Одним из самых известных, но, может быть, недостаточно оцененных способов повышения эффективности педагогического процесса и качества гражданского образования является использование общественных ресурсов. Выделяется два основных их вида.
Это общественные ресурсы в классе – приглашение на урок интересных, социально активных людей, имеющих богатый жизненный опыт и высокую профессиональную компетенцию. И второй – посещение учащимися общественно значимых и полезных для обучения мест. Это общественные ресурсы вне учебной аудитории. Использование общественных ресурсов в процессе обучения – насущное требование современного образования, которое позитивно влияет на учебный процесс, разнообразит его, делает его увлекательным, имеет исключительные возможности для улучшения гражданского образования.
Общественные ресурсы позволяют:
преодолеть замкнутый характер школьного образования и преобладание широко используемых традиционных методов обучения и воспитания;
преодолеть упрощенный взгляд на сложные политико-правовые и социально-экономические явления;
связать теоретические знания с практикой, с их применением в жизни;
активизировать, мотивировать, стимулировать учебную познавательную деятельность;
создать условия и поднять на новый уровень взаимодействия систему образования с другими общественными системами, добиться сотрудничества учащихся с миром взрослых.
Общественные ресурсы дают учащимся следующие преимущества:
получить сбалансированную картину общественных проблем и знание основных социально приемлемых путей их решения;
дают взвешенный подход к противоречивым вопросам современности, учат видеть мир многоцветным, а не только в черных тонах или в розовых;
знакомят с уникальным жизненным опытом, который, несомненно, обогатит внутренний мир учащихся, научит смотреть на ситуации, возникающие в жизни, с разных сторон, видеть альтернативы развития;
успешно развивать общечеловеческие умения и навыки в обстановке, приближенной к реальной жизни, исследовать индивидуальные и общественные ценности;
получить эмоциональный заряд и вызвать живой интерес к учебной деятельности;
воспользоваться важным дополнительным источником знания;
создать условия для эффективной профессиональной ориентации.
Существует большое количество разнообразных способов приглашения специалиста для участия на уроке, но самый надежный из них связан с вашими учениками: начинайте поиски нужного специалиста среди близких людей ваших учащихся: родителей, родственников, близких знакомых, обычно такие люди с удовольствием откликаются на приглашение учителя.
Хорошим способом поиска общественных ресурсов является обращение в общественные организации. Они обычно используют любую предоставившуюся возможность познакомить общество со своей деятельностью, привлечь новых участников.
Договорившись со специалистом, постарайтесь узнать, имеет ли он опыт общения с аудиторией, с детьми, выясните, каков его уровень развития коммуникативных умений и навыков, профессиональную компетенцию. Выбор общественных ресурсов должен соответствовать теме, целям занятия.
Для того чтобы наилучшим образом использовать общественные ресурсы в классе, следует тщательно подготовить, спланировать занятие, скоординировать действия специалиста и учащихся. Они должны быть готовы к совместной учебной деятельности. Специалист должен получить информацию о целях учебного занятия, об уровне подготовки учащихся, об их возрастных и индивидуальных особенностях, интересах. Ребятам сообщают сведения о приглашенном человеке. Они могут подготовить вопросы для него.
Существует несколько форм проведения учебного занятия с использованием общественных ресурсов в классе. Следует обратить внимание на три основные формы. Наиболее распространенная – рассказ, в основе которого лежит богатый личный и профессиональный опыт. Затем идет беседа. Успех урока зависит от того, каким собеседником, рассказчиком является приглашенный. Другая – участие специалиста в дискуссии, обсуждении общественно значимого противоречивого вопроса. В этом случае требуется хорошая предварительная подготовка всех участников занятия. Возрастает значение профессионального опыта приглашенного.
Последняя форма – вовлечение специалиста в активное действие. Например, в учебный суд, деловую игру, учебный проект. Эта форма наиболее жесткая, но очень эффективная. Требует тщательной подготовки всех участников.
Важно, чтобы обсуждение итогов учебного занятия проходило вместе с приглашенным. Следующие вопросы можно использовать при анализе.
Что нового, полезного вы узнали?
Какие трудности вы испытывали в течение учебного занятия?
Как соотносятся полученные на уроке знания с теми, которые вы получили из других источников?
Какие вопросы вы бы еще хотели задать специалисту, какие проблемы обсудить, о чем вам хотелось бы еще узнать?
Как можно было бы улучшить это занятие?
Приглашенного не просто поблагодарить за участие, но и узнать его впечатление о работе с классом.
Учебные занятия с участием специалиста рекомендуется снимать на видео. Запись уроков будет ценным учебным материалом. Методические рекомендации по использованию общественных ресурсов вне учебной аудитории.
Использование общественных ресурсов вне учебной аудитории планируется в начале учебного года, исходя из учебных целей курса и возможностей учителя и учащихся. Учитель разрабатывает план посещения. Он готовит индивидуальные и групповые задания. До посещения учащиеся должны получить информацию о месте посещения и учебных целях.
Хорошо, если посещение проходит в рамках запланированной деятельности, но следует быть готовым к неожиданным поворотам, поэтому рекомендуется иметь альтернативный план.
Во время посещения внимание следует уделять глубине познания вместо получения обширных сведений, важно научить понимать смысл происходящего, участниками которого стали учащиеся. Обратите внимание на разнообразие впечатлений, подкрепленное звуковыми, осязательными, визуальными впечатлениями. Постарайтесь соединить знание, полученное на аудиторных занятиях, со знанием, которое дает посещение. Организуйте, если возможно, диалог учащихся с людьми, с которыми им удалось встретиться.
Следующие вопросы помогут сделать анализ посещения.
Что интересного, нового, полезного для себя вы наблюдали во время посещения? Каковы ваши впечатления от посещения? Какие трудности вы испытывали во время посещения? Что нового вы хотели бы узнать, какие места посетить?
Юрий АНТЮХОВ,
учитель граждановедения
Орел
Комментарии