search
main
0

Приказано свыше

Слово “приказ” несколько лет назад заставляло поневоле вздрагивать, ведь за невыполнение пусть даже самого немыслимого приказа свыше наказывали. Но прошли годы: “система” пала. И слово “приказ” уже не столько режет слух.

Вот и сейчас я держу в руках приказ # 3 от 13.01.2000 г. Московского комитета образования “Об оперативных мерах по уменьшению перегрузки учащихся выпускных (11-х) классов во втором полугодии 1999-2000 учебного года”, и он ничуть не пугает меня.

В Московском комитете образования над этой темой задумались несколько лет назад. Последние 5-6 лет туда поступают жалобы родителей на чрезмерную нагрузку их детей. Частенько мы сами ноем из-за больших домашних заданий и нехотя идем в школу, не выполнив их. А может быть, и вообще не идем, потому что дальнейшие события могут развернуться не в нашу пользу, и лучше не рисковать.

А тяжелее всего одиннадцатиклассникам, так как, кроме школьных заданий, многие посещают курсы по подготовке в вуз. Бывает, приходится даже выбирать: или школьные задания, или подготовиться к занятиям на курсах. Потому что успеть в равной мере и то, и другое вряд ли возможно. Программы для поступающих в вузы год от года обновляются и усложняются. И все нужно успеть.

Так вот бедные, уставшие выпускники и решили обратиться в Комитет образования. Ни я сама, ни мои родители никогда никуда не обращались: я вообще считаю, что ничем хорошим это не кончится. Раньше же как-то учились и с нагрузкой справлялись. Рассмотрев обращения старшеклассников, Московский комитет образования посчитал возможным принять ряд оперативных мер по снижению перегрузки выпускников.

Пункт 1.1 в приказе обязует директоров школ строго соблюдать нормативы аудиторной нагрузки (36 часов), установленные Санитарными правилами и нормативами.

Этот пункт плана предназначен, наверное, для гимназий, школ с углубленным изучением какого-либо предмета, так как в обычных общеобразовательных школах даже при наличии УПК недельная аудиторная нагрузка составляет не более 30 часов в неделю.

Пункт 1.2 гласит о том, что учителя должны в журналах вести учет времени, требуемого для выполнения домашних заданий, а учащиеся в свою очередь – в дневниках указывать количество времени, реально затраченного на выполнение домашних заданий, объем которых не должен превышать 50% объема аудиторной нагрузки по соответствующему предмету.

По моему мнению, это вообще нереально, так как каждому нужно индивидуальное количество времени. Некоторым, может быть, и 40 минут достаточно, а кому-то и двух часов мало. Нагрузка, правда, рассчитана на “среднего ученика”, но что это за средний ученик, я, например, не знаю. А кроме того, предметов много, каждый день приходится выполнять не одно домашнее задание. Вот, например, как считают наши учителя по литературе, чтобы прочитать программные произведения, 40 минут, как предусмотрено, недостаточно. А “Война и мир”, например, вообще в 4 томах. Вот интересно! Если мы каждый день будем тратить на прочтение романа по 40 минут и учтем индивидуальные способности человека по скорости чтения, читать эту великую эпопею мы будем около года.

Комитет образования требует не допускать домашних заданий (в том числе в форме рефератов, сочинений) по всем предметам, кроме математики, физики, химии, биологии, истории, русского языка, литературы, иностранного языка.

Конечно, основной и наиболее обширный объем домашних заданий состоит именно из этих предметов. Но многим, наверное, станет легче, ведь теперь выполнять задания по ОБЖ, МХК, экономике, географии, психологии, информатике не придется.

Кроме того, при планировании всех видов текущей и рубежной аттестации, в том числе контрольных работ и сочинений, требуется не допускать более двух аттестационных работ в неделю.

Учителя посчитали, что приказанное вряд ли осуществимо, так как в программе по каждому предмету стоит большое количество самостоятельных и контрольных, а предметов много.

Следовательно, в неделю получается контрольных больше, чем предписано. Взять хотя бы конец четверти, когда идут контрольные и проверочные работы по всем предметам – что же делать учителям?

Во второй части приказа изложены рекомендации педагогам. Например, следует максимально использовать возможности перевода учащихся на индивидуальный план. По заявлению родителей и решению педагогических советов школ рекомендуется ввести освобождение учащихся 11-х классов от посещения занятий по отдельным предметам либо один из дней недели сделать свободным.

Наверное, после такой рекомендации и классы поредеют, и рекомендуемый отдых многие ученики могут принять как должное.

Рекомендуют также завершить в третьей четверти изучение предметов с одночасовой недельной нагрузкой. Значит, вновь введенные предметы, такие, как граждановедение, экономика, мировая художественная культура, по окончании третьей четверти уйдут в небытие. И старшеклассники – абитуриенты рьяно примутся за подготовку к поступлению в вузы. А учителя с чистой совестью примутся готовить старшеклассников к выпускным экзаменам.

А что думают обо всем этом мой ровесники?

А. Яремчук, 11-й кл. (Москва): “По-моему, это реально ничего не меняет. Это такая же “конфета”, только в новой обертке”.

Л. Казанцева, 11-й кл. (Москва): “Ну, может быть, поменьше будут задавать. Тогда положенные в школе нормативы будут не выполнены”.

Преподаватель: “Это приказ. А приказы не обсуждают”.

Юлия СЛАДКОМЁДОВА

P.S.

Что вы думаете по этому поводу? Напишите нам: 103012, Москва, ГСП-2, Ветошный переулок (проезд Сапунова), 13-15, “Учительская газета”, “Алые паруса”.

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте