search
main
0

Приглашение к размышлению. Проект программы для воспитанников детского дома семейного типа

​Самыми активными участниками прошлогоднего XII конкурса методических разработок «Сто друзей» стали воспитатели Яровского детского дома для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, Алтайского края. Они прислали не один десяток интереснейших материалов, и это были не просто теоретические разработки, но сценарии и программы, апробированные в деятельности.В этом номере мы публикуем программу одной из участниц нашего редакционного конкурса – Нины Авдеевой, на сайте www.ug.ru появятся и другие методики.

Но прежде хотелось бы немного рассказать об этом детском доме семейного типа. 6 ноября 1998 года здесь появился первый житель. В январе 1999 года открылись первые две семьи. Сейчас ребята живут в семи семьях. Принцип семейного воспитания означает, что условия проживания максимально приближены к домашним, социальная семья – это разновозрастная группа, которая формируется по родственным отношениям (братья, сестры).На сайте детского дома http://detdom.3dn.ru/ читаем: «Воспитательная система детского дома направлена на разностороннее развитие личности, способной к саморазвитию.Проводится активное внедрение ИКТ в образовательную среду, организацию всех видов деятельности как способов реализации ребенка. Детский дом в течение последних трех лет работает над проблемой внедрения в педагогическую практику информационных технологий. Воспитанникам эта работа дает возможность выйти из стен детского дома адаптированными к жизни современного общества. Определяющим условием развития детского дома является создание условий для жизнеопределения выпускников». А еще на страничке этого уютного дома можно найти заповеди воспитателя, которые стоит принять к сведению всем педагогам, не только тем, кто работает с сиротами:«1. Примите все, что есть в ребенке (кроме того, что угрожает его жизни, здоровью).2. Ищите истину вместе с ребенком.3. Старайтесь ничему не учить ребенка напрямую – учитесь сами.4. Искренне восхищайтесь всем красивым, что есть вокруг.5. Считайте своим основным педагогическим методом осознанное наблюдение за ребенком.6. Помните, серьезное разрушается смехом, смех – серьезным.7. Помните, что вы существуете ради ребенка, а не он ради вас».Нина АВДЕЕВА, воспитатель Яровского детского дома Алтайского края, участница XII конкурса методических разработок «Сто друзей»У сирот и детей, оставленных без попечения родителей, первый опыт постижения нравственных норм, правил поведения и общежития, нравственного поведения, сопереживания, самоуважения бывает зачастую негативным. Как правило, наши воспитанники имеют отклонение в физическом и психическом развитии, часто у них искажено мировосприятие (от эмоциональной сферы до жизненной перспективы). Но вместе с тем детство – это период, когда закладываются основы личности, обеспечивающие психологическую устойчивость, позитивные нравственные ориентации, жизнеспособность и целеустремленность. Именно поэтому важно дать детям представление о нравственных ценностях и привить им навыки нравственного поведения в семье, в обществе.Семья – колыбель духовного развития человека. Многообразие отношений между ее членами, обнаженность и непосредственность чувств, которые они питают друг к другу, обилие различных форм проявления этих чувств, живая реакция на поведение ребенка – это все создает благоприятную среду для эмоционального и нравственного формирования личности. Чем больше положительных эмоций получает в семье ребенок, тем лучше. В нашем случае в семье детского дома семейного типа. Только преобладание оптимизма, взаимной нежности и дружбы над раздорами, унынием, скукой создает то, что можно назвать семейным очагом. Он собирает  вокруг себя людей, связанных родственными узами, согревает, дает пищу чувствам и отдых душе. В нашем случае семья сплачивает ребят, не всегда связанных кровным родством. Часто семья, в которой ребенок вырос, становится моделью семьи, которую он создает сам. Главный закон семьи: «Все заботятся о каждом».Перед нами, педагогами семьи, стоит задача, чтобы среди наших воспитанников было как можно меньше трудных ребят. Воспитать самостоятельного человека – это значит создать условия для расцвета его индивидуальности, для реализации заложенных в нем природой способностей, его сущности. Для того чтобы подготовить детей к будущей самостоятельной жизни, я моделирую для них различные ситуации, в которых они могут оказаться, и учу их действовать в этих ситуациях. Цели:1. Расширить, систематизировать знания о семейных традициях, формировании духовных ценностей семьи. 2. Сформировать у воспитанников этическую культуру, нравственные ценности. 3. Помочь воспитаннику детского дома понять, что есть достойная человеческая жизнь, общечеловеческие ценности. Задачи:- дать детям представление об основных добродетелях человека, помочь осознать связь между мыслями, словами и действиями, обучить их позитивному мышлению;- создать условия для формирования и развития гражданских качеств: гражданственности, патриотизма, нравственности, уважения к правилам и свободам человека, любви к Родине, к семье;- формировать гуманистическое мировоззрение, понимание смысла человеческого существования, ценности существования других людей;- развивать гражданские позиции по отношению к Отечеству, к его гражданственным символам, народным обычаям, семейным традициям.Характеристика временных и материальных ресурсовКурс обучения рассчитан на два года.В первый год обучение проводится 3 раза в месяц, из них 1-2 занятия обязательно с практической частью. Занятие длится 30-40 минут. С каждым ребенком проводится одно индивидуальное занятие в месяц. Наполняемость семьи детского дома – 7-8 воспитанников. Группа старших воспитанников – 5-6 человек. Создание условий для проведения занятий – гарантия успеха. Для занятий необходимо иметь просторное проветриваемое помещение, магнитофон, телевизор, грамзаписи, проигрыватель. Все занятия проводятся в занимательной игровой форме. Каждое занятие – приглашение к размышлению, задача воспитателя – оказать поддержку детям, помочь им выразить свои чувства и свой опыт.Некоторые рекомендации для педагога:- не ставить детей в ситуацию, требующую быстрого ответа;- предоставлять достаточно времени на обдумывание (между вопросом и ответом не менее 5-6 секунд);- не требовать быстрого изменения неудачных формулировок или быстрого устного ответа на неожиданный вопрос;- безоценочно относиться к детям и их высказываниям, так как любая оценка, отрицательная или положительная, любой ярлык приводят к остановке развития;- не навязывать детям каких-либо понятий и суждений.На занятиях активно используются произведения устного народного творчества (пословицы, загадки, сказки), произведения поэтов и писателей, музыка, песни. Дети в непринужденной обстановке учатся гармоничным взаимоотношениям и взаимодействию.Благодаря практике положительного мышления дети учатся видеть достоинства других, а не обсуждать чужие недостатки. Также дети учатся смотря и наблюдая и меньше слушая.Личность педагога играет очень важную роль. Манера поведения учителя, каждое его действие прочно запечатлеваются в умах детей. Значит, тот, кто берет на себя задачу воспитания нравственных ценностей, должен сам обладать этими ценностями. В противном случае слова, даже наполненные большой мудростью, не будут иметь никакого веса, не принесут никакой пользы. 1-й годЗаложить фундамент сознательно нравственного поведения, усвоения моральных норм и правил поведения в семье, доме, семейных традиций и праздников. Это почва для всесторонне развитой личности.2-й годОбогащение моральных понятий и суждений, закрепление изученного в первый год.«Дети не будущие личности: они уже личности. Дети – существа, в думах которых открываем зародыш всех мыслей и чувств, которые волнуют нас, и подрастанием этих зародышей надо руководить с нежностью». Я.КорчакМолодой человек или девушка – выпускники детского дома – должны сами себе пробивать дорогу, рассчитывая на себя и социальные гарантии (которые существуют в основном на бумаге). То есть понимать, как они смогут обустроить свою жизнь в современном обществе, насколько смогут взять на себя груз ответственности за решение каких-либо жизненных задач. Турниры, конкурсы, литературные игры позволяют ребятам основательно прорабатывать жизненные ситуации, воспитывают уважение к человеческой личности, учат разбираться в трудных ситуациях.Новизна моей идеи состоит в том, чтобы, формируя самостоятельность воспитанника, растущего в условиях детдомовской, но семьи, учить его творчески относиться к решению любых проблем, возникающих в жизни, опираясь на его личные качества и особенности.Для реализации данного проекта я разработала цикл мероприятий, позволяющих детям проявить свои способности, знания и умения в самых различных видах деятельности, ощутить себя как личность и самоутвердиться в преддверии дальнейшей взрослой жизни. Ожидаемые результаты    Воспитанники знают круг родственников, входящих в семью, понимают, что такое семья.    Сформированы позитивные межличностные отношения с представителями другого пола.    Ребята знают, как правильно питаться и как самому создать жизненно необходимые предметы домашнего обихода.    Дети демонстрируют хорошие манеры, умеют принять гостей; знают, что подарить друзьям в день рождения; во что одеться, собираясь в гости; как ухаживать за своей одеждой, чтобы выглядеть опрятным.    Воспитанники умеют ориентироваться в сложности жизни, защищать себя и избегать опасных ситуаций.    Дети имеют представление о семейных традициях и праздниках, знают, что такое брак, и ориентируются в нормативно-законодательной базе в части, касающейся семьи и прав детей, оставшихся без попечения родителей.Диагностика достижений    Текущий контроль усвоения материала проходит в течение года и всего периода обучения в виде открытых дверей, мероприятий, выставок, итоговых занятий, дней именинника, праздников и т. д. После прохождения большой темы – итоговое занятие. В конце каждого учебного года итоговой аттестацией может служить степень участия детей в открытом занятии, выставке, мероприятиях, проводимых в семье, детском доме и т. д.

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте