Дети стали более агрессивные в последние десятилетия. Это отмечают родители, воспитатели, школьные психологи. Агрессия детей выделена в отдельную проблему социума, который сам же ее, по большому счету, и породил.
Грубость, крики, демонстрация силы – вот то, что малыши впитывают с современными злыми мультиками и обстановкой в семье, школяры – с компьютерными играми, подростки – с музыкой и соцсетями.
От конфликтов в песочнице до подростковой жестокости
Агрессивное поведение у детей – это отчаяние и невозможность удовлетворить свои потребности: от любви и признания до обладания желанной вещью. В каждой возрастной группе – свои причины капризов и злости.
Захлебывается в крике младенец – он голоден. Естественные потребности легко удовлетворить. Проблемы начинаются, когда у крохи появляется самосознание, он учится отличать плохое от хорошего.
Психологи выделяют 5 возрастных пиков агрессивности у детей:
1. От младенчества до трех лет – период, который специалисты называют «конфликт в песочнице». Кроха еще не умеет договариваться и получает то, что хочет силовым способом. Отбирает игрушки у других детей, толкает их. Дома он может сбрасывать не понравившуюся еду со стола, кусаться, плеваться.
2. С трех до пяти начинаются поведенческие проблемы, связанные с общением в детском коллективе. Домашний капризуля превращается в маленького агрессора, дерется, обзывается, не дает свои игрушки другим детям.
3. С пяти до семи лет поведение ребенка укладывается в одну фразу: «Не хочу, не буду; не буду, не хочу!» Школьник все делает назло взрослым. Становится замкнутым, обидчивым.
4. Ученики начальных классов получают удовольствие от сорванного урока, целенаправленно ввязываются в спор с одноклассниками и учителем, выясняют с ними отношения на уровне «сам дурак». Не признают своих ошибок, постоянно оправдываются и обвиняют других.
5. Подростковая агрессия частый спутник взросления детей. Школьные драки были во все времена. Так подростки «разруливали» конфликты, выясняли, кто сильнее.
Но в последнее время разворачиваются жестокие баталии с целью унизить оппонента, растоптать его в буквальном смысле слова. И самое ужасное, происходят жестокие драки не на жизнь, а на смерть.
Зачинщиками становятся не только мальчишки, что им свойственно, но и девочки. Слабый пол от дразнилок, сплетен и провокаций перешел к страшным побоищам.
«Унижая – возвышайся!»
Агрессивное поведение ребенка бывает скрытым и открытым, вербальным и физическим. Открытая агрессия проявляется в нанесении вреда окружающим. Ребенок может ломать игрушки, переворачивать мебель, рвать учебники и тетради.
Если разрушительные действия, направленные на внешний мир, не принесли желаемого результата, он может стать разрушителем собственного здоровья. Отсюда – курение, наркотики, алкоголь.
Открытую агрессию легко заметить по меняющемуся настроению детей, всплескам злобы и жестокости. При скрытой агрессии дети, напротив, все эмоции таят в себе до поры до времени. Когда время эмоциональной вспышки наступает, взрослые удивляются, как этот тихий и скромный подросток мог совершить дикие поступки.
Так было со школьным стрелком в Казани, который убил 8 детей и учительницу. В колледже агрессора характеризовали как тихого, спокойного, неконфликтного подростка.
Вербальная агрессия наносит психологические травмы с помощью речевых оборотов, криков, ругани, враждебных выпадов. Скрытая вербальная агрессия у детей проявляется в форме сравнений («ты хуже всех»), хвастовства («да я это уже в 7 лет знал»), сарказма («это знает любой первоклашка»).
Скрытая вербальная агрессия направлена на снижение самооценки жертвы. Парадоксально, но такие речевые обороты исходят от агрессора с большими личностными проблемами: от синдрома Наполеона до комплекса «маленького человека».
Несовершеннолетние агрессоры, скрытые и открытые, исповедуют принцип: «Бей своих, чтоб чужие боялись». Им кажется, что, унижая другого человека, они возвышаются сами.
«Дайте детям возможность быть детьми!»
Педагог и психотерапевт Карел Юнг не открыл Америку, заявив, что все проблемы начинаются с детства, но вполне резонно отметил лидирующую роль родителей в становлении личности ребенка, в его психическом здоровье. «Родители являются главной причиной невроза своих детей», – констатировал последователь Зигмунда Фрейда.
Школьные психологи обращаются к родителям с просьбой разрешить детям общаться со сверстниками, играть с ними и ссориться, получать положительный опыт и набивать шишки. Предостерегают против гиперопеки и переходе на домашнее обучение при малейших конфликтах с другими детьми.
В этом случае ребенок чувствует себя отверженным, лишается самостоятельности. Вымещает свою злость на родителях, братьях/сестрах, окружающих предметах.
Инфантильное поведение приводит к тому, что такие дети чаще становятся жертвами агрессии. Полярное поведение – агрессивная активность в социальных сетях в знак протеста против родительских запретов.
«Заколдованные» дети: 7 причин агрессии
Агрессивное поведение детей связано с нарушениями в эмоциональной сфере, обстановкой в семье.
1. Родители скандалят дома, бранятся, разрешают конфликты рукоприкладством. Несовершеннолетний может копировать их поведение за рамками семейных отношений. Сверстники будут сторониться озлобленного подростка.
2. Равнодушие взрослых к проблемам сына или дочери («мне б твои заботы»; «надоел хуже горькой редьки») вселяют в ребенка уверенность, что дома его не любят. Эмоциональная обида на близких формирует жестокое отношение к ним. Агрессия может проявляться и на улице.
3. Физическое наказание детей по малейшему поводу. У тонко чувствующего ребенка даже легкая затрещина вызывает шквал злых эмоций. Внешне он может стать послушным, но внутри готов к разрушению.
4. Синдром фрустрации, когда дети не могут достичь каких-то целей, получить желаемое. Нарастает раздражение, отчаяние, разочарование. У ребенка может измениться характер, он становится равнодушным к учебе, занятиям спортом. Появляется тяга к дурным компаниям, «где его понимают». Сначала он без страха наблюдает за уличными драками, затем втягивается в них и становится зачинщиком.
5. Провокации со стороны взрослых и ровесников ведут к неадекватному жестокому, порой, беспощадному ответу. Дети набрасываются на обидчика с кулаками, либо грозят причинить себе зло. «Уйду из дома, выброшусь с пятого этажа, тогда узнаете», – грозит дитя.
6. Пропаганда жестокости и насилия в фильмах, компьютерных играх, в компании друзей. Подростков вовлекают в экстремистские сообщества, натравливают на мигрантов, приглашают участвовать в уличных драках. В таких сообществах часто распространяют наркотики. Несовершеннолетний начинает вести себя высокомерно, набрасывается с кулаками на более слабых людей
7. Уничижительное сравнение своего отпрыска с другими детьми, жесткие требования, психологическое давление. Запреты делают ребенка беспомощным. Он живет с осознанием, что самые близкие люди его не любят и не ценят. Будет самоутверждаться за пределами семейного гнездышка, может уходить из дома на несколько суток, бродяжничать. Агрессия направлена на членов семьи. Вплоть до «заказа» близких.
Как ни странно, в детской агрессии есть и положительные стороны, когда ребенку удается выработать настойчивость и целеустремленность, стремление к победе. Часто спортивные наставники требуют от своих подопечных «включить спортивную злость», чтобы победить соперника. Но таким приемом следует пользоваться аккуратно – слишком тонка грань между честолюбивой и разрушительной агрессией.
«Ехал поезд запоздалый…»
Избежать детской агрессии трудно, но родителям под силу свести к минимуму проявление злости и жестокости. Заниматься этим следует с раннего детства. Сочинять и рассказывать сказки, где добро побеждает зло. Придумывать забавные игры для снятия агрессии.
Классической игрой считаются «Цыплята». Когда ребенок гневается, надо отвлечь его игрой, где требуется покормить птенчиков. А для этого необходимо на мелкие части порвать лист бумаги. «Корм» готовят до тех пор, пока дитя не успокоится.
Старшему поколению известна игра в фигуры «Море волнуется…». При команде мамы: «Самая красивая фигура на месте замри!», малыш принимает определенную неподвижную позу. Упражнение помогает эмоционально разрядиться, включить творчество, чтобы каждый раз изображать новую фигуру.
Для снятия напряжения специалисты рекомендуют игры с водой и песком. Хорошо воздействуют на гиперактивных ребят лепка из теста, пластилина, составление картин из пазлов и мозаики.
Разгневанному ребенку можно предложить нарисовать свое состояние цветными карандашами. Школьник может изобразить карикатуру на своего обидчика. Благодаря сказочно-игровой форме, малыш учится распознавать обиду и злость. Задача родителей – научить его контролировать негативные чувства, помочь расслабиться.
Для расслабления идеально подойдет «массажный» стишок, где каждая строчка подразумевает движения рук взрослого:
Рельсы, рельсы.
Шпалы, шпалы.
Ехал поезд запоздалый.
Из последнего окошка вдруг посыпались горошки.
Вышли куры поклевали.
Вышли гуси пощипали.
Вышел слон. Потоптал.
Прошла слониха. Потоптала.
Прошёл маленький слонёнок, потоптал.
Пришел дворник, все подмел.
Пришел директор зоопарка.
Поставил стол, стул, печатную машинку и сел писать письмо.
Посылаю своей дочке заграничные чулочки,
Будет дочка их носить
И отца благодарить.
Смял письмо,
Потом разгладил
И печать на нем поставил.
Запечатал и отправил.
Письмо шло-шло-шло и до доченьки дошло.
Чем раньше родители поймут, что у ребенка есть признаки агрессии и начнут коррекцию, тем быстрее детка научится контролировать свое поведение. Взрослым надо помнить, что чада чаще всего копируют манеры пап-мам, поэтому надо быть терпеливым, на выпады не отвечать криками, оскорблениями. Причины детской агрессии чаще кроются в семье.
Комментарии