Под председательством Владимира Путина в Кремле состоялось заседание Совета при Президенте РФ по науке и образованию, посвященное модернизации инженерного образования и качества подготовки технических специалистов.
– Сегодня лидерами глобального развития становятся те страны, которые способны создавать прорывные технологии и на их основе формировать собственную мощную производственную базу. Качество инженерных кадров становится одним из ключевых факторов конкурентоспособности государства и, что принципиально важно, основой для его технологической, экономической независимости.Отмечу, что наша страна всегда славилась своими инженерами, профессия пользовалась неизменным уважением и в дореволюционной России, да и в советские времена. Правда, мы все с вами прекрасно помним то время, когда много было шуток по поводу того, сколько получали инженеры, как они жили, но все-таки при всем при этом всегда в обществе отношение к людям инженерной профессии было очень серьезным и уважительным. У нас заделы советского времени явно закончились или заканчиваются по многим направлениям. Весь мир и наша экономика втягиваются, если не вошли уже, в новый технологический уровень совершенно другого качества.Куда ни приедешь, везде на крупных передовых предприятиях один и тот же вопрос: кадры, прежде всего инженерные кадры, их явно не хватает. Это так же, как недостаток инфраструктуры, становится ограничителем экономического роста.За последние годы мы предприняли шаги, направленные на укрепление отечественной инженерной школы. Созданы национальные исследовательские университеты, ориентированные на подготовку современных технических кадров. Начиная с 2006 года в развитие материальной базы инженерных факультетов целевым образом было вложено более 54 миллиардов рублей. Удалось повысить уровень подготовки специалистов, в том числе по таким критически важным направлениям, как авиационная, атомная, автомобильная промышленность, металлургия, энергетическое машиностроение.Отрадно и то, что общественный престиж профессии растет, карьера инженера становится привлекательной с точки зрения статуса и материального достатка. В стране запускают крупные индустриальные проекты, в рамках которых инженерам по-настоящему интересно и амбициозно работать.Закономерно, что все больше школьников увлекается математикой, физикой, химией. Ректоры крупных вузов как раз сообщают о том, что определенная тенденция к повышению престижности этих профессий растет и количество абитуриентов увеличивается. Чтобы ребята состоялись в жизни, в профессии, добились успеха, смогли реализовать себя в интересах страны, нам важно сделать новые качественные шаги в развитии отечественного технического образования. Кроме того, есть и объективный запрос на перемены в системе подготовки инженерных кадров. Меняется не только технологический, но и весь уклад жизни, меняются и представления об инженерной деятельности, растут требования к этой профессии. Сегодня это профессионал высокого уровня, который не только обеспечивает работу сложнейшего оборудования, не только конструирует современную технику и машины, но, по сути, и формирует окружающую действительность – не случайно появление таких направлений, как биогенная, социальная инженерия. Нужно подумать о том, как добиться, чтобы эта система подготовки кадров в полной мере отвечала вызовам времени, запросам экономики и общества, способствовала решению задач, которые сегодня стоят перед нашей экономикой в целом: это повышение конкурентоспособности, технологическое перевооружение промышленности, кардинальный рост производительности труда.Убежден, что отечественная система технического образования должна быть нацелена на подготовку инженеров, чьи навыки, квалификация отвечают требованиям, потребностям предприятий. Это не только главные конструкторы и исследователи, идущие к новым технологическим решениям, это и так называемые линейные инженеры, на них и держится вся профессия. Навыки, компетенция, знания линейных инженеров во многом определяют надежность, эффективность производственного процесса, внедрение новых технологий, качество конечного продукта. Именно таких специалистов сегодня остро не хватает в отечественной экономике. Предприятия буквально борются за грамотных профессионалов.Такой спрос, конкуренция – это, конечно, хорошо, но нельзя допустить, чтобы существующий кадровый дефицит, а он наблюдается на наших ведущих предприятиях, стал сдерживающим фактором развития экономики, так же как и недостаточная квалификация выпускников вузов. Для справки могу сообщить, что в 2013 году в ходе опроса работодатели оценивали подготовку выпускников вузов по этим профессиям на 3,7 балла по пятибалльной системе; по их мнению, примерно 40 процентов поступающих на работу нуждаются в дополнительной подготовке.Прежде всего следует определить, какие специалисты потребуются отраслям промышленности, нашим регионам через пять – десять лет, хотелось бы, конечно, заглянуть и за более далекий горизонт, лет на 20. Хотя мы все прекрасно понимаем, что жизнь так быстро идет вперед, технологии так быстро меняются, что, наверное, на 20 лет прогнозировать сложно, но чем дальше мы за этот горизонт сможем заглянуть, тем лучше. Это действительно очень серьезная, кропотливая работа. Надо посмотреть, что называется, подальше, обратить особое внимание на направления, которые определят новый технологический уклад или уже определяют новый технологический уклад. Что это такое, мы с вами тоже знаем: это робототехника, производство новых материалов, биотехнологии, превентивная и персональная медицина, инжиниринг и дизайн.Следует актуализировать программы развития госкомпаний и регионов, включить в них разделы, определяющие потребности в кадрах, в первую очередь в инженерных кадрах. Такие разделы уже сегодня должны задать ориентиры для всей системы технического образования. Это касается в том числе количества бюджетных мест и дополнительного профессионального образования действующих инженеров.Отмечу, что потребности в перспективных компетенциях надо учитывать и при формировании новых и инвентаризации уже действующих профессиональных стандартов. Этой работой занимается Национальный совет компетенций и квалификаций, в который вошли представители ведущих бизнес-объединений страны. Вновь подчеркну, принципиально важно, чтобы именно на основе обновленных профстандартов формировались и актуализировались образовательные стандарты.Бюджет тратит огромные средства, вузы работают – как классик говорил, контора пишет, а студенты зачастую уже заранее знают, что инженерами они работать не будут. Поступая в технический вуз, молодой человек должен связывать с выбираемой профессией свое будущее, у него должны быть все условия и для получения качественного образования, и для последующего трудоустройства. Понятно, что в реорганизации вузов нельзя с плеча рубить, нельзя ничего делать, как в народе говорят, с кондачка, надо искать гибкие, но эффективные подходы и решения. Например, базовую инженерную подготовку можно осуществлять в технических вузах столичных городов, а на старших курсах увеличивать количество образовательных программ, совмещенных с практикой на предприятиях в соответствующих регионах.Важнейший вопрос: кто будет учить будущих инженеров? Преподаватели должны обладать современными знаниями, сами понимать весь технологический процесс – и не на основе опыта десятилетней, двадцатилетней давности, а именно так, как организована работа на передовых предприятиях, которые стали технологическими лидерами в своих отраслях.Надо изменить саму структуру образовательного процесса в технических вузах, больший акцент необходимо делать на практические занятия, конечно, не в ущерб теории, не в ущерб лекционной работе, тем не менее побольше практики должно быть, побольше подходов к научным исследованиям студентов и преподавателей.Нужно активнее приглашать ведущих ученых, специалистов-практиков из-за рубежа для преподавания на наших технических факультетах. В этой связи отмечу те результаты, которые показала так называемая программа мегагрантов. У наших студентов, молодых преподавателей, аспирантов появилась возможность напрямую учиться у звезд мировой науки, в том числе и у наших соотечественников, которые работали или продолжают работать в зарубежных вузах и научных центрах. Сам неоднократно встречался на различных площадках с теми людьми, которые приехали, работают, с преподавателями, уже работающими в России, с нашими студентами, с аспирантами. Результаты хорошие: по модели мегагрантов уже есть 160 научных лабораторий, при этом достигнуты значимые и научные результаты. Одновременно следует создавать возможности для внутренней академической мобильности, чтобы преподаватели из Москвы и Санкт-Петербурга, других крупных городов страны обучали студентов в региональных вузах и в свою очередь сами получали практический опыт, знакомились с работой крупнейших предприятий, вели исследовательскую работу по востребованным промышленностью темам. Будущих инженеров должны учить не только ученые, но и практики. Следует устранить барьеры, которые не позволяют вузам привлекать специалистов, работающих на конкретных предприятиях. Конечно, это должна быть соответствующая методика, подходы соответствующие: любого практика тоже в вуз не пригласишь, но подходящих людей – надо критерии выработать – необходимо. Считаю, что Минобрнауки должно снять избыточные требования к вузам в этом направлении, например, упростить механизмы совместительства для преподавателей, но только для тех, кто занимается именно наукой или работает на реальном производстве.Нужны не только инженеры, но и лидеры больших коллективов, способные реализовать масштабные проекты. В этой связи считаю необходимым создать условия для развития проектно-ориентированного образования инженерных кадров, адаптировать к этим задачам образовательные стандарты, использовав лучшие наработки и советской инженерной школы, передовой зарубежной и наш отечественный опыт. Одновременно следует стимулировать студентов к осуществлению первых проектов. Это могут быть ребята с разных факультетов, учебных заведений, готовые работать в команде и решать конструкторские задачи, реализовывать свои идеи. Для поддержки студенческих коллективов будем развивать систему конкурсов, соревнований. Такие механизмы сегодня становятся эффективным способом подготовки кадров и профориентации, позволяют наладить взаимодействие между вузами и работодателями, собирать сильные команды, выявлять лучших, наиболее талантливых, перспективных студентов. Важно, чтобы конкурсные задания были не абстрактными, а предполагали создание продукта для конкретных предприятий. Отмечу, что дано поручение организовать ежегодный Всероссийский конкурс студентов и аспирантов, обучающихся по инженерным специальностям. Надеюсь, что это поручение выполняется и мы скоро увидим результаты. Необходимо подумать и о других формах поддержки студенческих проектов и конкурсов.Сергей КИРИЕНКО, руководитель Росатома:- Уже пройдена ситуация и по конкурсу, и по средним баллам, когда на инженерные специальности не шли люди с хорошими оценками в школе. По атомным специальностям в наших специализированных вузах, из которых мы берем кадры, по конкурсу инженерные специальности обогнали специальности финансовые, экономические, менеджерские, юридические. Ситуация реально меняется. При этом средний балл растет, растет еще и качество, а не только количество. Средний балл у нас по специальностям на наших профильных факультетах в вузах был 65,4 в 2010 году, в 2013 году – 86,5, то есть на 21 балл вырос средний балл по ЕГЭ поступающих абитуриентов.Конечно, тут сказываются созданные условия по средней заработной плате, социальному пакету работников, но, откровенно говоря, это не главное, что реально на это мотивирует. Собственно, перелом по количеству стремящихся попасть на эти специальности определяется масштабом задачи. То есть когда руководство страны в качестве приоритетных программ показывает программы развития в атомной отрасли, за этим немедленно идет увеличение интереса и количества людей, которые хотят поступать. Им нужно видеть масштаб задачи, нужно видеть, что то, чем ты будешь заниматься и чему ты учишься, – это приобщение к масштабным задачам уровня страны, уровня мировой науки и мирового развития, то есть человек хочет гордиться тем, что он будет делать. Поэтому популяризация инженерных специальностей принципиально важна. Люди должны это видеть и чувствовать. Мы проводим специальные исследования со школьниками и со студентами. Мы с каждым из ребят разговариваем, они говорят: «Я, конечно, хочу, чтобы мне было чем кормить семью. Безусловно, если мне не заплатят нормальных денег… Я себя ценю». Но дальше, в общем, мотивация другая. У нас же многие идут на специальности в ядерно-оружейном комплексе, потому что там уникальная суперкомпьютерная база, потому что там оборудование, которого в мире единицы, потому что задачи, которые они будут решать, интересны. В общем, человеку важно гордиться тем, что он делает, в инженерных специальностях это чувство гордости не менее важно, а может быть, более важно, чем заработная плата.Мы сейчас сформировали программу, расписали до 2021 года 14500 инженерных специалистов прямо по годам, когда и сколько нам нужно, по 115 инженерным специальностям и направлениям подготовки. У нас сформирован консорциум опорных вузов, это 14 высших учебных заведений во главе с МИФИ, которые обеспечивают нам подготовку практически всех принимаемых на работу специалистов. Мы участвуем в эксперименте вместе с Министерством образования и науки РФ по сертификации и квалификации выпускников. Важно, что человек понимает то, какие требования мы применяем к квалификации выпускника, такие же требования будут применяться к работникам, уже реально работающим в отрасли. Откорректированы 24 образовательные программы. Понятно, что нужно добавлять в учебные программы современные направления инженерной науки. Это относится и к виртуальному прототипированию в работе с суперкомпьютерами, и к промышленному дизайну, и к бережливому производству. Сейчас сильно развита база институтов, с которыми мы работаем, МИФИ в первую очередь, но все равно невозможно туда перенести все производство, то есть все равно самое современное оборудование будет на самих промышленных предприятиях. Поэтому нас сейчас очень сильно выручает то, что МИФИ как национально-исследовательский университет изначально создан как сетевой университет, то есть у него по всем городам присутствия атомной отрасли есть соответствующие филиалы.Опыт работы вместе с Национальным ядерным университетом показывает, что надо раньше начинать формировать интерес и отбор. В институте – хорошо, но немножко поздновато. Была система, когда формирование интереса начиналось скорее не от школьной программы, а от кружков юных техников, юных моделистов, судостроителей. Я свою специальность кораблестроителя когда-то выбирал не по школьной программе, а потому что был кружок судомоделирования во Дворце пионеров. Собственно, оттуда появился интерес к технике, в школьной программе этого не было. Понятно, что сейчас это пропало, потому что дорогостоящая вещь. Но нужна бы государственная поддержка, потому что это формирует тот самый широкий интерес.Важно обучение и более раннее выделение людей, у которых есть к этому тяга, интерес, талант. Когда-то тоже была система отбора наиболее талантливых ребят по физике, математике, сейчас она осталась в отдельных вузах. Поэтому нужно создать такую общую систему отбора и предварительной подготовки. Еще одна задачка – подготовка школьных учителей. От них кардинально зависит культура, которая прививается, уровень знаний. У нас в рамках проекта «Школы Росатома» более тысячи учителей прошли переподготовку, но все равно понимаем, что этого мало. Все-таки подотстал уровень квалификации учителей, это требует дополнительной поддержки.У нас сегодня по результатам сдачи ЕГЭ идет отбор по математической системе, когда человек приходит в МИФИ или в МГУ, то если у одного 50 баллов по русскому и 20 баллов по физике, а у другого 50 – по физике и 19 по русскому, пройдет в вуз первый. А нам, конечно, интереснее тот, у которого 50 баллов по физике, потому что он специальностью своей выбрал не литературу и русский язык, а инженерную специальность. Надо подумать о системе каких-то коэффициентов, повышающих баллы при поступлении на профильные специальности, позволяющих отобрать именно тех, кто в общем более склонен к этому типу деятельности.Владимир ФОРТОВ, президент РАН:- Если раньше удвоение объема новых знаний, которые получало человечество, происходило где-то за столетие, система образования и люди успевали адаптироваться к новому потоку информации, который был обозрим, то сегодня ситуация изменилась. Сегодня удвоение знаний, например по физике, происходит в течение жизни одного поколения. Сергей Капица называл это компрессией времени. То есть если мерить время не секундомером, как мы привыкли, а тем, сколько знаний получил человек в течение своей жизни, то произошла очень сильная компрессия. Это диктует совсем другие условия к тому, чему учить, как учить и какой должна быть стратегия этого дела.Когда Капица организовывал Физтех, он говорил, что есть знания, а есть понимание; главное – учить не знаниям, а учить пониманию того, что происходит. Есть тысячи примеров, когда люди знают многое, но многое не понимают. Например, как включить телевизор, знает любой, но как работает телевизор, знают очень немного людей.Вопрос о том, как и чему учить, это вопрос, в общем, образования XXI века. С одной стороны, ясно, что учить фактический материал невозможно. Во-первых, он устареет быстро. Во-вторых, есть быстротекущая жизнь: человек попадает скорее всего после окончания вуза в другую промышленную атмосферу, он будет другим заниматься, те знания, которые он получил и потратил на них много времени, ему не пригодятся, кроме того, они устареют. Раз знания так быстро устаревают, то что не устаревает? Не устаревают общие законы природы – фундаментальная наука. Она тоже развивается быстро, но она дает возможность человеку быстро переходить с одной технологии на другую, потому что в основе всех технологий, конечно, лежит фундаментальная наука и понимание природы, которое сегодня люди получили. Все хорошо знают, какой шок вызвало в свое время в Америке известие о запуске искусственного спутника Земли. Тогда наш с вами соотечественник Степан Тимошенко (великий математик, механик и прочнист) был послан Кеннеди в Россию, для того чтобы разобраться, а почему так произошло, в чем причина? Ответ его был очень короткий, очень жесткий: это произошло потому, что в Соединенных Штатах упустили базовое математическое и физическое образование. Тимошенко пишет в своих мемуарах, что когда он приехал в Америку, то был потрясен тем, как плохо инженеры-строители знают математические методы. По поручению Кеннеди он переориентировал их образование именно на фундаментальное направление. Что мы сегодня видим? Массачусетский технологический институт, Калтех и многие другие институты технического профиля приглашают и создают необходимые условия для работы ученых именно фундаментальных направлений. Число нобелевских лауреатов в MIT, по-моему, перевалило за два десятка. Это им нужно для того, чтобы выпускники владели самыми современными, самыми продвинутыми данными, которые получило сегодня человечество. Другого пути, чтобы получить грамотного и креативного инженера, наверное, и не существует. У нас, к сожалению, как мне кажется, существует ортогональная этому тенденция. Она связана с тем, что, к сожалению, число естественных наук в школе и вузе неуклонно сокращается, например, у нас физика не стала обязательным экзаменом в формате ЕГЭ. Дума говорит: давайте мы и математику тоже исключим из обязательного ЕГЭ. Это пренебрежение фундаментальными науками из школы трансформируется в вузы, когда занятия проводят и лекции студентам читают аспиранты, немного больше, чем студенты, знающие о том, что такое настоящая наука. А ведь в принципе наша традиция состояла в том, что выдающиеся наши ученые считали за честь читать лекции и иметь кафедры в вузах. Я могу долго перечислять, но Жуковский, Капица, Ландау, Семенов, Туполев, Королев много сил и много времени отдавали воспитанию именно инженерного корпуса.Поэтому я считаю, что усиление этой фундаментальной части должно быть очень важным. Ведь еще такой наукометрист, как Фрэнсис Бэкон, в XVI веке по этому поводу говорил, что калека, который движется по верному пути, обгонит олимпийского чемпиона, который бежит по неверному. Более того, чем быстрее бежит этот чемпион, тем дальше уходит от цели. Мне кажется, наша задача – усилить именно фундаментальную компоненту. Мне кажется, для этого у нас есть хорошие возможности, в частности, можно использовать академию наук с ее потенциалом и поручать выдающимся ученым, которые есть в РАН, идти работать в институты.Михаил ПОГОСЯН, президент ОАО «Объединенная авиастроительная корпорация»:- Нам мало иметь инженеров, которые имеют хорошую специализированную подготовку в каком-то конкретном направлении. Важно, чтобы люди, которые приходят к нам, понимали методы проектного управления, знали принципы бережливого производства, разбирались в управлении себестоимостью продукции на всех этапах жизненного цикла, в вопросах сервиса и послепродажного обслуживания, потому что без этого мы в конце концов не получим тот продукт, который будет обеспечивать нам конкурентоспособность. Поэтому эти требования мы сегодня трансформируем в профессиональные стандарты и в работу с теми вузами, с которыми мы взаимодействуем, работаем над изменениями федеральных государственных образовательных стандартов. Уже сегодня жизнь от нас требует начинать с подготовки на уровне школы. Мы уже больше 10 лет на примере компании «Сухой» активно используем школьные олимпиады по авиастроению, чтобы уже на этапе отбора студентов вузов увлечь их будущей работой. Эта десятилетняя практика говорит о том, что те, кого мы отобрали по олимпиадам, на сегодняшний день становятся такими лидерами, которые ведут за собой своих сверстников, более поздно определившихся с выбором специальности.Цифровые технологии сегодня приводят к тому, что уровень базовых знаний меняется очень быстро, нужно наряду с базовыми знаниями использовать современные подходы.Геннадий КРАСНИКОВ,академик РАН, доктор технических наук, профессор, генеральный директор ОАО «НИИМЭ и Микрон», генеральный директор ОАО «НИИМЭ»:- Я заведую двумя кафедрами: в Физико-техническом институте и Московском институте электронной техники. Мы на протяжении 40 лет (уже традиция) готовим для себя специалистов. У нас 150 студентов, на 4-м, 5-м и 6-м курсах мы сами читаем лекции, ведем семинары, дипломные работы и знаем, как на самом деле, скажем, в Стэнфордском университете, идет подготовка кадров. Конечно, вузам сейчас очень сложно соревноваться с точки зрения нового технологического оборудования, чистых комнат с промышленными предприятиями. Тем не менее, конечно, в вузах должны быть, особенно в инженерной специальности, современное аналитическое оборудование, технологическое, потому что вокруг него формируются научные школы.В бытность Андрея Фурсенко министром была запущена программа «Научно-исследовательский университет». Я считаю, очень положительный эффект от нее. Мы чувствуем, как университеты оснастили современным оборудованием, совершенно по-другому пошла подготовка кадров. Но в этом году эта программа заканчивается, финансирование ее прекращается. Мое ощущение и взаимодействие с вузами говорят о том, что надо бы эту программу еще на два-три года продлить, тогда мы закрепим достигнутый успех, а иначе есть такое ощущение, что мы можем здесь отстать немножко.Виктор САДОВНИЧИЙ, академик РАН, ректор МГУ:- Совсем недавно Конгресс США создал комиссию, комиссия сделала такой глобальный вывод, что население Индии, Китая, Юго-Востока быстро развивается, требует высокого образования, а университеты расположены не там, поэтому перемещаться этим молодым людям в Америку или Европу будет трудно. Это вызов для Америки. Комиссия конгресса поставила вопрос, чтобы Америка вовремя среагировала на этот демографический и глобальный вызов, происходящий в мире. Думаю, что такие действия последуют. Комиссия сделала второй вывод, что бизнес и правительство Соединенных Штатов мало внимания в последние годы стали уделять технологическому образованию, особенно в национально-исследовательских университетах США, и обратила внимание на это президента. Это у них «кухня».Нам надо думать, как сделать так, чтобы самые высококвалифицированные кадры перемещались в те места, где есть реальное производство. Я, как президент Союза ректоров, проезжая эти регионы, вижу, что все без исключения ректоры жалуются на то, что это очень трудно сделать, потому что идет отток в другом направлении.У нас исторически так получилось, что инженерное образование не присуще классическим ведущим университетам. Был создан Московский, затем Санкт-Петербургский, до этого Харьковский, Виленский, Дерптский университеты исключали инженерное образование. У истоков инженерного образования стоял Петр I, когда он создал Школу математических и навигацких наук, потом уже создавались Бауманский технический университет и другие университеты.Современные вызовы говорят о том, что современные достижения в инженерных науках, в технологиях как раз стали присущи университетам, объединяющим все науки. Сейчас очень трудно отделить инженерные изобретения от биологии, от генетики, от изучения мозга, психологии. То есть это стало комплексным таким исследованием, новейшие достижения – именно на стыке всех этих наук.Мне кажется, что должна последовать реакция ведущих классических университетов. Речь идет не о подготовке инженеров в широком, линейном ключе, а о том, чтобы прорывные направления технологически тоже были присущи и классическим университетам. Например, в Московском университете мы уже создали три факультета инженерии. Факультет физико-химической инженерии создан вместе с «Черноголовкой», его возглавляет директор «Черноголовки» академик Алдошин, факультет биотехнологии, созданный с «Пущино», возглавляет руководитель «Пущино», факультет биоинженерии, биоинформатики возглавляет академик Скулачев. Я думаю, что этот процесс должен идти. Но есть еще одно «но». Наши фундаментальные исследования часто буксуют внутри университета. В лучшем случае они утекают куда-то в другое место, часто за границу. У нас нет цепочки, чтобы фундаментальные исследования университета превращались в самую-самую высокую технологию, которую, может быть, мы первые сделаем. Мы выдвинули идею создания таких научно-технологических кластеров-долин при университете, благо что у Московского университета есть такая возможность, мы сейчас начали создавать такую технологическую долину на площади в 100 гектаров.В чем смысл этой долины? В том, чтобы лаборатории факультетов (может быть, не только московского, но и других, если мы сотрудничаем) имели центр коллективного пользования, имели лаборатории, имели, может быть, и маленькие производства. Нужно выбрать те направления, по которым мы точно можем лидировать в мире. Речь не идет о копировании или повторе, у нас есть такой потенциал, который способен это сделать.Мне кажется, эта идея – при классическом университете создать мощную научно-технологическую долину – выдвинута впервые, но я убежден, что за этим будущее. Более того, мы в этом кластере уже начали строить школу для одаренных, будем собирать ребят из школ по всей России по принципу, что они должны быть талантливы и способны, окончив школу, учиться в университете, затем работать в этой долине. В переводе слово «инженер» – это «изобретатель». Вообще говоря, это как в спорте: если мы не заболеем этой идеей, этой культурой, у нас не будет высоких достижений. Заболела наша страна в хорошем смысле массовым спортом – мы получили и хорошие результаты, выдающиеся результаты. В инженерии я отношусь к тем, кто считает, что в 90-е годы эта культура, отношение пропали. Мы по разным причинам не видели, что это приоритет для страны. Сейчас появляются эти росточки, изменяются точка зрения и отношение общества. Надо суметь эту культуру начиная со школы (очень важно со школы) поддержать и заболеть культурой «Сделай своими руками, сделай сам технологически».Третий год идет Всероссийское соревнование. Ребята (школьники и студенты) делают ракету, запускают ее на высоту 1-2 километра, она выстреливает парашют, на парашюте спускается спутник, сделанный руками школьников. Этот спутник фиксирует погоду, передает данные, они это принимают и обрабатывают. В первый год, такое соревнование было в 2012 году, победила Казань, во второй год Самара победила. Тысячи ребят участвуют в этом соревновании. МГУ курирует это соревнование, важно, что эти ребята своими руками паяют спутник, делают ракету, умеют это делать. Если сравнивать с Америкой, то Америка продает эти ракеты, там всячески стараются поощрять, чтобы были разные кружки, чтобы школьники запускали ракеты и спутники, занимались исследованиями. Таким образом, мы должны со школы начать вовлекать ребят в инженерные дела.Иван ЯЩЕНКО, директор Московского центра педагогического мастерства:- Во-первых, хочу подчеркнуть: очевидно, что такой запрос на новых студентов, который будет сформирован, в нынешней ситуации естественным образом не может быть удовлетворен школой в том ее состоянии, в котором она есть, хотя все условия для того, чтобы школа соответствующие задачи выполняла, уже созданы, в первую очередь материальные. Принята концепция математического образования, которая позволит создать базу для того, чтобы математика могла двинуть другие естественные предметы, но это может занять какое-то время, поэтому нужно обратить особое внимание на физику и информатику. Но не директивно, сверху объявлять, например, ЕГЭ по физике обязательным, а создавать условия, при которых и школа, и ребенок будут заинтересованы изучать эти предметы, их сдавать. Важно и моральное стимулирование – в прессе какая-то соответствующая кампания, какие-то стимулы для школ, потому что предуниверсарии в ведущих университетах (например, в Москве сейчас создан с МИФИ проект школы для одаренных) какую-то проблему решат, но все-таки нужно работать системно, чтобы каждая наша школа, которая материально уже достаточно обеспечена, хотела готовить будущих инженеров.Может быть, нужно это заложить как дополнительное стимулирование в государственном задании школы, если школа подготовила ребят, успешно сдавших соответствующие приоритетные для страны предметы. Нужно не забыть о таком курсе, который называется «Технология», он нынче отстал, это уже не вчерашний, а позавчерашний день. Я приведу пример задачи Всероссийской олимпиады школьников, которая у нас проходит по всем предметам: «Какое устройство защищает пальцы от прокола иглой?» Это задание, разработанное центральной комиссией Всероссийской олимпиады школьников. То есть необходимо максимально срочно вместе с ведущими инженерными вузами реформировать олимпиаду по технологии, чтобы уже с сентября этого года соответствующая олимпиада и сам курс технологии обновлялись, чтобы олимпиада как поиск талантов учитывала современные технологические достижения, проходила с привлечением на местах в регионах ведущих вузов, ведущих предприятий. Тогда, я уверен, у нас эта олимпиада будет пользоваться огромнейшим спросом, мы сможем обеспечить все задуманное школьными кадрами.Дмитрий ЛИВАНОВ, министр образования и науки РФ:- У нас год от года растет доля выпускников 11-х классов, которые сдают экзамен по физике и информатике. Сейчас это уже почти 30 процентов. Это означает, с одной стороны, что престиж инженерной профессии в глазах школьников растет, с другой стороны, увеличивается их уверенность в своих силах, а значит, и повышается качество преподавания физики и информатики в школе. Естественно, мы будем двигаться и дальше, но в целом у нас здесь благоприятная тенденция.Мы договорились с Российским союзом ректоров о том, что запустим несколько всероссийских олимпиад школьников по инженерному делу на основе федеральных округов с привлечением наших ведущих технических вузов и крупнейших компаний, которые там работают. Мы думаем, что это также повысит мотивацию старшеклассников на изучение технических и естественно-научных дисциплин в школе.Третий компонент – это Всероссийский студенческий и аспирантский конкурс по инженерии, который мы запускаем с нового учебного года. Для нас крайне важно было привлечь к этому наши ведущие высокотехнологичные компании.И наконец, последний элемент этой работы – инженерный фестиваль, который будет идти фактически весь год. Вначале мы его опробуем в Татарстане как инициаторе, а потом он будет распространен на всю Россию. Это целая серия мероприятий для людей всех возрастов: от дошкольников до пенсионеров, когда будут показаны достижения современной науки, техники, технологий и будет создана правильная мотивация, в том числе и для молодых.В целом мы отмечаем, что у нас сегодня объемы подготовки инженеров в области техники и технологий достаточны, мы по цифрам вышли на показатели 1980-1982 годов. Дефицита здесь нет. У нас есть дефицит в другом – в знаниях, в умениях выпускников этих программ. Именно над этим мы будем думать.У нас введен сейчас новый тип образовательной программы, так называемый прикладной бакалавриат – это инженерная программа с более высокой долей практической подготовки. Это уже реализовано, в прошлом году в пилотном режиме мы приняли 4 тысячи студентов, в этом году примем уже 25 тысяч студентов на этот тип программы. При этом действительно считаем, что центры такой подготовки должны быть приближены к центрам размещения соответствующих производств, для того чтобы оптимизировать эту работу, в том числе затраты на перемещение и так далее.Хочу отметить также, что больше трети этой подготовки будет выполняться в интересах предприятий оборонно-промышленного комплекса, мы впервые здесь включим механизм целевой контрактной подготовки, который предложен новым Законом «Об образовании в РФ». Примем несколько тысяч студентов уже в этом году на такие программы на конкурсной основе, с одной стороны, будем финансировать подготовку с удвоенным нормативом для обеспечения более высокой интенсивности и качества, с другой стороны, предприятия-заказчики будут выплачивать студентам стипендии, обеспечивать им другие меры социальной поддержки, а студенты как третья часть этого соглашения будут принимать на себя обязательства три года отработать после окончания программы. Надеемся, что это как раз создаст систему правильного баланса интересов и предприятий, и студентов, и системы образования. И, естественно, исследовательская, инженерно-технологическая, управленческая магистратуры будут реализованы в наших ведущих университетах, где есть ресурсы и кадровые, и интеллектуальные, и инфраструктурные для реализации проектного подхода, то есть более затратного подхода к этой работе.Сейчас законодательство позволяет создание базовых кафедр университетов на предприятиях, не только в научных организациях, как раньше, но и на предприятиях, именно эти базовые кафедры, их сеть уже создается, и станут базой для практик и для реализации новых образовательных программ. Мы также с Минпромторгом вместе профинансировали создание сети инжиниринговых центров в наших ведущих высших учебных заведениях, там тоже будут проходить эти практические проектные работы, в том числе в области инжиниринга, технического дизайна.
Комментарии