Владимир ФИЛИППОВ,
министр общего и профессионального образования
В самом деле, российское образование держится на плечах женщин. Достаточно назвать некоторые цифры. В общеобразовательных школах их около 84 процентов, в средних специальных учебных заведениях – 75 процентов, в учреждениях начального профобразования – около 57 процентов. Иное соотношение в университетах и вузах: примерно 58 процентов – мужчины, 42 процента – женщины. Если суммировать все цифры, получится следующая картина: 81 процент работающих в нашем образовании – женщины. Хорошо это или плохо? Думаю, больше первое. Ибо по природе своей женщина – хранительница, созидательница, и потому ее роль в воспитании и обучении детей весьма велика. Конечно же, мужчины-педагоги нужны школе для, если хотите, баланса, гармонии, для нормального педагогического и психологического симбиоза, для совместной творческой работы. Почему они неохотно идут в школу, объяснять не надо. Все та же пресловутая финансовая проблема.
Сегодня женщины все больше стремятся сами осваивать мир и обустраивать его. Это не случайно. Ведь прекрасная половина человечества по той же статистике более высокообразованна, чем “сильная”. В США, например, в последние годы замечен сенсационный бум женского предпринимательства. Предполагается, что к 2000 году женщины значительно подвинут мужчин в этом деле. Думаю, подобное произойдет и в сфере управления, в частности, и образованием.
Но сегодня, действительно, женщин-руководителей, особенно первых лиц в региональных управлениях образования, значительно меньше. Кстати, и в истории нашего российского образования не было ни одной женщины-министра. И говорю об этом с большим сожалением. Отчасти это связано с нашими глубокими патриархальными корнями. Во многом срабатывает стереотип, что педагогика – традиционно более “женская” отрасль, а управление и руководящие посты – “мужская”. Кстати, такая же тенденция прочно укоренилась и в науке. Я имею в виду опять же преобладающее среди академиков РАО число мужчин: больше двух третей, и только шесть женщин – действительных членов в нынешней Российской академии наук среди 442 ученых мужей. При том, что женщин, занимающихся наукой, предостаточное число. Вот вам и парадокс. Половина отличниц в школе – девочки, а женщин-академиков – всего полтора процента . Да и в истории нашего государства немало ярких женщин-ученых, которые являются гордостью России. Софья Ковалевская – первая в Европе женщина – профессор высшей математики, Екатерина Дашкова, более 11 лет возглавлявшая две академии наук – Петербургскую и Российскую. И многие, многие другие.
Несмотря ни на что, хочу заметить, что статус женщин в России всегда был достаточно высоким. С ее образом связаны многие вечные ценности и приоритеты в жизни: мать – прародительница, мать – земля, доброта, душа, красота и т.д. Ярких, талантливых, преданных своему делу женщин-педагогов у нас в стране, к счастью, действительно много. Мы должны это понимать и ценить. Гордиться ими. Нам, мужчинам, нужно серьезно задуматься о повышении роли женщины в управлении образованием, активнее привлекать их в решение самых насущных и важных проблем. Ни о каком втором, третьем месте женщин в управлении образованием и речи быть не может. Хотя согласен, что это должно стать не декларацией, а реальностью.
В преддверии 8 Марта искренне и от всего сердца поздравляю всех наших женщин, работающих в системе образования, с праздником. Любви вам, радости, успехов, творческого подъема, семейного счастья! А мы, мужчины, постараемся помочь вам в этом.
Комментарии