search
main
+1

Приемы формирования навыка устной речи на уроках русского языка и литературы

Красивая и грамотная речь необходима каждому человеку в современном мире. Она является залогом успеха в профессиональном мире и становится проводником в мир культурных и образованных людей. Правильная речь формируется у ребенка в основном в школе, но, к сожалению, в последние годы наметилась тенденция к значительному снижению качества этого коммуникативного навыка.

Изображение сгенерировано нейросетью «Шедеврум»

С 2018 года (с самого начала) являюсь экзаменатором и экспертом на устном собеседовании по русскому языку для 9-классников и не понаслышке знаю, что на сегодняшний день для выпускников значительную трудность составляют пересказ текста, монологическое высказывание и даже диалог. Самыми распространёнными ошибками можно считать грамматические (ошибки в образовании числительных, в построении сложных предложений – повсеместное “то, что” и т. д.), речевые (неоправданные повторы, лексическая несочетаемость, речевая недостаточность или, напротив, избыточность, слова-паразиты). Зачастую ребёнок затрудняется передать содержание небольшого по объёму текста, потому что “не успел всё записать”. В чём причина? Думаю, основная проблема – в нелюбви современного школьника к чтению, которая кроется “избалованности” мозга наличием удобного хранилища – вездесущего телефона. Поэтому на своих уроках обязательно включаю работу с текстом: с чтением, пересказом, ответом на вопросы. Что же здесь нового? Предполагаю удивление. Ничего нового нет, но где-то когда-то мы упустили ниточку и сегодня пожинаем плоды.

В этой статье хочу поделиться своими наработками, которые применяю на уроках русского языка и литературы на протяжении уже нескольких лет. Буду рада, если они окажутся полезными.

Чтение текста с пометами

Этот приём взяла на заметку из методики критического мышления. Использую как с пятиклассниками, так и с выпускниками – подходит всем. Во время чтения ребята отмечают информацию в тексте разными пометами: “З” – знаю, “Н” – новое, “?” – заставило задуматься, возник вопрос, “!” – удивило, впечатлило, понравилось.

Такое чтение можно применять при изучении, например, теоретического материала по русскому языку, при чтении литературной статьи и даже художественного текста. Причём дети с удовольствием выступают соавторами таких помет-символов. Особенно эмоционально проходит такая работа с художественными и публицистическими текстами. Так, мои ученики предложили использовать знак “молния” – крайнее возмущение, несогласие, гнев; “сердечко” – душевный подъём, сочувствие, желание помочь; “солнышко” – радость, облегчение и так далее.

Направленное чтение

О таком виде чтения также узнала на курсах по критическому мышлению много лет назад и активно использую до сих пор.

Перед знакомством с текстом дети получают вопросы, ответы на которые нужно будет найти, прочитав его. Это помогает повысить концентрацию внимания и исключить “механическое” чтение. Такой вид работы больше подходит для детей со сниженной учебной  мотивацией и для тех, кому с трудом даётся работа по тексту, в частности,  пересказ.

Например, рассмотрим текст об Иване Поддубном (текст взят с сайта “Решу ОГЭ”).

1. Кем в юности работал Поддубный?

2. С чего началась борцовская карьера Поддубного?

3. Где и когда проходил чемпионат мира, участником которого стал Поддубный?

4. В чём заключалось коварство его соперника?

5. За что его называли “чемпионом чемпионов”?

6. В каком возрасте Поддубный в последний раз вышел на арену?

Отвечать на вопросы нужно подробно.

Ива́н Макси́мович Подду́бный родился в крестьянской семье. Недюжинную силу, высокий рост, необычайную выносливость он унаследовал от отца. В юности, работая грузчиком в порту, Иван Поддубный начал тренироваться: занимался гимнастикой, выполнял упражнения с гирями и гантелями.

Борцовская карьера Поддубного началась со случая: после представления в цирке всем желающим ради шутки предложили поучаствовать в поединке с силачами. Иван вышел на арену и победил всех титуло́ванных атлетов. После этого он начал выступать в цирке, затем постепенно овладел техникой борьбы и из просто силача превратился в спортсмена.

В 1903 году Поддубный участвовал в чемпионате мира в Париже. Иван Максимович выиграл 11 схваток, но проиграл французу, который пошёл на хитрость: он смазал тело маслом, чтобы руки соперника во время поединка скользили. Судьи присудили победу французскому борцу, но уже через год Поддубный победил его в честном бою.

За 40 лет спортсмен не проиграл ни одного чемпионата, за что его называли «чемпионом чемпионов». Иван Максимович был шестикратным чемпионом мира. После ухода из профессионального спорта Поддубный вернулся работать в цирк. Последний раз он вышел на арену в 70 лет и, как всегда, одержал победу. Иван Поддубный вошёл в историю спорта как обладатель необычайной силы, большого мастерства, как долгожитель, честный борец, который не участвовал ни в одном постановочном бое.

Техника “Ладоши”

Эта техника помогает сфокусировать внимание учащихся на ударении. Не всегда дети правильно произносят слово, даже при наличии специального символа. Это упражнение особенно нравится 5-6 классам, но и 9-классники тоже с удовольствием выполняют.

Правило такое: ударный слог в слове обозначается хлопком в ладоши – создаём определённый ритмический рисунок. Главное – начинаем с ударного слога.

ЛОГ-ЛОГ – КА-ТА-ЛОГ(хлоп-хлоп-__ __-хлоп);

ТО-ТО – ТО-РТЫ (хлоп-хлоп-хлоп-__);

ЗИ-ЗИ – ЖА-ЛЮ-ЗИ (хлоп-хлоп – __ __-хлоп).

ПЕ-ПЕ-ПЕ- О-БЕС-ПЕ-ЧЕ-НИ-Е (хлоп-хлоп-хлоп – __ __ хлоп-__-__-__).

Творческий подход и немного фантазии разгонят скуку на уроке!

Техника “Слова-звёзды”

У Александра Блока есть замечательные слова: “Всякое стихотворение — покрывало, растянутое на остриях нескольких слов. Эти слова светятся, как звезды”. Метафора Блока помогает детям понять роль ключевых слов в тексте, причём не только в стихотворном.

Упражнение выполняется с распечатанным текстом, где ребята могут отмечать слова-“звёзды”. Важно! “Звёзд” не может быть много, так как  на подготовку к пересказу отводится только 2 минуты. Поэтому “покрывало” одной микротемы “растянем” на 4-5 остриях.

В качестве примера рассмотрим отрывок из текста о Нахимове (текст взят с сайта “Решу ОГЭ).

Павел Степанович Нахимов родился в семье военного. В 15 лет в 1818 году он блестяще окончил Морской каде́тский корпус и получил звание ми́чмана. Так началась карьера знаменитого российского адмирала.

Павел Степанович имел огромную силу воли, был строг и требователен, но одновре́менно справедлив и внимателен к людям, безгранично смел, учил подчинённых на личном примере. Матросы любили адмирала. Павла Степановича называли «отцом матросов».

Опираясь на записи, пересказываем текст.

С детьми, испытывающими трудности в пересказе, начинаем с маленьких текстов, постепенно усложняя и увеличивая материал.

Задание может быть направлено на обратный процесс: по “звёздам” определи содержание текста. Чаще это используем на уроках литературы на этапе закрепления, например, лирики А. Пушкина.

По “остриям” определи, о каком стихотворении идёт речь.

1.  Свободная стихия, гордою красой, шум призывный, в последний раз, предел желанный, бездны глас, своенравные порывы… (“К морю”)

2. Шестикрылый серафим, перстами лёгкими, вещие зеницы, неба содроганье, грешный мой язык… (“Пророк”)

3. Нежил обман, исчезли забавы, горит желанье, внемлем, мы ждём, пока горим, посвятим, верь, вспрянет, напишут. (“К Чаадаеву”)

Техника “Интуиция”

Перед знакомством с текстом вывожу на экран портрет героя, а также фотографии, иллюстрирующие содержание. Предлагаю детям поразмышлять, кто этот человек, какой эпохи, каков род его деятельности, о чём пойдёт речь в тексте. Потом мы читаем и делаем выводы о своих догадках.

Другой вариант этого задания. До того как дети получат распечатанный текст, читаю начало. На интригующем моменте останавливаюсь и прошу предположить, как будут развиваться события дальше. Затем обращаемся к тексту и сравниваем.

Это задание помогает учащимся фокусировать внимание на своих эмоциях, откликаться на прочитанный текст, фиксировать свои “точки удивления”.

Например, текст о Николае Раевском (взят с сайта Решу ОГЭ).

Николай Раевский ещё в младенческом возрасте был записан в армию. Так тогда было принято. В возрасте 22 лет за воинскую доблесть и отличную службу он получил чин полковника.

Слава пришла к Раевскому во время войны с Наполеоном в 1812 году. Солдаты под командованием Раевского сдерживали наступление французов. В наиболее тяжёлый и, казалось, безвыходный момент боя генерал Раевский… 

Делаю остановку и слушаю предположения детей. Далее текст получаем в распечатанном виде и продолжаем работу по нему с удвоенным вниманием.

…  взяв за руки своих двух сыновей, младшему из которых было всего 11 лет, пошёл с ними в атаку. Героизм генерала поднял солдат на битву, а фамилия Раевский после этого боя стала известна во всей армии.

При подготовке к монологическому высказыванию практикую творческие домашние или классные работы в формате итогового собеседования, но… в письменном варианте. Это помогает ученику видеть свои ошибки в речи, позволяет редактировать и исправлять написанное, продумывать логику высказывания. К тому же прилагается грамматическое задание по теме, актуальной на сегодняшнем уроке. Например, если мы изучаем сложносочинённое предложения, то в тексте необходимо употребить не менее трёх ССП с разным значением и сделать их пунктуационный разбор. В зависимости от возраста учеников и уровня подготовленности задание и объём текста  могут варьироваться.

Обычно дети с удовольствием выполняют такие задания и выступают на уроке. В продолжение ответа выступающий отвечает на вопросы “экспертов” (каждый по интересующей нас теме готовил вопрос, на который нужно дать развёрнутый ответ).

Для формирования навыка развёрнутого ответа на поставленный вопрос использую следующие приёмы.

“Да и нет не говори”

Условие: нужно дать развёрнутый ответ, нельзя отвечать словами “да” и “нет”. Вопросы может подготовить учитель или ученики. Ребята, как правило, с удовольствием берутся за такую работу.

1. Любите ли Вы мороженое?

2. Есть ли у Вас домашний питомец?

3. Пользуетесь ли Вы интернетом? и т.д.

Интервью

Для выполнения задания выбираем интересную тему и готовим по ней  3-5 вопросов (это может сделать учитель, а также сильные ребята). Отвечающий должен использовать сложноподчинённое(ые) предложение(я). Условие может варьироваться в зависимости от изучаемой темы, возраста детей, подготовленности класса. Упражнение помогает освоить такой вид сложных предложений как пятиклассникам, так и выпускникам. Например, в 9 классах предлагаю использовать СПП с разными по значению придаточными, или использовать СПП с несколькими придаточными (однородное, параллельное, последовательное подчинение), или использовать предложение с разными видами связи.

Примеры тем, которые мы обсуждали на уроках.

1. Будущая профессия

2. Интернет: зло или польза?

3. Ложный и истинный патриотизм

4. Книга или экранизация? и т.д.

Такая работа вызывает большой интерес у ребят и помогает учителю “разговорить” учеников и лучше их узнать.

Это лишь несколько приёмов из всех, которыми пользуюсь на уроках и которые, возможно, покажутся интересными коллегам. Считаю, что у каждого неравнодушного учителя есть свои “фишки” для достижения результата, ведь урок – это творческий процесс взаимодействия учителя и ученика, и важно, чтоб это не было игрой “в одни ворота”.

В заключение хочется сказать, что устная речь – это важный навык, который формируется именно в школьном возрасте, и от нас, учителей, зависит языковая уверенность и грамотность будущих взрослых.

Николаева Елена Владимировна, учитель русского языка и литературы высшей квалификационной категории ГБОУ Школа № 1000, г. Москвы

Оценить:
Комментарии

Читайте также
Реклама на сайте