search
main
0

Приглашение к “Размышлению” Послесловие к конкурсу

“Размышление” – скрипичная пьеса П.Чайковского, входящая в обязательную программу Международного конкурса его имени.
В последние годы мы не столько гордимся им, сколько с тревогой ждем его прихода. И, увы, на то есть свои очень серьезные обстоятельства.

Я намеренно не стану говорить, сколько участников было на конкурсе. Это – не главное. А вот то, о чем нельзя не сказать: с каждым разом к нам меньше и меньше едут музыканты из Европы, и, по сути, соревнование (если исключить виолончель – тут вопрос особый!) превращается в турнир между россиянами, китайцами, японцами и корейцами, причем часто россияне им уступают (как было и на этот раз). Конечно, хорошо, что национальные школы растут, но большинство этих музыкантов обучаются в США и Европе, в том числе и у эмигрировавших русских педагогов.
А что наша школа дома, в порядке ли она? Увы, далеко не в лучшем порядке. Народный артист России Борис Плотников, хорошо знающий музыку, сказал по телевидению очень верные слова: на первом туре конкурса получилось соревнование педагогов по принципу, кто лучше научит беглости, технике, но, к сожалению, не так вдумчиво, как должно, обратить внимание, научить будущих музыкантов понимать музыку, чувствовать ее, ее стиль, интонацию – короче, мыслить и дышать ею. А в конкурсе бойкие юноши и девушки (особенно по части фортепиано) устраивали гонки по пересеченной местности, играя при этом бездумно и грязно и плохо зная ноты.
Еще одна важная деталь. Перед нами – прекрасный музыкант и отличный педагог – виолончелистка Наталия Гутман. В финал соревнования попал ее ученик Дмитрий Прокофьев. Технически он очень неплохо обучен, но слушать его на обоих турах оказалось скучновато. А в финале был полный провал – в Симфонии-концерте Сергея Прокофьева в авторской редакции (исполняемой впервые) Вариаций на тему Рококо Чайковского. Что произошло? То самое неумение “войти в музыку”, то самое нежелание вспомнить об эмоциях, а главное, наверное, – ошибка педагога в выборе конкурсного репертуара ученика. Это один пример, а их могло бы быть много – и по всем четырем профессиям – фортепиано, скрипке, виолончели и в сольном пении. А неправильный выбор программы – это ошибка школы, и ошибка значительная. Отсюда и недоброкачественные выступления конкурсанта, и в конечном счете абсолютная неточность и подчас даже легкомыслие в выборе победителей.
Самая большая зрительская “давка”, как всегда, – на фортепиано и вокале. Но с самого начала конкурса было ясно, что у пианистов нет не только первой премии, но и достаточно крепких второй и третьей. Никто не может разрешить загадку, как японка Аяко Уэхара вдруг стала “золотым” лауреатом конкурса. После второго тура ее исполнение Сонаты Шостаковича стало притчей во языцех – так шумно, так пусто, так скучно и так раздражающе!..
Мысли по этому поводу лезут в голову неприятные и определенные. Если нет настоящих претендентов на премию, то не надо ее давать, – вот нормальная логика. Касательно фортепианных “премий” навязчиво вспоминается, как в предыдущие конкурсы “наших” заранее “вычисляли”, и начальство было очень недовольно, когда вдруг “выскакивали” неожиданно какие-нибудь Джон Огдон, Джон Лилл или Барри Дуглас…
На вокальном конкурсе было, как и на фортепианном, тоже много спорного. На третий тур не прошли два блистательных тенора из Республики Корея. А солист Большого театра тенор Андрей Дунаев (вторая премия) произвел чрезвычайно унылое впечатление. А вот его коллеге по театру Михаилу Казакову (первая премия) публика устроила овацию… Крохотное хрустальное сопрано японки У Биси вряд ли “тянуло” на вторую премию. А вот баритон из Республики Корея Ком Дон Сеуб пел восхитительно, но…третья премия на пару с нашим уверенным и скучным “продвинутым” сопрано Анной Самуил. В дипломантах оказалась готовая оперная звезда – сопрано Ирина Лунгу из Воронежа… Дальше перечислять не буду, обидно.
Вот ведь парадокс. Сыграл на первом туре Первую часть концерта Моцарта совершенно очаровательный – с чувством, нежностью, чутким ощущением стиля – совсем юный китайский скрипач Си Чэнь, студент Пекинской консерватории. И стало ясно: перед нами – возможный лидер. Второй тур он уже играл героем – и потому, что очень хорошо играл, и потому, что его слегка поколотили у гостиницы “Москва” в то самое футбольное воскресенье. Так вот, если говорить об истинном открытии конкурса, – это именно Си Чэнь. И то, что на скрипке не было первой премии, а были две вторые (Си Чэнь и маститая, но очень бездушная Кавакубо Тамака) – справедливо: Тамаки не хватало сердца, а китайцу – оркестрового опыта…
Не было первой премии и у виолончелистов. Но это никого не удивило, потому что уже много лет жизни конкурса показали, что самое строгое и самое справедливое судейство именно на виолончели.
Можно было бы долго говорить о проблеме школ – она крайне актуальна для всего мира, и для России в частности. Но грусть и обида все-таки “забивают” прекрасные “мгновения”. И понимаешь, что вряд ли такой конкурс, как только что минувший, поднимет и без того пошатнувшийся престиж нашей “Музыкальной весны мира”.

Наталья ЛАГИНА

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте