search
main
0

Причуды памяти

Что влияет на процессы усвоения информации

Почему одни вещи мы запоминаем легко, а другие – нет? Пытаясь понять, как именно формируются воспоминания, ученые провели эксперимент… с рыбами. Результаты работы специалистов из Университета Южной Калифорнии (США) были опубликованы в журнале Quanta.

Рыбка-зебра помогла биологам отследить процесс формирования воспоминаний.
Фото с сайта fotki.yandex.ru

Для серии опытов исследователи выбрали маленьких рыбок-зебр (данио-рерио), так как их головы практически прозрачны и их мозговую активность проще отслеживать. Подопытных рыбок генетически модифицировали, чтобы синапсы их мозга (так называют связки между нейронами) флуоресцировали. Затем ученые наблюдали за ними в лазерный микроскоп.

В процессе эксперимента был применен так называемый Павловский метод, позволяющий создавать у рыбок новые воспоминания. Оказалось, что, когда рыбкам наносились травмы, они хорошо запоминали это и, соответственно, корректировали свое поведение. Например, головы подопытных нагревали инфракрасным лучом (мощный стимул), и рыбки начинали махать хвостом, чтобы уплыть от источника горячего излучения. Постепенно к инфракрасному излучению стали добавлять видимый свет (нейтральный стимул). И в конце концов рыбки начинали махать хвостами, даже если инфракрасных лучей не было: у них возникала ассоциация с жарой.

Специалистам удалось составить трехмерную карту мозга рыбок-зебр, после чего они смогли фиксировать на ней изменения в мозгу рыб. Выяснилось, что в процессе образования каждого нового воспоминания или ассоциации старые синапсы уничтожались и формировались новые. Так, рыбки усваивали, что от света и тепла нужно уплывать.

Вероятнее всего, тот же механизм формирования памяти существует и у людей. Мы гораздо хуже помним хорошие и нейтральные моменты своей жизни, чем негативные и связанные со стрессами. Вероятно, данная особенность и ведет к посттравматическому синдрому. Работать с психологическими травмами крайне сложно, и даже профессиональная психотерапия не всегда приводит к заметному эффекту, считают эксперты.

Но если стрессовые воспоминания желательно стирать или хотя бы приглушать, чтобы они не мешали полноценно жить, то как быть с тем, что с возрастом наша память обычно ухудшается? Многих это беспокоит, так как они полагают, что данный признак свидетельствует о приближающейся деменции или болезни Альцгеймера. Однако недавно специалисты из Гарвардского и Колумбийского университетов, а также Университета Торонто выяснили, что основная причина забывания заключается в излишнем загромождении мозга информацией, полученной в течение жизни. С годами накапливаемая информация занимает в мозгу все больше места, и при необходимости человек не сразу может получить доступ к нужным сведениям.

Что же делать, чтобы не засорять мозг ненужными вещами и сохранить нужные воспоминания? Прежде всего следует тренировать свой интеллект. Как рассказал невролог Виктор Санторини, основная проблема заключается в том, что мы просто не можем запомнить информацию, особенно когда ее поступает слишком много. По словам специалиста, наша память делится на кратковременную и долговременную. Первая позволяет удерживать в уме ограниченный объем сведений не более 20 секунд. Вторая может хранить данные в течение длительного времени, иногда всю жизнь.

Но с возрастом способность запоминать обычно ухудшается. Мы можем тут же забыть информацию, которую нам только что сообщили. Часто не помним имена и фамилии знакомых, какие-то факты… Эта тенденция может усугубляться и приводить к деменции. Между тем улучшить функции запоминания можно очень простым и доступным способом, говорит Санторини. Это чтение!

Вывод был сделан в ходе исследования, в котором приняли участие 300 добровольцев, находившихся уже в преклонном возрасте. Американские неврологи наблюдали за ними в течение шести лет. За это время большинство пожилых людей скончались. После их смерти мозг каждого был проверен на предмет патологических изменений.

Оказалось, что у тех, кто читал больше среднего, на 32% реже возникали проблемы с памятью. У тех же, кто не читал совсем, когнитивные нарушения развивались на 48% быстрее, чем у тех, кто находился по этому показателю на среднем уровне. Очевидно, чтение тренирует нейронные связи.

Санторини советует сделать чтение ежедневным занятием. Под чтением следует понимать не прокручивание ленты новостей в Интернете, а именно книги. Причем разных жанров – триллеры, интеллектуальную литературу, нон-фикшен…

Лучше всего читать бумажные издания, так как чтение с экрана ноутбука или планшета портит зрение, а подсветка блокирует гормон мелатонин, что ведет к нарушению биоритмов. Особенно если мы читаем на ночь.

Но поскольку мы все же живем в ХХI веке, да и бумажные книги нынче стоят дорого, то можно обзавестись ридером – электронной читалкой, которая может имитировать бумажные страницы.

Если вы не можете уделять чтению 1-2 часа без перерыва, читайте хотя бы отрезками по 20-30 минут. Лучше, если вы будете это делать в тихой и спокойной обстановке.

Не стоит читать слишком быстро, говорит невролог. Тогда вы не будете усваивать прочитанное. Лучше прочесть меньше, но запомнить то, что прочитали.

Можно, конечно, не верить в эффективность метода, но попробуйте сами, и очень скоро вы убедитесь, что память стала острее.

Еще один доступный и проверенный способ тренировки мозга – это отгадывание кроссвордов. Занимаясь поиском нужных ответов, человек перетряхивает свою память или ищет сведения в Сети, справочной литературе. Главное – он задействует свой мозг, он думает!

Также специалисты советуют почаще получать какой-то новый опыт, как это происходило с рыбками. Не обязательно прибегать к экстриму. Просто нужно уходить от автоматизма, например, менять привычные маршруты, знакомиться с новыми людьми, путешествовать… Все это также способствует образованию новых нейронных связей и препятствует стагнации мозга.

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте