1. Учитель сообщает тему и цель урока. 2. Повторение счета лет в истории по карточкам. К доске вызываются по очереди три человека от каждого ряда, остальные выполняют задания в тетрадях.
Пример карточки:
– Отметить на линии времени 325 г. до н.э. и 325 г. н.э. Какой год был раньше? На сколько лет раньше? Какой год был следующим за 325 г. до н.э. и 325 г. н.э. Какая из этих двух дат нам знакома? Что произошло в этом году?
Здесь и далее за каждый правильный устный ответ ученики получают жетоны.
3. Учитель: Покажите на карте Грецию и определите словами местоположение.
Вопросы:
– На какие части делится Древняя Греция?
– Какими морями омывается Древняя Греция?
– Как греки объясняли название Эгейского моря?
Ребята выполняют задание №3 в «Рабочей тетради по истории Древнего мира» Г.И.Годер.
– Чем природные условия Древней Греции отличались от природных условий Древнего Египта?
– Какие трудности испытывали греческие земледельцы?
Ребята выполняют задание №23 в «Рабочей тетради по истории Древнего мира» Г.И.Годер.
– Какие полезные растения хорошо росли на почвах Греции?
– Как греки поступали с излишками виноградного вина и оливкового масла?
– Что такое колонии?
– Покажите на карте греческие колонии.
– Что греки покупали в колониях?
– Сделайте вывод: каким занятиям благоприятствовали природные условия Древней Греции.
4. Учитель: Вы помните, что в древности в Элладе существовало много государств.
– Покажите на карте два государства, которые мы изучали подробно.
– Определите словами их местоположение.
– Чем отличалась Спарта от Афин?
Дети выполняют задание №20 в «Рабочей тетради по истории Древнего мира» Г.И.Годер.
– Сделайте вывод: основы какой власти заложили реформы Солона в Греции?
– Вы помните, что в конце VI в. до н.э. владыка огромной Персидской державы могущественный царь Дарий I задумал подчинить себе всю Элладу. Что из этого вышло?
– Какие знаменитые битвы этой войны вы знаете?
– В каком году они произошли?
– Почему Греция – небольшая страна, к тому же разделенная на десятки государств, – сумела дать отпор могущественной Персидской державе?
– Под началом какого города-государства объединилась Древняя Греция?
5. Учитель: Мы с вами совершим воображаемое путешествие в Афины.
Работа в группах. Ученики получают иллюстрации: «Афинский акрополь», «Статуя Афины в Парфеноне», «Театр Диониса в Афинах», «Театрализованные представления в Древней Греции». Дается время на описание иллюстраций, затем выступает по одному ученику от каждой группы. Ребята из других групп рецензируют ответы.
Дети выполняют задание №55 в «Рабочей тетради по истории Древнего мира» Г.И.Годер.
6. Учитель: Я расскажу вам об одном представлении в театре.
Учитель читает текст из «Методического пособия по истории Древнего мира» Г.И.Годера о том, как актер пародирует во время представления стратега.
– В каком государстве Эллады происходит действие?
– Почему стратег терпел ядовитые и злые насмешки над собой?
– Что угрожало бы стратегу, если бы он, как правитель города, прервал представление?
– Сделайте вывод: можно ли проследить связь между развитием культуры и демократии?
– Каковы причины ослабления Греции в конце V-IV вв. до н.э.?
– Почему греки победили Персию, но были подчинены Македонией?
Подсчитываются жетоны, выставляются оценки.
Светлана ВЕЛИКАНОВА, учитель истории Давыдовской средней школы с углубленным изучением отдельных предметов, Воронежская область
Комментарии