Правительство Российской Федерации получило от Международного банка Реконструкции и Развития (МБРР) заем на реализацию Инновационного проекта развития образования. Часть данного займа (до 150 000 долларов США) будет использована для предоставления грантов на доработку школьных образовательных проектов на электронных носителях, потенциально пригодных для использования в массовой практике. Гранты будут присуждаться авторам (авторским коллективам) по результатам конкурса представленных заявок. Национальный фонд подготовки кадров уполномочен осуществлять руководство проведением конкурса и выплатой грантов победителям.
Конкурс проводится среди учителей, методистов и других работников российской системы образования, имеющих реальный опыт использования информационных технологий в образовательной и воспитательной деятельности школы в проектных и иных формах ее организации. На конкурс представляются разработки, демонстрирующие возможности использования информационных и коммуникационных технологий в рамках инновационной образовательной деятельности, имеющие опыт полной или частичной реализации в школьной образовательной практике. Все разработки представляются на конкурс только на электронных носителях и должны предполагать дальнейшее использование на электронных носителях (размещение в интернете, распространение на СД-дисках и проч.). Авторы и авторские коллективы, подавшие заявку на участие в конкурсе, получившие положительный отзыв экспертов и ставшие победителями конкурса, получают грант в размере до 5 тысяч долларов США на доработку своих проектов до той степени, которая дает возможность использовать данную разработку в образовательной деятельности массовой школы. Размер гранта определяется на основании экспертного заключения о степени и объеме необходимой доработки.
Все работы, предлагаемые на конкурс, должны демонстрировать эффективное использование ИКТ для реализации образовательных целей. Разработки могут быть направлены как на обучение по определенному предмету, так и носить интегративный, межпредметный характер, предполагать использование в рамках как урочной, так и внеурочной деятельности. Материалы, представляемые на конкурс, должны быть авторскими разработками и не должны дублировать учебные материалы на бумажных носителях.
Разработки могут быть направлены на поддержку:
курсов образовательных областей, входящих в федеральный, региональный и школьный компоненты Базисного учебного плана;
курсов углубленного изучения предметов;
курсов в системе дополнительного образования.
Национальный фонд подготовки кадров приглашает авторов, обладающих соответствующей квалификацией, к подаче заявок на получение грантов на доработку школьных образовательных проектов на электронных носителях, потенциально пригодных для использования в массовой практике по следующим конкретным направлениям и уровням:
учебные образовательные проекты, в том числе:
разработки серий уроков;
разработки отдельных тем или разделов курсов;
целостные курсы;
специализированные электронные инструменты для отдельных видов учебной деятельности;
учебные материалы для самостоятельной и групповой работы учащихся;
разработки, направленные на организацию удаленного взаимодействия с учащимися;
средства поддержки и обработки экспериментальных и лабораторных результатов;
варианты демонстрационной поддержки образовательного процесса средствами мультимедиа;
варианты поддержки образовательного процесса автоматизированным контролем.
Возможные формы представления материала:
шаблоны и настройки различных редакторов и лабораторий;
фрагменты видеозаписей учебной деятельности, представленные в цифровом виде;
учебные модели, созданные с использованием существующих лабораторий и практикумов;
тренирующие комплексы по предметам, основанные на средах для организации тестового контроля знаний учащихся;
гипертекстовые документы;
работы учащихся в электронном виде.
Требования к представляемым на конкурс материалам
Авторам (авторским коллективам) необходимо представить в НФПК пакет конкурсной документации, который должен содержать:
1. Образовательные материалы, представленные на электронных носителях в соответствии со списком номинаций, в 3 экземплярах. Материалы должны быть представлены в стандартных форматах, используемых в среде Windows. Список допустимых форматов приводится в Приложении 1.
2. Заявку от авторов на присуждение гранта на доработку школьных образовательных проектов в 3 экземплярах. Форма заявки находится в Приложении 2.
Каждый автор (авторский коллектив) имеет право подать на конкурс только одну заявку. Заявка может носить комплексный характер и включать материалы по нескольким направлениям, объединенные общим подходом.
Конкурс будет проходить в три этапа:
I этап – отбор проектов, представленных на конкурс (в т.ч. предварительная оценка соответствия требованиям конкурса и комплексная экспертиза), присуждение грантов на доработку, заключение договоров авторами (авторскими коллективами);
II этап – доработка проектов (продолжительность – 4 месяца);
III этап – проведение комплексной экспертизы доработанных материалов, передача доработанных материалов организации, отобранной по конкурсу, для создания коллекции школьных образовательных проектов на электронных носителях и размещения доработанных материалов на образовательном портале/интернет-сайте.
Для проведения оценки конкурсных материалов и результатов проведения доработки ЭИ при НФПК создается Экспертный комитет конкурса. Экспертный комитет включает в себя ведущих специалистов в области разработки ЭИ, специалистов в области содержания общеобразовательных дисциплин, учителей-практиков, имеющих опыт использования ЭИ в учебном процессе, представителей Министерства образования РФ, региональных органов управления образованием.
Кроме того, для проведения комплексной экспертизы проектов и проведения мониторинга результатов доработки ЭИ будут дополнительно привлекаться специалисты (рецензенты) по трем видам экспертизы (технической, содержательной, дизайн-эргономической).
На I этапе Экспертный комитет рассматривает и утверждает результаты оценки конкурсных материалов, определяет победителей, принимает решение о необходимом объеме доработки и сумме гранта. Решение Экспертного комитета является окончательным, механизм подачи апелляций не предусмотрен.
На III этапе Экспертный комитет рассматривает и утверждает результаты комплексной экспертизы доработанных материалов, после чего результаты экспертизы выносятся на утверждение Стратегического комитета НФПК.
Затем доработанные материалы передаются в организацию, которая будет отобрана на конкурсной основе, для создания коллекции школьных образовательных проектов на электронных носителях и размещения доработанных материалов на образовательном портале/интернет-сайте.
Заявители [физические лица – учителя, методисты и другие работники российской системы образования] могут получить более подробную информацию в Национальном фонде подготовки кадров (НФПК) у координатора программ “Повышение качества учебников” Дубовик Светланы Маратовны или у помощника координатора программ Журавлевой Анны Михайловны по адресу: Москва, Смоленский бульвар, д.3/5, 3-й этаж, ком. 317, контактным телефонам: 246-98-94, 246-66-32. Вопросы по конкурсу можно также направлять в письменном виде по факсу 246-98-92 (с пометкой для Журавлевой А.М.) или по электронной почте (zhuravleva@NTF.ru) .
Формы заявок для авторов могут быть получены заинтересованными заявителями лично или по письменному заявлению в НФПК по адресу: Москва, Смоленский бульвар, д.3/5, 3-й этаж, ком. 317 или на сайте НФПК HTTP://WWW.NTF.RU
Заполненные формы заявки на участие в конкурсе, а также необходимые приложения должны быть представлены в НФПК по вышеуказанному адресу не позднее 15 октября 2002 г.
К рассмотрению также будут приниматься конкурсные документы, присланные по почте по адресу: 119121, Москва, Смоленский бульвар, д.3/5, 4-й этаж НФПК с пометкой на конверте “На конкурс” и с датой отправления на почтовом штемпеле не позднее 10 октября 2002 г.
Всем заявкам на получение грантов будут присваиваться регистрационные номера. Во всех последующих случаях будет даваться ссылка на этот номер.
Приложение 1
Список допустимых форматов представления конкурсных материалов
* текст/символы: RTF (*.rtf), DOC (*.doc), TXT (*.txt), HTML (*.htm)
* растровая графика: BMP (*.bmp), GIF (*.gif), PNG (*.png), JPEG (*.jpg)
* векторная графика: Corel Draw
* анимация: Macromedia Flash (*.swf), Macromedia Shockwave (*.dcr)
* динамический видеоряд: MPEG1 (*.mpg), Video for Windows (*.avi), Windows Media (*.wmv; *.asf)
* звукоряд: Wave (*.wav), Windows Media (*.wma, *.asf), MPEG1 (*.mp3), General Midi (*.mid)
* модели, проекты и шаблоны в соответствии с используемыми в массовой школе средами и редакторами
* презентации в Power Point
Приложение 2
Заявка от авторов на получение гранта на доработку школьных образовательных проектов на электронных носителях
Заявка N ____
1. Ф.И.О. автора/авторов (полностью):
(число, месяц, год рождения)
(паспортные данные: серия, N, кем и когда выдан)
(полный почтовый адрес: индекс)
Приложение: копии паспортов всех авторов
2. Номер телефона (дом. и раб.)/факса (каждого автора):
3. Специальность/квалификация; степень/диплом
(для авторского коллектива: сведения о втором, третьем и т. д. авторах изложить на отдельном листе)
4. Сведения о работе (за последние 5 лет)
(для авторского коллектива: дополнительные данные о втором, третьем и т. д. авторах изложить на отдельном листе)
5. Права собственности:
5.1. Является ли материал полностью оригинальным или переработкой существующего продукта?
5.2. Если материал является адаптированным, имеется ли разрешение на его использование?
5.3 Выпускался ли данный материал ранее?
Если “да”, то какой организацией и каким тиражом?
5.4. Размещался ли данный материал на интернет-сайтах/образовательных порталах ?
Если “да”, то указать на каких.
5.5. Заключен ли контракт на выпуск и тиражирование материала с какой-либо организацией?
5.6. Можете ли вы гарантировать, что имеете все права на выпуск и тиражирование материала и не нарушаете права третьих лиц ?
6. Описание материала, на доработку которого требуется грант.
(а) Название
(б) Предмет
(в) Тип общеобразовательного учреждения
6.1 Содержательно-педагогическое описание представляемого материала, в т.ч.:
описание образовательной концепции предлагаемой разработки;
описание сценария организации учебной деятельности с использованием ИКТ;
место предлагаемой разработки в учебном процессе;
предполагаемые предмет, класс и программа;
описание необходимого уровня подготовки учащихся;
рекомендации для проведения предваряющих и последующих по отношению к разработке занятий;
описание методики использования разработки;
описание необходимого для реализации проекта оснащения средствами ИКТ в расчете на планируемую учебную группу учащихся.
6.2 Описание опыта использования материала в учебном процессе
Описание должно содержать как количественные (число учащихся, количество часов), так и качественные (пример работ или результатов учащихся) характеристики. Опыт использования в учебном процессе должен быть подтвержден документально (например, заключение методического центра или методического объединения, ИПК и др.).
Примечание: к заявке можно также приложить документы, подтверждающие участие представляемой разработки в различных выставках, конференциях, упоминания в публикациях.
6.3 Предложения по доработке представленного на конкурс материала, в т.ч.:
содержательное и интерфейсное описание разработки, которое она приобретет после планируемой доработки;
описание основных направлений доработки;
предложения по квалификации и профессиональному составу специалистов, которые должны быть привлечены к доработке;
другие требования к доработке.
Примечание: заявка представляется в напечатанном виде в 3 экземплярах (с обязательным приложением текста на компакт-диске или дискете), заголовки должны быть подчеркнуты или выделены жирным шрифтом. Заявка должна быть подписана всеми членами авторского коллектива.
Необходимые приложения: рекомендации, указанные в п.6.2.
Неправильно оформленные заявки или заявки, в которых не отражены все пункты и нет необходимых приложений, рассматриваться не будут.
Комментарии