Президент России Владимир Путин и мэр Москвы Сергей Собянин приняли участие в торжественной церемонии открытия нового спортивного комплекса Центра образования «Самбо-70». Вместе с главой государства в церемонии открытия участвовали известный американский актер, обладатель седьмого дана по айкидо Стивен Сигал, заместитель руководителя Москомспорта Алексей Пыжов, генеральный директор ЦО «Самбо-70» Ренат Лайшев. Архитектура нового спортивного комплекса, общая площадь которого 14 тысяч квадратных метров, уникальна: сооружение выполнено в стилистике древнеримских форумов, в центральном атриуме расположен универсальный спортивный зал, который одновременно может вмещать более полутора тысяч зрителей, есть 25-метровый бассейн, оздоровительный центр, тренажерные залы, кафе.
Открывая спортивный комплекс, Владимир Путин сказал, обращаясь к юным воспитанникам «Самбо-70» и их родителям: «Сегодня очень приятный день у всех любителей спорта – открытие нового зала. Мы находимся в известном спортивно-образовательном учреждении с хорошей историей «Самбо-70». Власти Москвы много сделали для того, чтобы у этого учреждения возникло новое, достойное помещение, приспособленное по последнему слову техники – и строительной, и спортивно-методической, – для занятий спортом. Хочу сказать слова искренней благодарности руководству Москвы, мэру Москвы Сергею Семеновичу Собянину за его вклад в создание нового спортивного комплекса.Школа «Самбо-70» – это известный и уважаемый бренд в России, это школа со своими традициями, которая воспитала замечательных мастеров боевых искусств. Разумеется, не все и не каждый может и должен стать чемпионом в области боевых искусств. Но каждый из вас, безусловно, здесь получит замечательную школу, которая будет способствовать формированию вашего характера, создаст замечательные условия для вашего развития и для ваших жизненных успехов».В «Самбо-70» гости побывали на тренировке российской сборной по боевым искусствам, ее члены примут участие во Вторых Всемирных играх, которые пройдут в октябре 2013 года в Санкт-Петербурге.В стенах Центра образования «Самбо-70» Владимир Путин провел совещание по развитию детского спорта, в котором приняли участие руководители различных федеральных ведомств, образовательных учреждений, представители общественности.Владимир ПУТИН, Президент РФ:- В последние годы мы уделяем серьезное внимание этой проблеме, спорт по праву вернулся в число приоритетов государственной политики, это уже можно сказать определенно, но этого, к сожалению, еще недостаточно. Развивается инфраструктура, открываются региональные и муниципальные центры спортивной подготовки, серьезные усилия направляются на продвижение ценностей здорового образа жизни. В то же время, нужно признать это, прямо сказать об этом, ситуация с массовым, особенно детским, спортом все еще кардинально не изменилась. В этой сфере мы серьезно отстаем от очень многих стран, наших соседей. Физическая культура по-прежнему остается на обочине образовательного и воспитательного процессов, проигрывает в конкуренции за досуг детей и подростков, уступает место телевизору, компьютеру и так называемому сидячему образу жизни.Мы с вами хорошо знаем, что именно в юности закладывается отношение к своему здоровью, привязанность к спорту. Что самое главное – это образ поведения, который в конечном счете определяет качество жизни и жизненный успех каждого человека. Сегодня мы сталкиваемся с крайне тревожными тенденциями: физическое воспитание российских детей значительно хуже, чем было несколько десятилетий назад. В 14 лет две трети детей в России уже имеют хронические заболевания, у половины школьников отмечаются отклонения в развитии опорно-двигательного аппарата, у 30% нарушения в сердечно-сосудистой и дыхательной системах, до 40% призывников не в состоянии выполнить минимальные нормативы физподготовки военнослужащих. Очевидно, что причин такой ситуации много. Это, наверное, в первую очередь и социальные проблемы, и состояние здравоохранения, и положение дел в семьях. Мы должны решать все эти проблемы последовательно, в том числе необходимо пересмотреть подходы к физическому воспитанию, выстроить их как комплексную, эффективную и современную систему. Начинать нужно с ключевых участков этого процесса – руководителей образовательных учреждений и органов управления образованием, предусмотреть для них меры поощрения и в то же самое время ответственности, обязательно учитывать результаты физподготовки при оценке эффективности работы учебных заведений. Тогда директора детских садов, школ будут беспокоиться о том, чтобы каждый ребенок занимался спортом. Конечно, для этого у руководителей общеобразовательных учреждений должны быть соответствующие возможности, это само собой разумеется. Нам нужно ликвидировать кадровый дефицит, обновить методическую базу, решить проблемы материально-технического обеспечения. Сейчас только 83% общеобразовательных школ, учреждений имеют спортивные залы, из них более 42% нуждаются в усовершенствовании и реконструкции. Современный, оснащенный спортзал между тем должен быть в каждом учебном заведении. Решить эту задачу нужно в ближайшее время. Еще один важный момент: у нас не должно быть детей, которые, как говорится, отсиживаются на скамейке во время урока физкультуры, заниматься должны все, все без исключения. Конечно, есть ограничения по здоровью, но в данных случаях нужно не освобождать детей от занятий вообще, а разрабатывать специальные корректирующие программы, привлекать для этого специалистов и так далее.Наконец, думаю, что вполне уместно вспомнить позитивный опыт прошлых десятилетий, когда в нашей стране действовал так называемый комплекс ГТО. Назывался он ГТО – «Готов к труду и обороне». Его нормативы сдавали люди самых разных возрастов, это был реально работающий механизм. Да, в значительной степени он затерся в свое время и стал достаточно формальным. Но все-таки он работал и обеспечивал единую общедоступную систему объективной оценки физического развития, создавал так называемый стандарт физического воспитания и физической подготовки, что чрезвычайно важно – ориентиры важны. Возрождение этой системы в новом, конечно, современном формате может принести большую пользу. Назвать его можно по-разному, меньше всего хотелось бы пользоваться какими-то бюрократическими аббревиатурами. Эту систему надо бы возродить. Можно было бы попросить людей включиться в поиск самого названия, чтобы и оно было привлекательным. Я прошу Минобрнауки и Минспорта предметно заняться этим вопросом. В такую работу должен быть включен и Совет по развитию физической культуры и спорта. На одном из его заседаний мы подробно рассмотрим подготовленные предложения, в том числе поступившие от граждан и общественных организаций. Более того, считаю, что оценка уровня физической подготовки школьника, сдавшего нормативы по комплексу, о котором я только что сказал, обязательно должна быть отражена и в документе об образовании, учитываться при поступлении в высшие учебные заведения.Для привлечения детей и молодежи к активным занятиям физкультурой у нас всегда действовал целый календарь спортивных мероприятий и спортивных соревнований. Они действительно носили массовый характер, эти соревнования помогали найти таланты, формировать резерв для спорта высоких достижений. Сейчас эту задачу призваны решать соревнования, проходящие под эгидой Президентских состязаний и Президентских спортивных игр. Нужно проанализировать, насколько они эффективны, где там проблемы, внести предложения по их совершенствованию, включая опыт проведения школьных турниров, таких как «Золотая шайба», «Кожаный мяч», «Белая ладья» и всесоюзные спартакиады. В целом они организованы неплохо, даже, я бы сказал, хорошо, ребят привлекается много для этих соревнований. Нужно весь позитивный опыт собрать и двигаться дальше. Для успешного развития детского спорта важна эффективная организация, управленческая модель хорошая. Однако дело обстоит так, что сегодня в Минобрнауки нет, к сожалению, структур, которые отвечают за физическое воспитание и студенческий спорт, а это, как мы понимаем, огромный просто пласт работы. И наконец, нужно совершенствовать механизмы финансирования физической культуры и массового спорта в первую очередь в части увеличения выделяемых бюджетных средств и контроля за их эффективным использованием. Конечно, в соответствии с действующим законодательством эта работа отнесена на уровень субъектов Российской Федерации, но нужно создавать инструменты, которые позволяют расширить материальную базу массового спорта, предусмотреть соответствующие мероприятия в госпрограмме «Развитие физической культуры и спорта». Поддержка детского спорта и физической культуры, безусловно, важная сфера для приложения благотворительных усилий для граждан, организаций, нужно поощрять бизнес к такого рода деятельности. Прошу правительство предусмотреть соответствующие меры стимулирования.Все эти шаги должны быть направлены на достижение главной цели – сохранение здоровья нации, гармоничное развитие человека. Дети должны стать сильными, должны быть здоровыми, любить спорт и иметь возможность им заниматься, уметь постоять за себя, своих близких, за свою семью, в конечном итоге быть в состоянии постоять за Отечество, а наш долг – обеспечить для этого все необходимые условия.Дмитрий ЛИВАНОВ, министр образования и науки России:- Действительно, у нас сейчас достаточно развитая сеть учреждений, которые занимаются физическим воспитанием детей, – это десятки тысяч, а если к ним добавить еще школы и дошкольные образовательные учреждения, то это больше 100 тыс. В общем-то, достаточно много детей, естественно, занимаются физкультурой на уроках, 30% детей охвачены дополнительным спортивным образованием. В течение ближайших лет нам надо существенно расширить охват детей, увеличить количество детей, которые постоянно занимаются во внеурочное время физкультурой и спортом. Сегодня это 3,5 млн школьников, а 30 лет назад в Советском Союзе было в два раза больше. Наши программные документы («Стратегия развития физической культуры и спорта до 2020 года») в качестве одного из основных ориентиров определили увеличение доли этих школьников до 80% к 2020 году, то есть мы фактически выйдем на тот уровень, который был в Советском Союзе. Очень важно, чтобы эта работа вовлекала в себя как можно больше людей, органы управления образованием или спортивные органы, которые есть в регионах, мы считаем принципиально важным вести эту работу путем использования того положительного опыта, который уже был у нас, а именно путем создания и развития большой общественной всероссийской организации, которая бы занималась проблемами детского спорта, естественно, при полной поддержке органов государственной власти. Здесь в качестве основных целей, задач, которые мы перед этой организацией ставим, и организационно-методическое обеспечение развития культуры и спорта в системе образования, и реализация сводного плана, то есть календаря спортивных соревнований, который должен быть существенно дополнен по отношению к тому, который имеется сегодня. Кстати говоря, Президентские спортивные игры – действительно очень хорошее спортивное соревнование, оно вовлекает 70% школьников. Но там есть действительно серьезная проблема: соревнование устроено по принципу пирамиды, то есть на школьном уровне участвует очень много школьников, но потом команды, которые проигрывают, перестают участвовать, до самого верха доходят на самом деле единицы, а это именно означает, что дети не вовлекаются в систематические занятия спортом – проиграли и вышли из этой системы. Нам очень важно сделать такой спортивный календарь, чтобы у каждого школьника была возможность постоянно, систематически участвовать в спортивных состязаниях. Безусловно, эта общественная организация будет призвана заниматься и информационной деятельностью, распространять информацию о положительном влиянии спорта на здоровье и социальное развитие детей. Вторая важная задача, которую нам предстоит решить, – совершенствование технологий и методик преподавания физической культуры в школах. Мы действительно сегодня имеем очень неплохой ресурс – три урока в неделю во всех классах школы. Нам этот ресурс нужно научиться использовать максимально эффективно, сделать так, чтобы уроки физкультуры в школе были интересны для детей, чтобы они не пытались избежать этих уроков или отсидеться на скамейке, чтобы они активно вовлекались в занятия физкультурой. Это требует использования современных методик, современных технологий. У нас есть несколько очень интересных авторских методик по разным видам спорта, начиная с гимнастики и заканчивая футболом, но нужно сделать все, чтобы эти методики максимально распространялись, чтобы их авторы получали существенную поддержку и имели возможность распространить свои методики на как можно большее количество школ. Очень важная тема – это дошкольное образование, потому что формирование ребенка начинается, естественно, в возрасте до семи лет. Возраст от трех до семи лет, когда развивается личность ребенка, очень важен, современная педагогическая наука говорит нам о том, что именно в этом возрасте закладываются очень важные, фундаментальные тренды развития детей, которые в дальнейшем определяют их жизнь еще на десятилетия вперед. Поэтому мы в стандарте дошкольного образования, который сегодня разрабатываем, обязательно закладываем вопросы, связанные с физическим развитием детей именно в этом возрасте – от трех до семи лет. Те федеральные образовательные стандарты общего образования, которые сегодня приняты и поэтапно внедряются, также предполагают расширение затрат времени, ресурсов, внимания к проблеме физической подготовленности.Три урока в неделю – это обязательный стандарт в школе. Но хочу еще обратить внимание, что кроме этого есть 10 часов в неделю дополнительных внеурочных занятий, мы считаем, что минимум 2 часа должны быть связаны с физическим развитием детей. Это та тема и тот ресурс, который также нам даст возможность добиться цели существенного вовлечения детей в систематические занятия спортом. Нам, безусловно, нужно будет и методически, и организационно, и, возможно, финансово на федеральном уровне поддержать те регионы, те школы, которые будут активно использовать те возможности, которые предоставляют современные федеральные образовательные стандарты. Очень важная тема: подготовка и переподготовка педагогов – учителей физкультуры, их тоже нужно готовить в соответствии с современными технологиями, надо, чтобы они владели методиками преподавания физической культуры. Мы перед собой эту задачу ставим.Еще одна очень важная тема: развитие инфраструктуры, все, что связано со строительством спортивных залов в тех школах, где их нет сегодня, это 8,5 тыс. школ (с дооснащением тех залов, которые есть, но не удовлетворяют требованиям федерального стандарта, это 21 тыс. спортзалов). Должен быть единый стандарт физической подготовленности детей. Мы его обязательно вместе с коллегами из Министерства спорта разработаем. Он должен быть внедрен и стать составной частью индивидуальной карты ребенка, где будет вся существенная информация о его развитии, о том, как он учится в школе, о том, чем он занимается, интересуется вне школы. Кстати, примеры этого уже есть, например, в Москве есть стандарт «Спортсмен Москвы», который в принципе удовлетворяет всем требованиям, которые и сегодня, и в будущем к таким системам предъявляют во всем мире.Сергей СОБЯНИН, мэр Москвы:- За последнее время мы в Москве ввели 15 крупных объектов, в этом году собираемся ввести еще девять. Мы, конечно, не достигли еще тех результатов, которые перед нами ставит Министерство образования и науки РФ, когда бы 80% детей регулярно занимались спортом, но мы достаточно серьезно продвинулись в этом направлении – сегодня 67% московских школьников регулярно занимаются спортом.За счет чего мы добились этих результатов? Продвижение было достаточно серьезное: мы в 2 раза увеличили финансирование, направленное на содержание, укрепление материально-технической базы, – это текущие и капитальные ремонты, оборудование наших спортивных объектов. Но, пожалуй, самое главное, что придало массовость занятиям спортом, – общедоступный массовый спорт, который практически в Москве мало культивировался и вообще мало культивируется в стране. Считается, что у нас такая зимняя, холодная страна, что можно этим не заниматься, на самом деле это, конечно, огромный потенциал.Мы за последние годы отремонтировали все спортивные площадки (500 площадок дополнительно создали заново, причем это комплексные площадки: не одни брусья, а силовые тренажеры, баскетбольные, волейбольные площадки), создали по инициативе молодежных групп более 80 площадок так называемого воркаута (это силовые, металлические тренажеры, которые тоже особых затрат не требуют, но вовлекают тысячи молодых людей в занятия спортом), это массовый и достаточно демократичный спорт, сегодня этим направлением уличного силового спорта уже занимаются 11 тыс. подростков и молодых людей. В прошлом году мы провели Кубок наций (международные соревнования по воркауту) и в этом году будем проводить Кубок Москвы. Помимо этого мы оборудовали 200 с лишним лыжных трасс, треть из которых оборудована и освещена, созданы прокат лыж, раздевалки, создали 1,5 тыс. катков, их них 120 – с искусственным льдом, они, может, не такие масштабные, но их много, они есть в каждом районе Москвы. Чтобы понять, каков охват москвичей этими катками, приведу пример: только в нескольких парках города, где мы сделали такие катки и где есть пропускной режим, за зимний период их посетили 4 млн человек, а это всего десяток катков. Помимо этого была проблема со школьными стадионами. Они в большинстве случаев напоминали пустыри, достаточно запущенные, после того как строители один раз построили, больше к ним никто не прикасался. Мы отремонтировали все школьные стадионы, некоторые их них заново переоснастили и разрешили в вечернее время и выходные пользоваться ими не только школьникам, но и всем, кто проживает в этом микрорайоне. Это, конечно, тоже придало москвичам желания заниматься спортом.Результаты сложно оценивать, но тем не менее за два года у нас преступность среди подростков снизилась на 18%, конечно, это произошло не только за счет комплекса мероприятий, но тем не менее занятия спортом в этом отношении играют одну из ключевых ролей, на 4% возросла годность призывников к военной службе, это тоже внятный показатель, который фиксируют медицинские комиссии. Что касается опыта ГТО, то мы в Москве занялись этой проблемой, разработали соответствующий спортивный комплекс, определили нормативы, возрастные группы, за два года в порядке эксперимента через этот комплекс прошли 400 тыс. человек. Самое интересное, что в нем участвуют не только дети, но и люди старшего, даже пожилого (10 тыс. человек старше 60 лет) возраста, разработаны значки для молодежной группы, для возрастной группы, для пенсионеров старше 60 лет. В комплексе достаточно серьезные нормативы, но желающих сдать их много. На электронное удостоверение записывается вся информация о сданных нормативах, это, по сути дела, уже в электронном виде документ, по которому можно посмотреть, насколько физически подготовлен молодой человек. Я считаю, что это неплохое направление, потому что мы сейчас можем реально оценивать работу школ по физическому воспитанию подростков – не просто какими-то абстрактными терминами или показателями, а абсолютно конкретными, выраженными в тех показателях, нормативах, которые сдают школьники.
Комментарии