В борьбе за заработную плату учителей Алтайский краевой комитет профсоюза прошел тяжелый и длинный путь от полной конфронтации с властью до социального диалога.
Сегодня коллективные договоры и соглашения становятся основными способами совершенствования системы оплаты труда в отрасли, введения ряда компенсационных надбавок и доплат различным категориям работников.
В соответствии с коллективными договорами в учреждениях образования Тальменского, Тогульского, Троицкого, Залесовского районов, городов Барнаула, Бийска, Заринска, Славгорода размер надтарифного фонда составляет 22-25% от фонда оплаты труда.
В городских и районных отраслевых соглашениях предусматриваются доплаты молодым педагогам, единовременные пособия при поступлении на работу по окончании вуза или колледжа, устанавливаются надбавки учителям, имеющим отраслевые награды. Ветеранам труда при выходе на пенсию выплачивается от одного до трех окладов.
Но все это полумеры, они не решают главной проблемы – необходимости существенного повышения оплаты труда педагогов.
Если говорить о материальном положении начинающего учителя, то сам себя при заработной плате в 1200 рублей (после индексации в 1,33 раза) он содержать не может. Большинство молодых специалистов остается в школе, если в семье есть иные источники дохода или родители делятся скудной пенсией.
Чтобы как-то держаться на плаву, учитель берет нагрузку в объеме 27-40 часов в неделю, работает на износ, порой до полного истощения нервной системы.
Молодые кадры бегут. Статистические данные подтверждают, что только один из десяти выпускников учреждений высшего и среднего профессионального образования сегодня трудоустраивается по специальности. В результате школа стареет: в некоторых учреждениях до 50% педагогов – работающие пенсионеры.
Сегодняшняя система оплаты труда работает на снижение качества образования. Средняя зарплата учителей составляет лишь 51% от средней в промышленности. Выполнить Указ №1 первого Президента России Бориса Ельцина за 10 лет так и не удалось.
Отставание оплаты труда педагогов от общего роста зарплаты – главная причина снижения профессии учителя.
Не соответствует фактическим затратам труда и оплата за выполнение так называемых дополнительных обязанностей педагогов. Само название «доплаты» ориентирует на восприятие этих обязанностей как второстепенных, необязательных. Особенно это относится к классному руководству – важнейшему участку воспитательной работы. Классный руководитель получает доплату в размере 10-20% от ставки. Между тем работа по классному руководству отрывает, как правило, время, отводимое на подготовку к урокам, на дополнительные занятия с учениками, на самообразование. Аналогичная ситуация с проверкой письменных работ.
Таким образом, самый главный недостаток существующей системы оплаты труда учителя состоит в том, что она стимулирует увеличение объема работы, но не повышение ее качества.
Прежде всего нужно связать размер оплаты труда с его качеством, так, чтобы каждая прибавка воспринималась учителем как весьма существенная.
Необходимо установить научно обоснованные нормы рабочего времени учителя и соответствующие размеры оплаты труда, приведя их в полное соответствие с трудовым законодательством.
Сегодня нас беспокоит большая задолженность по компенсационным выплатам за методическую литературу. С 1 января 2001 года размер этой компенсации стал фиксированной суммой в 100 рублей, явно неадекватной ценам на книжном рынке.
Аттестация – фактор, способствующий профессиональному росту учителя. В то же время это инструмент повышения оплаты труда с учетом его качества. Так по крайней мере задумывалось. В действительности же социальная задача, заложенная изначально в аттестацию, не реализована. Конечный ее результат – мизерная прибавка к зарплате.
Для того чтобы профессия учителя стала привлекательной, нужны не только высокая зарплата, но и дополнительные меры, которые позволят сделать статус педагога общественно значимым: сохранение льгот по коммунальным услугам, 25%-ная надбавка за работу в сельской местности, предоставление бесплатного или льготного жилья, надбавка за непрерывный стаж, сокращение учебной нагрузки, увеличение компенсации за приобретение книгоиздательской продукции, значительное повышение ставки при прохождение аттестации на следующую категорию.
Не повысив уровень минимальных государственных гарантий в сфере оплаты труда педагогов, не обеспечив значительного повышения уровня их жизни, мы не можем рассчитывать на реализацию провозглашенных задач модернизации образования.
Г.ЧЕРЕПАНОВА, заведующая производственным отделом Алтайского крайкома Профсоюза работников народного образования и науки РФ
Комментарии