search
main
0

Приглашение к диалогу. Юбилей

Поздравляю всех читателей «УГ» с началом нового учебного года.4 сентября отмечается 70-летний юбилей Анатолия Викторовича Мудрика, талантливого ученого-педагога, одного из интересных авторов «УГ».

Мы познакомились летом 1965 года в «Орленке», в дружине «Солнечной». Я старшеклассник из Ташкента, он начальник лагеря. В нашей смене, блиставшей яркими именами А.Пахмутовой и Н.Добронравова, О. Газмана, И.Кона, других замечательных взрослых, 23-летний Анатолий Мудрик стал явным лидером для сотен мальчишек и девчонок, собравшихся со всей страны. Уже тогда он умел быть рядом с ребятами и чуть впереди. Интересно, что многие участники той памятной смены стали учителями, вожатыми, учеными. Наш наставник достиг значительных высот на трудном поприще педагогической науки. В системе ее отраслей в последние десятилетия бурно развивается и социальная педагогика, творцами которой выступают крупные исследователи из многих регионов России. Но пожалуй, самая относительно непротиворечивая теория в этой области знания создана Мудриком. (Об этом уже много написано, в том числе в «УГ», проницательной Ольгой Мариничевой, одним из давних друзей Анатолия Викторовича, и другими авторами.)Пару лет назад на Всероссийской научно-практической конференции по вопросам воспитания приобрел небольшое по объему, но очень своеобразное издание Мудрика – «Мои методологические штудии». Многие «опорные сигналы» этих наработок я взял на вооружение. Вот некоторые из них. Воспитание как понятие, отражающее реальность, – это «относительно осмысленное и целенаправленное взращивание человека в соответствии со спецификой задач и целей его субъектов, а также организаций и групп, в которых оно осуществляется».Сущность социализации состоит «в сочетании приспособления и обособления человека в условиях конкретного общества». Наряду со стихийной и относительно социально контролируемой социализацией в реальности имеет место относительно направляемая социализация.Для характеристики социального способа существования человека, реализации им своей активности в индивидуальном, групповом и социальном бытии используется понятие «жизнедеятельность», на всех возрастных этапах она складывается из ряда сфер – общения, познания, предметно-практической деятельности, игры, спорта.За каждым из этих фундаментальных научных утверждений – многолетний творческий поиск педагога-практика. Большой теоретический и практический интерес представляет разрабатываемая Мудриком с 80-х гг. ХХ в. в качестве составной части социальной педагогики так называемая социально-педагогическая виктимология. Она изучает различные категории людей – реальных или потенциальных жертв неблагоприятных условий социализации и разрабатывает формы и методы профилактики, коррекции тех обстоятельств, вследствие которых человек становится жертвой неблагоприятных условий социализации. Убежден, что в русле названного направления можно достичь значимых результатов в развитии человеческого потенциала страны.После «Орленка» я встречался с Анатолием Викторовичем всего пару раз. Но есть десятки книг, сотни научных статей Мудрика, каждая из которых – приглашение к диалогу, к размышлению. ​Ефим ШАИН, профессор госпедуниверситета, Тула

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте