8-й класс. Тема «Изменение агрегатного состояния вещества».
Татьяна СЕМЧЕНКОВА, учитель физики средней школы №34 СмоленскаЦели урока: – обобщить основные положения молекулярно-кинетической теории для объяснения плавления тел, испарения жидкостей, охлаждения жидкостей при испарении, изменения агрегатного состояния вещества;- проверить умение чертить и читать графики зависимости температуры тела от времени при плавлении и кипении, охлаждении и конденсации;- проверить умения учащихся объяснять явления природы, связанные с изменением агрегатного состояния вещества, и построения графиков этих явлений;- воспитывать познавательный интерес к предмету;- формировать ответственность за порученное дело, настойчивость в достижении намеченной цели, активную жизненную позицию.Оборудование: ноутбук, проектор, слайд-шоу «Явления природы», задачи с текстовой информацией, графические задачи.Форма работы: учащиеся работают по вариантам.Ход урока1-й этап Учитель произносит стихи А.С.Пушкина «Мороз и солнце – день чудесный…» и предлагает учащимся графически изобразить процессы изменения агрегатного состояния вещества.Учащиеся графически изображают процессы, объясняя, какие фазовые переходы они нарисовали.2-й этап Учитель раздает карточки-задания (работа по вариантам).Графические задачиВариант №1На каком из графиков зависимости температуры от времени можно найти участок, соответствующий кипению скипидара? Температура кипения скипидара при нормальном атмосферном давлении равна 161 градусу Цельсия.Вариант №2На рисунке изображен график изменения температуры нафталина с течением времени. На какой минуте нафталин начнет плавиться?3-й этап Учащиеся работают со сказочными текстами по вариантам.Читается сказочный текст. Учащиеся отвечают устно на вопрос к тексту.Сказочные текстыПримерНорвежская сказка («Кари-Замарашка»): «Ну вот наконец добрались они до золотого леса. Он был такой золотой, что золото капало с него золотыми каплями. И деревья, и ветки, и цветы – все-все было из чистого золота».Вопрос: при какой минимальной температуре золото может капать «золотыми каплями»? Вариант №1«Снежная королева» (сказка Х.К.Андерсена): «Герда начала произносить слова вслух, но было так холодно, что дыхание девочки сейчас же превращалось в густой туман».Вопрос: объясните это явление с точки зрения взаимного превращения жидкостей и газов. Вариант №2«Пастушок – малый рост» (итальянская сказка): «Сидел там на берегу человек и собирал в мешочек вечерний туман. Пастушок и у него спросил про прекрасную принцессу. Незнакомец тоже ничего о ней не знал, но подарил юноше пригоршню густого тумана».Вопрос: как образуется вечерний туман?Ситуация: в котельной перестали топить. Вода в отопительной батарее, стоящей в холодном коридоре, замерзла. Слесарь паяльной лампой отогрел батарею, и из нее потекла вода. Когда лопнула батарея: при замерзании воды или нагревании ее лампой? Ответ поясните.4-й этап Слайд-шоу «Явления природы» (см. иллюстрации). Учащиеся выбирают самостоятельно понравившиеся явления природы (связанные с изменением агрегатного состояния вещества) и отражают эти явления в графиках.5-й этап Домашнее задание: по данным графикам описать явление природы или подобрать текст сказки. Например: «Была у Зайца избушка лубяная, а у Лисы – ледяная. Пришла весна, у Лисы избушка растаяла…»6-й этап РефлексияВ конце занятия учитель предлагает учащимся выбрать изображение портфеля любого цвета:Оранжевый – было интересно.Желтый – интересно, но сложно.Персиковый – неинтересно.
Комментарии