search
main
0

При свечах… Вместо просвещения следить за освещением

На Госсовете по реализации нацпроектов Президент РФ Дмитрий Медведев дал четкое указание для системы образования – заботиться прежде всего об энергосбережении. «Мы должны понимать, – объяснил Дмитрий Анатольевич, – что снижение, скажем, энергопотребления в школе на 30 процентов – дополнительные деньги, которые можно направить на решение школьных задач: на приобретение учебников, пособий, программ, оборудования…»

Кто спорит – с энергоресурсами у нас, как и с бюджетными расходами, дела обстоят не лучшим образом. С президентом согласен и министр образования и науки РФ Андрей Фурсенко: «Мы считаем важным, чтобы школы могли использовать часть этих средств и на повышение оплаты труда. По нашим оценкам, к 2015 году мы должны экономить до 40 миллиардов рублей в год. Мы считаем, что средняя школа может экономить в год до 900 тысяч рублей».Итак, команда на самом высшем уровне дана, теперь чиновники начнут резво спускать руководящие и вполне категоричные указания школам, детским садам и другим образовательным учреждениям, которые и без того стараются экономить энергоресурсы, но к которым с каждым днем предъявляются все более высокие требования по энергосбережению. Например, практически не проходит ни одного заседания того или иного регионального правительства, обсуждающего проблемы образования, чтобы чиновники удержались от вопроса, как система образования экономит энергоресурсы и почему экономия та не столь значительна. На этот вопрос есть несколько модельных ответов.Когда образовательным учреждениям, получившим статус юридического лица и даже переходящим на самостоятельное ведение бюджетного и налогового учета, было разрешено устанавливать счетчики воды, тепла и электроэнергии, они поняли, что можно сэкономить существенные средства и использовать их на неотложные нужды. Кстати, экономия как раз и составляла порядка миллиона рублей, и этими деньгами несколько лет назад образовательные учреждения распоряжались по-хозяйски. В школах создавались управляющие советы, которые мало того что решали, на что потратить сэкономленные деньги, но еще, привлекая к сотрудничеству пап-предпринимателей, определяли, на чем следует экономить еще, чтобы увеличить доход.Но в какой-то момент образовательные учреждения, которые вкусили радость экономии энерго- и прочих ресурсов, экономить перестали. «А зачем?» – устало и с примесью горечи спрашивали директора школ. Дело в том, что сэкономленные деньги у них стали попросту отбирать, причем загодя. Сэкономил на оплате энергоресурсов миллион рублей в этом году, значит, в следующем тебе дадут уже на миллион меньше или не разрешат перекинуть сэкономленные средства с одной статьи на другую. Кому, скажите, нужна такая головная боль? Через тридцать с небольшим лет, наверное, в школах будут трудиться при свечах и выключенных компьютерах…Если уж всерьез говорить об экономии энергоресурсов, то необходима соответствующая программа, которая предложит серьезную модернизацию образовательной среды. Это, собственно говоря, предлагают авторы новых стандартов начального, основного и общего образования. Правда, в основном под средой там имеют в виду новую компьютерную технику и оборудование, но никто не рассматривает проблему выбора этой техники в разрезе энергосбережения. А ведь основной объем энергозатрат как раз и падает на работу техники и оборудования, а вовсе не на лампочки, освещающие классы. Кстати, по поводу лампочек – можно уменьшить их количество или включать не все сразу, но что при этом скажут по поводу стандарта освещенности санитарные врачи? Чтобы соблюсти все нормы, говорят директора школ, с ноября по март на первых уроках в первую смену нужно включать все лампочки, как и на последних уроках во вторую смену. А еще есть кружки, а еще есть Интернет, а еще есть школьные вечера и многое другое. Проверяющие всегда требуют, чтобы все лампочки во всех светильниках были включены. Раньше запрещали энергосберегающие лампы дневного света, теперь они есть и никто не требует их снимать. Новая мода – вместо ламп накаливания велят устанавливать энергосберегающие, а как они будут действовать на зрение детей и учителей, видимо, пока никто не исследовал. О здоровье детей говорят отдельно, об экономии энергоресурсов – отдельно, хотя это темы взаимосвязанные.Есть проблемы и с техникой, поставляемой в школы по принципу: ценой дешевле, количеством поболе. Например, чтобы проектор в классе работал нормально, нужно плотно задернуть шторы, но при этом включить светильники. Как тут быть с экономией энергоресурсов? Может быть, к черту все ТСО, вернемся к мелу и доске? Зато экономии будет столько, что каждому педагогу смогут прибавить к зарплате по десять рублей. Впрочем, что это руководящие товарищи размечтались о прибавке к зарплате учителей за счет сэкономленных средств? Ее, как это у нас принято, получит в лучшем случае директор, да и то навряд ли. Ведь отчитываться за экономию будет не он, а вышестоящее руководство.Есть еще проблема изношенности коммуникаций. Я внимательно просмотрела программы энергосбережения в городах России – практически во всех есть планы по модернизации сетей жилых домов. Интересно, а в школах и детских садах их отремонтируют, чтобы потом экономить на ресурсах, или оставят в прежнем состоянии? А если будут ремонтировать, то кто на это даст деньги? Президент? Или министр образования и науки РФ? Ведь в регионах порой нет средств даже на внедрение новых стандартов начальной школы.Понятно, что экономить ресурсы будут на образовательных учреждениях, а не на руководящих инстанциях. Между тем именно у начальников, а не у школ есть в большом количестве компьютеры, факсы, принтеры и сканеры, кондиционеры… Сегодня слышны робкие голоса учителей: «Пусть чиновники покажут нам пример и расскажут, как эффективно экономить». Но кто слышит эти голоса на фоне зычных призывов к экономии в образовании?!Можно предположить, что мы получим «выворотную» ситуацию: если раньше образовательные учреждения были заинтересованы в экономии различных ресурсов, чтобы свести к минимуму родительские поборы, то теперь все будет наоборот. Вполне возможно, что с родителей начнут собирать дополнительные деньги, чтобы оплатить часть электроэнергии и отчитаться за экономию бюджетных средств. Впрочем, кто сможет диктовать условия образовательным учреждениям, которые по 83-му федеральному закону станут бюджетными по типу автономных или вообще автономными? «Под раздачу» попадут, скорее всего, казенные учреждения, которым нельзя использовать сэкономленные средства на свои нужды или на доплаты учителям.У Министерства образования и науки РФ есть план по энергосбережению, о выполнении которого на декабрьской коллегии 2009 года было сказано так: «В настоящее время Минобрнауки России реализует в рамках стратегического направления №5 ФЦПРО программу «Комплексное решение вопросов энергосбережения и ресурсосбережения для инновационного развития отраслей экономики» в образовательных учреждениях, подведомственных Рособразованию, в 2009-2010 годах. На базе 36 университетов сформирована сеть центров энергосбережения во всех семи федеральных округах. По результатам анализа отраслевой статистической отчетности создана система индикаторов энергоэффективности потребления топливно-энергетических ресурсов по 120 образовательным учреждениям». Как говорится, однако! 120 учреждений, притом что в России только школ почти 60 тысяч! Спрашивается: а серьезно кто-нибудь занимается энергосбережением?! Кто-нибудь предлагает помимо мониторингов и анализа статистики какие-то действенные меры?Президент, как всегда, хочет хорошего для страны и для ее граждан. Но спрашивается: кто его в очередной раз подставил? Ведь даже находясь в отпуске, учителя обсуждают его слова и разводят руками. Почему подставили – понятно: легче спросить с безответной системы образования, чем с крупных предпринимателей и промышленников, их на административный испуг не возьмешь….Новая мода – вместо ламп накаливания велят устанавливать энергосберегающие, а как они будут действовать на зрение детей и учителей, видимо, пока никто не исследовал…

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте