search
main
0

Президент решил судьбу ЕГЭ ЕГЭ решил судьбу 8,5 тысячи выпускников

– Я Михайлова еле нашел, у него мой паспорт остался.
– А мы комиссии сказали, чтобы они нам прибавили по 20 минут за испорченные бланки.
– Да ладно! Все равно двоек не будут ставить.
Из Марийского политеха все выходили и выходили нарядные ребята и девчата, сбивались в группы и делились впечатлениями от только что сданного единого государственного экзамена по математике. 8 июня 8,5 тыс. выпускников школ Республики Марий Эл в 55 базовых районных школах и в четырех вузах Йошкар-Олы с 10 до 13 решали присланные из Москвы в запечатанном виде тестовые задания.

Новой образовательной программой Правительства России было предусмотрено, перед тем как ввести в 2003-2004 гг. единые государственные экзамены по всей стране, провести в 2001-2002 гг. экспериментальную апробацию в нескольких регионах. Одним из таких объектов апробации стал субъект Федерации Республика Марий Эл. Надо отметить, что все регионы предложили себя в качестве испытательных полигонов добровольно, впрочем, как и не все выдержали бремя подготовки к экзамену – Республика Мордовия за три недели до единого экзамена добровольно сняла себя с дистанции. Показательно, что эксперимент проходил именно в национальных республиках, частичная отработка некоторых элементов единого экзамена в других регионах почти не привлекла внимание. С чем же это связано? На этот и многие другие вопросы я попытался найти ответ как в Министерстве образования Республики Марий Эл, так и в ее школах.
Первый заместитель министра образования Марий Эл Александр Новоселов:
– Этот вопрос часто муссируется прессой. Во-первых, частично эксперимент проходит и в Самарской области, и в Ростовской, во-вторых, специфика эксперимента предполагает централизованное построение власти, обязательность выполнения ее постановлений, что и наблюдается в национальных республиках.
Надо отметить, что в Республике Марий Эл президент Леонид Маркелов, как принято сейчас говорить, не титульной национальности – такое встречается разве что на Чукотке, и удивительно спокойные национальные отношения. Простые люди говорили мне, что делить им нечего, республика дотационная, промышленность оборонная, природные ресурсы если и есть, то все под болотом. Люди менее простые объясняли все спокойным и доброжелательным характером горных и луговых мари, которые уже 400 лет вместе с русским народом, одной с ним веры, но грустно добавляли, что делить им все равно нечего. Но как бы ни были спокойны национальные отношения, общественность активно выступила в начале года против единого экзамена.
Министр образования Галина Швецова:
– Я считаю, что единственная причина выступлений против единого экзамена – это слабая информированность, к тому же в 2000 году у нас произошла смена власти, смена президента, и народ, разгоряченный политической борьбой, стал активно протестовать. Мы долго не могли разъяснить свою позицию, потому что не было материалов из Москвы. Они пришли только в феврале – эти неясность и неопределенность вызвали нервозность в обществе. Помог расставить все точки над i президент республики, он договорился с министром образования России Владимиром Филипповым, что в этом году у нас будет экзамен только по математике. Мы выпустили два методических пособия по единому экзамену, до самого последнего момента говорили людям, чтобы не верили слухам, а приходили к нам в министерство, где готовы им все объяснить. Сейчас выпускники морально и психологически готовы к экзамену. Но есть и поводы для беспокойства.
В 1995 – 1997 гг. в Марий Эл уже проводился единый республиканский экзамен по математике, и хотя желание участвовать в нем выразили чуть больше 20 процентов учащихся, результаты были неутешительными – 15 процентов из принявших участие получили неудовлетворительную оценку. Александр Новоселов считает, что в нынешней ситуации такого не будет, потому что те тестовые задания были ориентированы прежде всего на абитуриентов, и даже если предположить, что сейчас количество неудовлетворительных оценок превысит критическую цифру, то опасаться выпускникам не надо. Во-первых, выставляется средний балл по годовой и экзаменационной оценкам в сторону наибольшего и, следовательно, тройка будет в любом случае, во-вторых, будет понижена планка для получения тройки – сейчас это 30 процентов от всего задания. Вообще само задание делится на три части: А, В и С, для пятерки достаточно правильно решить все задания из групп А и В – это где-то 70 процентов задания, при поступлении в вузы будут считаться все набранные баллы. Кстати, результаты единого государственного экзамена будут приниматься во всех вузах республики и вузах за пределами республики, с которыми заключены договоры.
Но как же встретили единый экзамен в школе?
Преподаватель математики Ирина Осипович:
– Очень много проблем. В тестах много заданий, которых мы не решали. У меня общеобразовательный класс – это 6 часов в неделю, мы чувствуем себя неуверенно. Мои ученики могут решать задания только из группы А, а это на оценку “3”.
Завуч школы Татьяна Медведева:
– Задания из группы С решают ребята только из математического класса. Нам говорят, что задания специально составлены так, чтобы не все дети могли решить и поступить в вуз, а мы себя считаем морально обязанными подготовить к решению всех заданий, чтобы у каждого ребенка был шанс стать студентом.
Директор школы Людмила Андреева:
– У нас нет навыков для решения тестов, мы психологически к ним не готовы. Слишком поздно стало известно об экзамене и слишком мало времени было на подготовку. Мы проводили прогоны – в 3 часа мы не укладываемся никак. Очень много заданий. Бывают задания несложные, но провозиться с ними надо минут 30. Я сама математик, прорешала все, не задумывалась ни над одним ни на минуту – ушло ровно 3 часа.
Преподаватель математического класса Мадина Тамаева:
– Мои ученики, конечно, хорошо справляются с тестом, на 96-98 процентов. Но у меня опасений тоже много. Как будут решать в сельских районах, ведь у меня не просто математический класс, мы в нашу школу детей отбираем, у нас большой конкурс, наши ученики в основном из благополучных семей, родители которых хотят дать своим детям хорошее образование. Относительно экзамена: все-таки нужна вариативность, все дети разные, кто-то быстро схватывает, кто-то долго раскачивается, но смотрит вглубь. И больше всего мы опасаемся, что по результатам решения тестов будут делаться оргвыводы – этого нельзя допустить никак, потому что слишком разный контингент учеников в школе, находящейся в элитном районе города, и в школе на рабочей окраине или же в далеком сельском районе, где и электричества не бывает.
Несмотря на критические замечания, учителя в целом поддержали единый экзамен при условии полной информированности и достаточном времени подготовки к нему. Ведь единый экзамен – это не только снижение нагрузки на школьников, будущих абитуриентов, но возможность оценить свою работу в сравнении с другими школами, здесь уже проявляется здоровый спортивный интерес.
В Йошкар-Оле экзамены прошли организованно и без эксцессов, а районы поехала курировать сама Галина Швецова.
Я задавал выходящим из Марийского государственного технического университета один и тот же вопрос: “Вы за школьный экзамен или за тест?” Выпускники из обычных школ и классов были за школьный экзамен, потому что лучше решать 5 заданий за 5 часов, чем 25 за 3, а сложность заданий им казалась почему-то одинаковой. Выпускники из математического класса были за тест – решили быстро, все, только оформляли долго. Мадина Тамаева тоже встречала своих питомцев:
– Многим моим ученикам, особенно мальчикам, все равно придется сдавать вступительные экзамены, потому что им нет смысла поступать в местные вузы, где ни в одном нет военной кафедры и неизбежна армия, после которой, как показал опыт, вся данная мною математическая подготовка выветривается, словно ее и не было.
Рядом с нами разухабистая девочка нетерпеливо закурила и с наслаждением затянулась:
– Я ей и говорю, давай заданиями поменяемся – не дала, такая-растакая.
Наивная выпускница не подозревала, что будь ее соседка посговорчивее, то они обе попали бы в ожидаемые 10 процентов брака – номера на пропусках и заданиях строго соответствовали друг другу.
Почти не спавший последние ночи Александр Новоселов устало улыбается рассказанной мною истории и вспоминает, что при анкетировании в 8-й школе три ученика дали одинаковый ответ на вопрос о едином экзамене: “ЕГЭ станет революцией в образовании, если будет проводиться во всех субъектах Федерации и по всем предметам в школе”.
Теперь Новоселову предстоит организовать первичную обработку тестов, запечатку их и отправку для проверки в Москву. Пять дней пройдут в томительном ожидании, прежде чем выпускники узнают свои баллы и оценки.
Я уезжал из Йошкар-Олы и почему-то думал не о едином государственном экзамене, который все равно даст свои результаты и по нему сделают глобальные выводы, а о том, что ставка молодого педагога в местной школе 360 рублей, директора школы – чуть больше 900 и что преподавателю математики Мадине Тамаевой, если она возьмет еще один класс, государство будет платить 500-600 рублей, а высчитывать из ее пенсии будет 700-800. Из каких контрольно-измерительных материалов эти задачки?
Юрий ГОРЮХИН

Йошкар-Ола – Москва

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте