Цель: воспитание нравственно-поведенческих норм, основанных на уважении к правам и свободам человека, любви к близким.
Задачи:
1. Ознакомить учащихся с основными понятиями гражданского, семейного и жилищного права.
2. Активизировать интерес к изучению школьниками своих экономических прав.
3. Научить реальным шагам по защите этих прав в семье и государственных органах.
План занятия
I часть
1. Позитивный психологический настрой (тренинг «Мини-перепись») – 10 минут.
2. Беседа о нарушении прав в семье в историческом аспекте (комментарии учащимися народной мудрости) – 10 минут.
3. Знакомство с новым материалом.
a) Экономические права человека в Гражданском кодексе.
b) Права и обязанности экономического характера в Семейном и Жилищном кодексах.
II часть
1. Театрализованная постановка отрывка классической пьесы с последующим обсуждением – 15-20 минут.
2. «Задачи Альберта Лиханова» – дискуссия о борьбе с безнадзорностью и беспризорностью.
3. Заключение. Домашнее задание – 5 минут.
СОДЕРЖАНИЕ УРОКА
I часть занятия
1. Учителю важно на протяжении всего урока поддерживать уверенность у детей в том, что самые тяжелые ситуации могут быть разрешены при оптимистическом настрое и грамотном подходе к проблеме.
Тренинг «Мини-перепись» проводится с целью активизировать память и придать деловой тон занятию. Детям раздаются листы чистой бумаги, на которых они должны:
a) Схематично представить своих родственников (их возраст, имена), собравшихся за общим столом.
b) Назначенные «переписчики» и «социологи-экономисты» произведут потом (дома) статистические подсчеты и сделают социальные и экономические выводы, в том числе и о том, как хорошо нам знакомы родные.
2. Историческая справка с примерами нарушений прав человека в семье из разных эпох и народов дополнится отражением этих грустных примеров в народной мудрости (пословицах, поговорках, цитатах философов). Школьники дадут свое понимание пословиц, к примеру, таких, как: «Хорошо птичке в золотой клетке, а лучше того – на зеленой ветке».
3. Усвоение нового материала требует закрепления уже пройденных понятий: личные и имущественные права, собственность, право собственности, дееспособность, ограничение дееспособности. Необходимо поговорить и о личных неимущественных правах (таких, как право авторства), из которых справедливо вытекают имущественные (право на вознаграждение). Важно дать четкое представление и о правонарушениях в двух формах (в действии и бездействии).
Далее, пользуясь хрестоматиями с текстами Всеобщей декларации прав человека (ст. 16-17, 25-26), Конвенции о правах ребенка (ст. 27-28, 31-32), учащиеся могут сами назвать, какие именно экономические права защищают эти международные правовые акты.
Семейный кодекс РФ. Здесь в первую очередь разъясняются статьи об обязанностях родителей, лишении родительских прав, алиментах. Даются ответы на вопросы: «Кто и в каких случаях заменяет ребенку родителей?» – опекуны, попечители – и «Как самостоятельно защитить свои права?» – обращение в органы опеки, попечительства, в суд, в отделы администрации по делам несовершеннолетних.
Жилищный кодекс. Дать схему жилищных правоотношений, познакомить с видами сделок по обеспечению граждан жильем, сформировать представление об особенностях приватизации и наследования жилья.
Наследственное право. Коротко представить особенности части III Гражданского кодекса РФ (раздел V Наследственное право) и с помощью плаката рассказать о наследовании по закону (восемь очередей наследников).
1. Театрализованная постановка представляет отрывок из первого действия трагедии Шекспира «Король Лир» с 6 участниками, которые предварительно выучили свои роли, принесли элементы костюмов.
В процессе обсуждения выясняется:
a) к отрасли какого права относятся представленные нарушения прав человека в семье;
b) актуально ли это в нашей действительности;
c) какие еще произведения классики отражают подобные нарушения прав.
2. Задачи Альберта Лиханова – это статистика детской беспризорности в России. Ребятам предлагается рассказать о причинах нарушения прав детей в семье и подумать о возможности пути решения этой проблемы.
1) В интернатах РФ – 300 тыс.детей, содержание одного человека обходится в $1500 в год, каждых 10 детей обслуживают 15 взрослых.
Но несмотря на затраты
2) по окончании детского дома (данные Генеральной прокуратуры)
40% выпускников – наркоманы и алкоголики,
40% – преступники и обслуживающая их среда,
10% – жертвы суицида.
Кроме того (по данным МВД),
3) в стране около 2,5 млн. беспризорных и безнадзорных детей. Все эти данные требуют общественного внимания и средств бюджета.
Вывод: беда в отдельных семьях оборачивается тяжелыми проблемами для всего общества. Со школьниками можно обсудить, смогут ли детские дома семейного типа решить проблему.
3. В заключительной части занятия учитель подводит итоги, спрашивает о полезности данных форм знакомства с правами человека в семье и возможностях их защиты.
Домашнее задание будет «законотворческим»: написать дополнение к Семейному кодексу, касающееся экономических обязанностей детей в семье (до 6 лет, 6-14 лет, 14-18 лет). Подсказка: учеба – это экономический вклад в благополучие семьи.
Советы по изменению формы занятия.
«Моделирование» успешно может быть заменено другой активной формой участия школьников в познавательной деятельности. Это модель-«исследование» в форме творческой конференции учеников с выставкой-конкурсом работ.
Приложение
Список русских пословиц и поговорок.
ПОСЛОВИЦЫ
1. Все в семье спят, а невестке молоть велят.
2. Дал муж жене волю, не быть добру.
3. У лихой свекрови и сзади глаза.
4. Худые дети не дадут радости имети.
5. Злых всех злее, злая жена.
6. У семи мамок дитя без глаза.
7. Мать кормит сына – сохнет, а он по ней не охнет.
8. Сын отца умнее – радость, а брат брата умнее – зависть.
9. Глупа та птица, которой гнездо свое не мило.
10. Дома стены помогают.
11. Хорошо птичке в золотой клетке, а лучше того – на зеленой ветке.
12. Юноша молод, не терпливал холод.
13. Криком изба не рубится, шумом дело не спорится.
14. В чужой монастырь со своим уставом не ходят.
15. При солнышке тепло, при матери добро.
16. Кто прямоте горазд, тому не пропасть.
Приморский край
I занятияI
Комментарии