search
main
0

Прийти, увидеть и остаться

Общение на уроках должно приносить радость, уверен Павел Волков

Знаете ли вы, что в России мог появиться город с названием Поцелуйск? Чудный, полный молодого задора, любви и жажды жизни. И появился бы он не где-нибудь в жарком дыхании степей или соленом воздухе субтропиков, а в Заполярье, где земля закутана в снежное одеяло до поздней весны. Мог бы появиться, да не появился. Вернее, города Поцелуйска на карте нет, но зато есть город Апатиты, где задора, юмора и замечательных жителей предостаточно. И один из них – победитель регионального этапа Всероссийского конкурса «Учитель года»-2019, учитель истории и обществознания школы №15 Павел Сергеевич Волков.

Важно заслужить доверие учеников

К слову, он и рассказал про интересную историю названия города Апатиты. Любопытно, что когда станция Апатиты и близлежащие рабочие поселки были преобразованы в город, то имя ему придумывала вся страна. На конкурс, объявленный журналом «Смена», присылали разные варианты. Были и такие: Изобильный, Северная Звезда, Северосиянск, Северокомсомольск, Апатитоград, Заря Полуночи и т. д. Два года продолжался конкурс, и два года шли письма. Однако выбрано было название «Апатиты», которое предложили работницы Кировской ГРЭС. В нем вместилось все: и горы, и химическая промышленность, и объект для исследований и воспевания – «камень плодородия» – апатит. Так что, увы, романтичный Поцелуйск проиграл прагматике, но зато теперь эта историческая быль становится предметом исследования для учеников Павла Волкова.

А самому ему, конечно, очень нравится несбывшийся Поцелуйск, потому что, как считает Павел Сергеевич, название словно обязывало город стать студенческим, вечно влюбленным. Да и саму идею этого названия предложил некий капитан дальнего плавания. А ведь известно, что, как корабль назовешь, так он и поплывет…

В том, что новый город в Заполярье получил название Апатиты, трудно углядеть случайность, ведь были предложены и обсуждались тысячи вариантов, а вот у Павла Волкова к случайности особое отношение. Он вообще склонен верить в то, что его встреча со школой, с педагогикой неожиданна.

Как рассказывает наш герой, до работы в школе у него были две серьезные попытки получить высшее образование. Первое – биологическое – соответствовало профилю его выпускного класса в гимназии, однако сам ученик не очень соответствовал этому направлению. Увлечение театральной деятельностью, участие в играх КВН довольно пагубно сказывались на успеваемости юноши. Но именно в вузе Павел Волков встретил свой первый педагогический ориентир – Юрия Леонидовича Вой­теховского, геолога, который читал курс лекций по высшей математике. Отношение Войтеховского к своему делу, профессионализм и то, как он ненавязчиво, мудро воспитывал студентов, не могли никого оставить равнодушным. Вторая попытка получения диплома о высшем образовании у Павла Волкова была связана с кафедрой социологии и философии. Как он говорит: «Преподаватели этой кафедры насильно привили мне любовь к чтению, за что я им безмерно благодарен».

Примечательно, что на обеих специальностях были предусмотрены педагогические практики в школах, но они почти не отложились в памяти молодого человека. После выпуска и отказа от аспирантуры он работал методистом в спортивном отделе в местном Дворце спорта. Было все – приятная атмосфера, личный кабинет и кожаное кресло. Однако когда в 2013 году ему предложили попробовать свои силы на педагогическом поприще, он согласился не раздумывая. Оказалось, что дух авантюризма в нашем герое живее рутинного благополучия. При этом вакантное место в школе предлагалось всего на один год, и далее этого года никто не заглядывал, но согласно мудрости народа нет ничего более постоянного, чем временное.

Сам Павел Сергеевич считает, что в школу его привели здоровое любопытство, отличный коллектив и перспектива получить новый опыт. Поэтому вопрос адаптации его совсем не беспокоил. Был ли первый год сложным для новоявленного педагога? Скорее нет, потому что в первый год еще не пришло осознание того, как же это сложно. Кроме того, как признается Павел Волков, если бы не люди, которых он встречал на своем пути, которые верили в него, то, выражаясь словами Сергея Есенина, отношения со школой закончились бы так: «Как случайно встретился с тобою, улыбнусь, спокойно разойдясь».

Но разойтись не получилось. Здесь, как говорится, Павел Сергеевич и задержался. В самом хорошем смысле этого слова. Тем более что за годы работы в школе и преподавания истории и обществознания выработалась своя педагогическая позиция: всегда уважать мнение ученика по любому поводу, если это не противоречит законодательству РФ. Если мнение ученика сформировано и обоснованно, то оно заслуживает внимание. А учитель должен его уважать. Мало того, Павел Сергеевич убежден, что если это мнение не сформировано, то надо восполнить этот пробел, но опять же без навязчивости, все сделать так, чтобы ученик сам выбрал, а не педагог его убедил.

– Случаются ли на ваших уроках у детей острые приступы несогласия с вами? Как реагируете?

– В первую очередь меня интересует личное, собственное, но обоснованное мнение учеников. Я против софистики, когда спор ради спора. Многие задания даются для выявления собственной, не заученной, не навязанной точки зрения. И если мнения детей идут вразрез с моим, то я обязан их выслушать, найти в этом зрелое зерно. Однако я буду требовать аргументацию и обязательно поощрю ученика за смелость. Стремление мыслить, думать, анализировать я стараюсь развивать у детей с первого же момента знакомства с классом. Учитель – такой же человек, и с ним можно и нужно разговаривать. Можно, конечно, и провоцировать ребят, подбрасывать ошибки, путать даты или ударения в словах. Тогда остается только ждать реакции, и она не замедлит проявиться: дети редко упускают возможность поправить учителя. И как только невидимый барьер скованности, зажатости, страха рушится и ученик видит возможность говорить открыто, я получаю удовольствие от общения. Смею надеяться, что и детям нравится формат диалога. Во всяком случае, об этом говорит их неутомимое желание высказываться, предлагать свое видение той или иной исторической ситуации.

– Есть ли для вас в истории и в обществознании табуированные темы?

– Нет. Я всегда готов удовлетворить любопытство ученика, если его запрос соответствует его возрасту. В истории редкое событие обходится без таких понятий, как «двойственность» или «неоднозначность». Другой вопрос, что некоторые темы не могут быть истрактованы двояко. Здесь важна четкая и прямая позиция.

– Говорят, что история – это искусство. Вы согласны с этим или нет?

– Очень дискуссионный вопрос. На мой взгляд, искусство есть некое субъективное осмысление действительности, основанное на чувственном восприятии. Так что одним искусством тут не обойтись. История – как задача из математики про бассейн и трубы, она заполняется не только официальной историографией и сухими статистическими данными. Литература, живопись, кинематограф – все это не меньше влияет на восприятие истории. Задача историка, особенно на уроках, придавать некую театральность этим данным, придавать им эмоциональную окраску. Иначе все сводится к именам, цифрам и датам. Это безжизненно. История есть синергия теоретических и эмоционально-эстетических компонентов.

Нужно заметить, что наш герой живет в уникальном регионе России. Здесь больше месяца длится полярная ночь. Но, по словам Павла Волкова, самое интересное, что полярный день дается жителям Заполярья гораздо тяжелее. Потому что зимой ты весь в работе, с утра вышел – темно, после работы идешь – тоже темно. Но, находясь на работе, даже не успеваешь подумать об этих полярных сумерках. Зато летом солнце круглые сутки находится на небе, и поэтому очень сложно убедить организм в том, что надо спать. Такие климатические качели, безусловно, сказываются на характере северян. Павел Волков считает, что поэтому большинство жителей Заполярья обладают здоровым и особенным… чувством юмора. Чего стоят хотя бы неизменные победы команд из Мурманской области в любимой игре КВН. Павел Сергеевич Волков тоже не исключение. Как он сам вспоминает, еще в 11‑м классе, когда сидел на уроке истории, в класс зашел завуч по воспитательной работе и попросил двух добровольцев для участия в межшкольных играх КВН. В тот момент поднятая рука юноши символизировала не столько огромное желание быть частью этого молодежного движения, сколько говорила о том, что ученик не готов к уроку. Однако после этого на протяжении более 10 лет он принимал участие в играх КВН, побывал на Международном фестивале команд КВН в г. Сочи, познакомился со многими интересными людьми из разных городов, с которыми общается до сих пор. И пусть уже лет пять Павел Волков вне игры, но, как известно, бывших кавээнщиков не бывает. Кроме того, отличное чувство юмора помогает ему буквально на каждом уроке! Любая коммуникация будет приятнее, если твой собеседник улыбается. Чувство юмора вообще очень хрупкий и тонкий инструмент, который дан не каждому, убежден педагог. Но еще важнее уметь смеяться над собой. Это полезный дар, позволяющий воспринимать жизнь с позитивом.

Как-то на встрече с высокопоставленными лицами региона Павла Волкова в очередной раз спросили, почему он стал учителем. В духе КВН он ответил, что в детстве хотел стать нефтяным магнатом, но потом передумал, потому что узнал, что есть более интересная работа, где получают хорошую зарплату. Как показала жизнь, насчет работы его не обманули.

А что касается пристрастия к случайностям, то, несмотря на непоколебимую уверенность Павла Сергеевича в том, что он оказался в школе совершенно случайно, есть предположение, что на этот раз он все же заблуждается. Можно случайно прий­ти, но случайно остаться невозможно.

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте