Количество телефонных звонков в редакцию, электронных и почтовых сообщений от наших читателей, которым небезразлична судьба президентских премий, перевалило за тысячу. Начатое в 40-м номере «УГ» от 4.10.2005 года обсуждение критериев отбора соискателей набирает обороты. Напомним, что на суд общественности вынесены разработанные экспертами Минобрнауки РФ порядок и критерии конкурсного отбора общеобразовательных учреждений и учителей, выдвигаемых на Премию Президента Российской Федерации.
Для того чтобы в число лучших попали действительно достойные педагоги, нужны четкие критерии отбора. Говорит Юрий Долгих – директор УВК №1 города а, почетный работник общего образования РФ:
Самара
Убрать или оставить… Сколько людей, столько и мнений
Общее мнение большинства директоров и учителей: надо повышать – и повышать намного! – зарплату всем или никому.
Некоторые педагоги считают, что президентская премия поможет сохранить учительские кадры.
– Президентская премия хоть немного нас поддержит, – надеется директор 162-й школы Тамара Фролова.
Многих учителей радует, что в списке критериев выбора лучших педагогов нет оценки труда по результатам ЕГЭ. Педагоги школы №103 утверждают, что вообще нельзя оценивать труд учителя по результатам успеваемости детей, потому что только в редких случаях такая оценка будет объективной. Если взять ЕГЭ, то часто хорошие результаты достигаются лишь натаскиванием репетиторами в течение учебного года. Кроме этого, множество хороших учеников получают низкие оценки по ЕГЭ из-за того, что вопросы тестов сформулированы неверно и часто вообще не соответствуют программам.
– Но есть и диаметрально противоположное мнение:
– Как выбрать лучших учителей? Конечно, по результатам ЕГЭ! – считает директор школы №42 Светлана Косарева. – Это и есть один из главных показателей результативности учительского труда.
Педагоги предлагают добавить в проект и такие критерии оценки, как высокий профессионализм учителя, его эрудированность, креативность, энтузиазм.
Сомнительным кажется пункт о результативности деятельности в качестве классного руководителя. Не ясно: а что должно стать результатом такой деятельности?
Директор школы №161 Наталья Кочерова уверена в том, что настоящие трудяги вообще не попадут в число лучших учителей России, поскольку у них нет времени ни на распространение собственного педагогического опыта, ни на участие в профессиональных конкурсах. А вот повышение квалификации, профессиональная переподготовка и использование современных педагогических технологий – важные критерии.
Любовь ВИРЯСОВА
Нижний Новгород
Медаль – не показательЛучших определит компьютер
Награждаться президентской премией должны лучшие, независимо от образования и стажа работы. В этом учителя едины.
Есть предложения в число номинантов включить победителей региональных конкурсов «Учитель года», «Вожатый года», «Классный руководитель». Замечу, что некоторые педагоги категорически против такого отбора, аргументируя это тем, что не всегда объективны решения при распределении призовых мест на этих конкурсах.
Все без исключения учителя высказались против, показателя отбора по количеству подготовленных медалистов или олимпиадников. Более приемлемым, как считают педагоги, является тестирование в вузах и техникумах, на котором студенты, называли бы лучших, по их мнению, учителей. Все данные закладывались бы в компьютер, и тот, чью фамилию называли максимальное число раз, и становился бы соискателем премии.
Предлагался и еще один вариант: выносить кандидатуры соискателей на обсуждение общественности через местные средства массовой информации. Тогда в обсуждении смогут принять участие все желающие.
Ирина МАЛИНИНА
Воронеж
ДесятитысячникиКто станет счастливчиком
Президентская премия – громаднейший стимул в работе учителя, – так считает большинство педагогов. Однако неясно: обещанные 100 тысяч рублей в год – это грант или все-таки материальное поощрение? Если это грант, то под него нужны специальные проекты, а грантополучателями будут, понятное дело, авторы лучших проектов. Если поощрение за хорошую работу, то кто может участвовать в конкурсе? Только ли учителя общеобразовательных школ или же еще и директора, и завучи, и социальные педагоги, и пионерские вожатые – одним словом, весь школьный педсостав? И с другой стороны, как же быть с педагогами дополнительного образования, которые вкладывают в детей не меньше иного школьного педагога.
Для того чтобы в число лучших попали действительно достойные педагоги, нужны четкие критерии отбора. Говорит Юрий Долгих – директор УВК №1 города Воронежа, почетный работник общего образования РФ:
– Результативность работы учителя – это ученик. Да, можно иметь научные разработки, но их в данном случае пусть оценивает наука. В школе же, как на производстве, главное – результат. Важны победы на олимпиадах и в конкурсах. Думаю, что на получение президентской премии имеют право не только школьные учителя, но и педагоги дополнительного образования. Ребенок может учиться на тройки, но быть при этом кандидатом или мастером спорта, представлять свою область, а то и страну на различных соревнованиях и завоевывать призовые места – неужели его педагог не достоин премии? А работы по физвоспитанию детей с различными патологиями? А участие ребят в программах патриотического воспитания? Ведь настоящий учитель не только учит, но и воспитывает. Это должно учитываться.
А вот мнение Светланы Порядиной – директора Хохольского лицея, заслуженного учителя России, кандидата педагогических наук:
– Думаю, определяя критерии, надо обращать внимание на учительскую категорию, смотреть, есть ли какие-либо государственные и отраслевые награды, возможно – ученая степень. Следует учитывать участие претендентов в научных конференциях, публикации. Но главное – это то, каких результатов добиваются дети, как сдают ЕГЭ, участвуют ли в олимпиадах, удостаиваются ли медалей по окончании учебы.
Например, у нас у одного учителя начальных классов отличники с 3-4-х классов сохраняют свои высокие результаты и в 10-11-х. Причем из выпуска в выпуск. Это и есть показатель качества.
Татьяна МАСЛИКОВА
Телефонный звонок
На мой взгляд, для выдвижения общеобразовательных учреждений на президентскую премию следует обязательно учитывать тип учебного заведения – начальная, неполная средняя, средняя, инновационная (гимназия, лицей).
Парадоксально, но факт. К обязательному критерию отнесено наличие самостоятельного баланса у общеобразовательного учреждения. За 53 года работы в системе образования не встречал наличия никакого баланса у начальной школы.
При конкурсном отборе учителей-претендентов на премию следует четко разграничить по типам школ.
На мой взгляд, единственный объективный показатель оценки практической деятельности учителя – это предметные олимпиады, начиная с муниципальных и заканчивая международными. Чем выше ранг олимпиады, тем глубже знания школьников. Предметная олимпиада – это стержневой параметр оценки деятельности и обучающего, и обучаемого.
Не последнее место в деятельности учителя-претендента должны занимать организационно-управленческие знания и навыки. Они не определены. А зря.
Валериан СОФРОНЕЕВ, заслуженный учитель Якутии, Якутск
Проекты, подготовленные экспертами Минобрнауки РФ, касаются только общеобразовательных учреждений. Считаю, что необходимо разработать и обсудить порядок и критерии конкурсного отбора учреждений СПО и НПО и их преподавателей и предусмотреть участие в определении номинантов представителей работодателей – заказчиков на подготовку кадров.
Олег УТКИН, директор Заволжского автомоторного техникума, почетный работник СПО, Заволжье, Нижегородская область
Считаю, что критерии, предложенные в проектах, слишком общие и формальные. Для учителя начальных классов, по-моему, важна не столько результативность в оценках – хотя там и оценок-то нет, сколько умение привить ребенку любовь к учебе. По уровню качества образования вообще невозможно выявлять лучших учителей. Не все зависит от педагога – ведь уровень развития детей разный. Критерии не учитывают мнение детей, а для кого мы работаем? Что значит результативность деятельности в качестве классного руководителя? Надо расшифровать – профессиональная компетентность, умение общаться с детьми, количество привлеченных к работе родителей, активная деятельность ребят. Не уверена, что обобщение и распространение педагогического опыта – важный критерий работы классного руководителя. Можно писать научные труды, а можно ходить в походы с детьми. Вряд ли времени педагога хватит на все. Потом, совершенно не учтены человеческие качества учителя, а ведь именно это – залог успешной воспитательной работы. Кроме того, три года – слишком маленький стаж для оценки работы.
Анна ГУСЕВА, директор лицея №137, Омск
Предложение Президента России Владимира Путина о выделении премий школам и учителям имеет плюсы и минусы.
Плохо, что выделяться будут финансовые средства не всем школам и учителям, а только тем, кто по определенным министерством показателям лучший. Средств в России на образование всегда не хватало, но хорошо, что хоть кто-то эти средства получит.
Деньги всегда были предметом раздора, если они доставались не в честном соревновании. Для того чтобы не оказалось обиженных, оценка деятельности школ и учителей должна быть объективной.
Независимая оценка качества знаний выпускников в ходе единого государственного экзамена дает объективную оценку всей системе учебно-воспитательной работы школы.
Именно он определяет уровень интеллектуального развития выпускника.
Включение результатов ЕГЭ как одного из основных критериев активизирует участие в нем педагогических коллективов и позволяет уйти от субъективной оценки качества знаний учащихся.
Ведь не секрет – часто процесс выставления оценки напоминает слова из песни: «Сама садик я садила, сама буду поливать. Сама милого любила, сама буду забывать».
Вячеслав ПАРФЕНОВ, директор средней школы №6, заслуженный учитель Республики Татарстан, Бугульма
От редакции
Что, на наш взгляд, должны вынести из сегодняшнего обсуждения эксперты Министерства образования и науки РФ и учесть при доработке проектов.
Первое. В раздел «Критерии конкурсного отбора учителей» необходимо внести дополнительный критерий: «Результаты сдачи учащимися ЕГЭ». Это позволит дать более объективную оценку деятельности учителя.
Второе. В разделах, определяющих порядок проведения конкурсного отбора учителей и образовательных учреждений, предусмотреть освещение работы конкурсных комиссий в СМИ. Это сделает процесс отбора соискателей более демократичным.
Третье. Рассмотреть возможность участия в конкурсе педагогов дополнительного образования.
В следующих номерах мы продолжим обсуждение проектов и призываем вас, уважаемые читатели, принять в нем участие.
Горячая линия: (095) 928-82-53.
Адрес редакции: 107045, Москва, Ананьевский переулок, 4/2, стр. 1.
Факс 924-29-27. Электронная почта ug@ug.ru. Интернет: http://www.ug.ru
Комментарии