search
main
0

Прежде всего – партнеры

Что же такое школа в представлении родителей, что мы ожидаем от школы? Какая-то часть родителей, несомненно, ответит, что в школе их дети получат образование, кто-то скажет, что школа должна воспитывать. Но большинство будет отталкиваться от традиционных представлений об образовательном учреждении. Можем ли мы, родители, по-новому взглянуть на такую, казалось бы, консервативную систему, как образование? Думаю, что да. Основой для такого нового взгляда нам служит приоритетный национальный проект «Образование».

Ирина ЯРЧАК, председатель городского Совета родительской общественности:

Включение городского Совета родительской общественности в состав экспертных групп позволило родителям оценить инновационную деятельность школ с точки зрения заказчика образовательного процесса, дало нам возможность активно влиять на содержание образования, определять цели и задачи школы, а также воспользоваться своим правом участия в государственно-общественном управлении образовательными учреждениями. Да и само включение родителей в состав общественных экспертов стало инновацией для нашего образования.

Создание в рамках национального проекта «Образование» института общественных экспертов позволяет нам говорить о независимой общественной экспертизе образовательных учреждений и учителей. Такая оценка деятельности школ важна и для родителей, и для всего общества как критерий качества московского и российского образования.

В прошлом году, когда мы впервые приступили в экспертизе инновационных школ, то выделили для себя важные вопросы, требующие решения в будущем:

Чтобы повысить общественную значимость проекта, мы посчитали необходимым привлечь к экспертизе как родителей-педагогов, так и родителей – непедагогов.

Если родитель не работник системы образования, не знаком с функционированием школы, нужно узнать, как проводить экспертизу по представленным материалам.

Необходимо закрепить статус родительской общественности в системе государственно-общественного управления образовательными учреждениями.

Требуется изменить отношение педагогических работников к родителям как основным социальным заказчикам образовательного процесса.

Уже начиная с нового, 2006-2007 учебного года, члены городского родительского совета приступили к проведению просветительской деятельности среди школьного родительского актива, объясняя задачи национального проекта и значимость участия в экспертизе.

По согласованию с московским городским Центром качества образования в ноябре 2006 года четырнадцать членов городского родительского актива прошли обучение в центре по теме «Экспертиза качества образовательного процесса в образовательном учреждении», где прослушали не только лекции, но и приняли участие в выездном семинаре, прошедшем в «Школе самоопределения» (директор Александр Тубельский), победившей в конкурсе «Школа будущего». Родители участвовали в детско-взрослой экспертизе школы, сами определяли критерии экспертизы и давали оценку качества образовательного процесса на основе проектной деятельности учащихся.

14 наших экспертов среди 147 экспертов от 14 общественных организаций Москвы участвовали в работе по оценке заявок учителей и школ весной 2007 года.

Хочу отметить деятельность Департамента образования, направленную на поддержку школьного самоуправления, инициатив родителей и обеспечение открытости образования.

Во всех общеобразовательных учреждениях согласно зарегистрированным уставам созданы органы самоуправления, обеспечивающие государственно-общественный характер управления образованием:

– советы образовательных учреждений – 100%;

– педагогические советы – 100%;

– попечительские советы – 59,2%

– управляющие советы – 8,4%.

Среди запланированных мероприятий можно назвать проведение постоянно действующего лектория для родителей, курсов подготовки и повышения квалификации руководителей общественных органов самоуправления (школьных, попечительских, управляющих советов и активов родительской общественности), определение грантов на поддержку лучших программ деятельности активов ученического самоуправления.

Это имеет значение и для родителей, и для школ, ведь один из критериев участия в конкурсе – наличие активно работающего органа школьного самоуправления.

Учащийся – это центр национального проекта, его стержень. У него есть свой общественный орган – совет ученического самоуправления, посредством которого он общается на равных с учителями и администрацией образовательного учреждения. Но оценить их деятельность ученик пока не может. Среди общественных организаций, привлеченных для экспертизы образовательных учреждений, нет городского совета ученического самоуправления. Думаю, следует разработать механизм привлечения учащихся старших классов к оценке работы школ столицы. Возможно, ребят можно было бы привлечь к независимой детско-родительско-педагогической экспертизе деятельности органов самоуправления. Ведь работа эксперта сводится в основном к анализу материалов, представленных самой школой, и бывает сложно определить эффективность и качество ее работы по реализации программы развития, а такая независимая оценка самоуправления могла бы помочь эксперту в оценке по данному критерию.

Что же касается итогов нацпроекта, то, выявляя для себя лучшие школы, мы хотели бы видеть распространение инновационного опыта во все образовательные учреждения столицы, чтобы лучшее образование стало доступным всем детям, независимо от их социального и материального статуса, возможностей, состояния здоровья. Думаю, этому послужат и национальный проект «Образование», и конкурс «Школа будущего».

И основное, что нам надо помнить всегда, что родители и школа – это прежде всего партнеры.

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте