Начиная с дошкольного возраста необходимо воспитывать в детях любовь и уважение к Родине, к родному краю, к представителям разных народов, населяющих нашу страну, интерес к их культуре и обычаям, развивать интернациональные чувства, расширять представления детей о традициях государства, знакомить их с общенародными праздниками, проводимыми в нашей стране. Народный фольклор является одним из основных средств формирования у детей этих качеств.
Дошкольный возраст – благоприятный период для приобщения детей к истокам народной культуры, способной возродить преемственность поколений, передать нравственные устои, духовные и художественные ценности. Мы знаем, что музыкально-художественное воспитание закладывает первоначальные основы общей культуры человека, оказывает положительное влияние на поведение дошкольника. Фольклорные музыкальные праздники – это действующее средство воспитания, где перед детьми ярче раскрывается значимость важных общественных событий.
Чем больше историй из народной жизни узнают дети, тем легче и с большим интересом они понимают идею всенародного торжества и с удовольствием участвуют в праздничном утреннике. Формирование этих ценностей происходит в результате целенаправленной и систематической работы с детьми, поэтому детские фольклорные праздники – важная часть жизни ребенка.
У истоков проведения фольклорного праздника стоит длительная подготовительная работа по ознакомлению детей с историей народной жизни. Необходимо рассказать детям, как прежде жили русские люди, как трудились и отдыхали, что радовало и тревожило их, чем они занимались, как проводили свой досуг, о чем мечтали, рассказывали и пели, какие традиции, какой жизненный опыт передавали своим детям и внукам.
Чтобы детям было все доступно и понятно, перед входом в музыкальный зал в нашем детском саду расположился уголок «Русская изба» – это маленький музей, заглянув в который воспитанники могли бы увидеть и ознакомиться с предметами старинного народного быта. Здесь, на столике с вышитой старинным орнаментом скатертью, стоит настоящий большой самовар, поодаль, возле печки, расположились чугунок, ухват, кочерга, лежат дровишки. В «Русской избе» можно потрогать руками древнюю деревянную прялку, посидеть на лавочке, полюбоваться расшитым рушником. Дети не только видят эти предметы, но и знакомятся с их предназначением. Здесь звучит русская народная музыка: лирические, колыбельные песни, плясовые мелодии, иногда дети сами исполняют веселые частушки.
Мир музыкального фольклора погружает дошкольников во времена наших предков и раскрывает перед малышами культурное наследие нашей страны и народа. Побывав в этом замечательном миниатюрном музее, дети становятся ближе к пониманию жизни простого народа в давние времена, одновременно в их сознании формируется интерес к русской культуре, народным обычаям, они с большим интересом приобщаются к народному искусству.
Праздник – это итог предварительно проведенной работы, радостное событие, которое духовно обогащает ребенка, расширяет и закрепляет его знания об окружающем мире, знакомит со старыми добрыми традициями народа. На праздниках осуществляется художественно-эстетическое воспитание, формируется умение общаться в коллективе сверстников, расширяется детский кругозор, они объединяют и побуждают детей к совместному творчеству. Участвуя в фольклорных праздниках и исполняя хороводы, ребенок будто переносится в иной мир, воспевает своим творчеством всю красоту народного творчества.
Здесь дети знакомятся с народной музыкальной культурой, народными песнями, музыкальными фольклорными играми, потешками, закличками, танцуют народные танцы, водят хороводы. Таким образом, приобщаясь к фольклору, дошкольники становятся более раскрепощенными, музыкальными и эмоциональными. А сколько веселья, задора появляется при исполнении детьми русских народных плясок, при разучивании которых дети не только узнают значения их исконно русских названий: «Кадриль», «Сударушка», «Субботея», – но и знакомятся с названиями танцевальных движений «ковырялочка», «присядка», «гармошечка», «полочка», «самоварчик», осваивают их!
Также дети знакомятся с народными шумовыми музыкальными инструментами: деревянными ложками, трещотками, бубенцами, бубнами, колокольчиками, свистульками – и играют на них в детском оркестре веселые народные мелодии. А как преображаются наши дети, наряжаясь в народные костюмы! Это красочные косоворотки и картузы у мальчиков, яркие сарафаны и кокошники у девочек! Тут ноги сами ведут их в пляс! А уж если они берут в руки ложки, то остановить музыкальное веселье просто невозможно!
Фольклорные праздники в детском саду проводятся в течение всего года: осенью – «Осенины», зимой – «Праздник русской зимы», весной – «Масленица», летом – «Праздник белоствольной березки», «Веселая ярмарка». На этих праздниках обогащается духовный мир ребенка, дошколята изучают традиции русского народа, знакомятся с мастерством и талантами народных умельцев, проявляют интерес к настоящему и прошлому России. Так, для проведения фольклорного праздника «Веселая ярмарка» необходимо было ознакомить детей с художественными промыслами народов России. Дети узнали много интересного о дымковской игрушке, хохломе, городецкой росписи, гжели. Мы помогли увидеть им особенности этих видов изделий.
А результатом проделанной работы стал фольклорный праздник, на котором дети были одеты в костюмы игрушек в стиле гжели, дымки, хохломы. Ребята разучили танец «Ожившие игрушки», ознакомились с русскими народными играми «Ручеек», «Лиса и гуси», «Заинька и серый волк». Народные игры и танцы вызвали у детей большой интерес, а также прошли веселые посиделки, когда дети провели время вместе, читая стихи и народные потешки, мальчики смогли похвастаться силой, ловкостью, играя в народные игры, а девочки – остроумием и умением петь и танцевать.
Фольклорные праздники являются одной из важных форм приобщения дошкольников к русскому народному творчеству. Нам, взрослым, важно вернуть забытые народные традиции, обычаи и ознакомить детей с истоками музыкальной российской культуры, а через это знакомство воспитать будущего патриота, любящего свою Родину – Россию. Недаром говорится, что народ, не помнящий своего прошлого, не имеет будущего.
Дети дошкольного возраста в силу своих возрастных особенностей эмоционально откликаются на все новое в жизни, в них велика потребность открывать мир, людей, природу. Необходимо только помочь им в этом. Поэтому можно с уверенностью сказать, что народные фольклорные праздники помогают ребенку знакомиться с культурным и историческим наследием нашей страны и народа, а значит, способствуют нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников.
Наталия ЩЕРБАКОВА, музыкальный руководитель школы №2101
Комментарии