательский состав ФМШ – люди, профессионально занимающиеся исследованиями, сотрудники Сибирского отделения РАН. Все совмещают науку и школу. Я тоже ученый, у меня своя лаборатория физики в университете. Среди преподавателей – 40 процентов наших выпускников. Есть молодые, есть патриархи – сплав поколений мы поддерживаем. Но не каждый ученый может работать с нашими ребятами. С такими, которым всегда что-то надо, которые задают неудобные вопросы, всегда сложно. А наши этих вопросов задают немерено, еще и соображают быстрее взрослых. Работать с такими ребятам – непростая задача. Они должны вас уважать. Не будут уважать, сделают все что угодно, они же умные. У нас очень острые на словцо дети, прозвища дают очень точные, многие преподаватели ими гордятся. – А что нужно сделать педагогу, чтобы его уважали? – Быть личностью. Отдавать частицу души. Преподаватели наши не за деньгами идут – за общением с детьми. Этого больше нигде не получишь. Кто понимает, это драйв. Многие ребята к нам возвращаются преподавателями. Почему? Вот есть день самоуправления, к примеру. В кресло директора садится ученик и управляет школой. Дети заменяют преподавателей, читают лекции, ведут семинары; конечно, перед этим много готовятся с помощью педагогов, которые им это дело доверяют. И среди них есть весьма большой процент будущих преподавателей. Попробовали в ФМШ, развили в университете, студентами они приходят работать с ребятами в нашу летнюю школу. Вообще надо большой путь пройти, прежде чем попасть к нам в преподаватели. Мы должны посмотреть на человека с разных сторон. Сложилась система, и случайных людей у нас нет. Среди преподавателей – 25 докторов, 90 кандидатов наук. У нас 125 ставок, а преподавателей 260. Не синекура, сюда не за деньгами идут. Конечно, и избавиться нам от ненужных легче – просто не заключаем контракт на следующий год. Но пробовать надо. Молодым обязательно. Не всегда у них получается, юношеский максимализм сказывается: кажется, я выучился, умный, и все остальные должны так же быстро соображать. У нас выработана специальная система работы с молодыми преподавателями. Система обучения вузовская – есть лекции, семинары… В подчинении лектора «семинаристы», то есть те, кто ведет семинары. Каждый класс делится на две группы по 12-13 человек, лектор руководит «семинаристами» – подсказывает, какие задачи давать, как заинтересовывать, какие методические приемы использовать, они у каждого свои. Причем раз все лекторы – личности, то все курсы – авторские, несмотря на то что программа одна, читают их по-разному, и ребятам это интересно тоже. У нас и гуманитарии высококвалифицированные. Заведующий гуманитарной кафедрой Владимир Александрович Миндолин – доцент, кандидат исторических наук, последний первый секретарь обкома КПСС Новосибирской области. Это значит, что он передает историю из первых рук. У нас невозможно работать формально, сразу будут проблемы с ребятами, пойдет обратная реакция. А ребята у нас хорошие, добрые, замечательные! Очень важно – открытые. Они мотивированы к учебе, то есть готовы воспринимать. Тех, кто учиться не хочет, мы учить не умеем.- И такие бывают, несмотря на то что к вам так сложно поступить? – Бывают амбиции родителей, которые натаскивают детей, они достигают определенного уровня. А потом интернат, реальная жизнь, когда ты сам за себя отвечаешь. Мы, конечно, помогаем, у нас есть воспитатели, психологическая, медицинские службы. Но 24 часа в сутки дети друг с другом. Детская среда – жесткая, они сразу скажут тебе, кто ты есть. Ребенок привык быть первым в своей школе, вокруг него особая атмосфера. А здесь 500 талантливых! Драки запрещены, отчисляем сразу за любые намеки на дедовщину. Все иначе, все сам, ты не первый, а еще и двойки за то, за что в школе хвалили! Культурологический шок. Мы помогаем, но каждый это переживает сам. У нас тут можно многое кроме учебы. Кроме базовых занятий есть 140 курсов, которые все интересны! Несколько из них надо выбрать обязательно, это входит в учебный план. Самоуправление – командир класса, культорг, физорг, утренняя зарядка, ежедневная уборка комнаты, всего этого в обычных школах нет. Очень тесное общение ребят из разных социальных слоев. Ребенок из академической семьи и из глубинки живут в одной комнате, узнают много нового про жизнь. Мы настраиваем на позитив, доброжелательность, взаимопомощь у нас очень развита, ведь нагрузки большие. Так зарождается новая среда, новый социум. Тем, кто не хочет учиться, здесь вообще неинтересно, здесь уважают тех, кто учится много. У нас множество и кружков, и секций. Наши ребята очень спортивные, потому что большие умственные нагрузки требуют больших физических. На кафедре физического воспитания 7 преподавателей – мастеров спорта.- Трудно руководить коллективом, который состоит из таких личностей?- Дети открыты, чтобы воспринимать, преподаватели – чтобы отдавать. Если они пришли за другим, им тут делать нечего. Приказывать им, конечно, нельзя. То есть нужно пользоваться этим инструментом только в крайних случаях. Любое действие, направленное на заставление без созидания, людей закрывает, что категорически противопоказано исследователям. Нужно искать другие инструменты. На самом деле, если человек не согласен, никакой приказ не подействует, даже генеральский. Его выполнение – все равно внутреннее соглашение по каким-то причинам. Если его нет, вы не сможете управлять, потому что руководитель один, а подчиненных много. Они должны чувствовать уважение, признавать авторитет. Если нет, все бесполезно. – Ваши ребята ведь не только умные, они хотят жить и работать на благо общества, как правило…- Интернат – серьезная школа социализации. Человек сам за себя отвечает, его этому учат. Современная проблема как раз в том, что дети не подготовлены к жизни, живут в достаточно тепличных условиях, когда за них принимают решения старшие, поэтому, встречаясь с жизненными проблемами, часто не справляются. А здесь хочешь не хочешь, а с 9-го класса человек эту школу проходит. Это серьезно отражается на их будущем. – Ваш опыт можно перенести на общеобразовательные школы? – Мы это делаем. Мы предложили несколько лет назад губернатору Новосибирской области создать специализированные классы в школах. Одним из первых был создан такой класс в 1-й гимназии Новосибирска. Стали учить физике, математике, биологии, химии по нашим программам, причем принимали ребят по нашим правилам. Выпускники уже стали мощным ядром университета. Первая стала в полном смысле первой, такой класс, как локомотив, вытягивает всю школу. Другие школы посмотрели – тоже захотелось. Есть и неудачи, конечно. Надо классы делить на два, значит, увеличивать количество учителей в два раза, в первой половине дня уроки, потом кружки, секции, спецкурсы, значит, увеличивать финансирование. Конечно, кадровый потенциал школ не всегда к этому готов. Но есть замечательные талантливые учителя, которых тоже надо собирать вместе, как и детей, чтобы «заражались» и «заражали» других. Мы проводим курсы повышения квалификации для тех, кто хочет работать с такими детьми, как наши. Новосибирск
Комментарии