search
main
0

Прежде чем поставить ученику очередную двойку, задумайтесь, принесет ли кому-нибудь это пользу

Вот уже много лет подряд на каждом августовском педагогическом совете каждый работник 56-й гимназии Санкт-Петербурга получает книжечку «Гимназия № 56: проблемы и перспективы», в которой содержатся материалы, характеризующие основные направления работы школы на новый учебный год. Сборник традиционно открывается письмом Майи Борисовны Пильдес, обращенным к каждому, кто работает в школе. Сегодня мы публикуем несколько открытых писем директора знаменитой гимназии.

2005 год

Друзья!

Не знаю, как вы, а я люблю летний телевизионный сезон. Правда, летом на телеэкране почти никогда не бывает премьер, но зато показывают старые хорошие фильмы.

Может быть, это один из признаков перехода в более чем солидный возраст, но я действительно очень люблю то, что называют ретро – проверено временем и почти всегда качественно. Вот и не так давно в который уже раз посмотрела я такой советский-советский, такой оптимистический-оптимистический, такой правильный-правильный фильм «Большая перемена». Люблю фильмы о школе. Их мало, но это, как правило, прекрасное кино. Вспомните «Доживем до понедельника», «Розыгрыш», «Республика ШКИД»… Вот и «Большая перемена» тоже. И это несмотря на то что таких вечерних школ я не видела ни разу в жизни, что таких, как Нестор Петрович, днем с огнем не отыскать, а уж знаменитый 9 «Б» – это совсем из области фантастики. Но смотрю эту оптимистическую комедию много раз, умиляюсь, радуюсь. А прекрасные песни, которыми богат этот фильм! Помните: «Мы выбираем – нас выбирают. Как это часто не совпадает», – поет молодая (кстати, это ее первая роль в кино) Светлана Крючкова. Конечно, помните. Я часто, особенно после очередного просмотра фильма, напеваю эту незамысловатую песенку. Напеваю и, представьте, вспоминаю один из наших капустников. Капустник 2000 года, когда мы праздновали 10-летие новейшей истории нашей гимназии. Тогда тоже обратились к фильму «Большая перемена», сделали очень симпатичный и символичный «ремейк». Без этой песни, конечно, не обошлось. В новой редакции одного из наших методобъединений она звучала так: «Мы выбираем – нас выбирают. В нашей гимназии все совпадает».

«В нашей гимназии все совпадает…» Такая идеальная картина: из множества школ коллеги-учителя выбрали нашу. Мы выбрали учителей из числа предложивших нам свои услуги. Все друг другу подошли, все сделали свой выбор. «Мы выбираем – нас выбирают. В нашей гимназии все совпадает». Вот она, гармония. Кто не мечтает о таком? Я мечтаю, и чаще всего мечты мои становятся реальностью. Подавляющее большинство наших коллег соединили свою судьбу с гимназией № 56 давно и надолго. И при всей сложности нашей общей работы и учителя, и администрация довольны друг другом. Было бы так всегда и во всем. Но к сожалению, бывает и по-другому. Бывает, что и не совпадаем. В чем именно?

При всем дефиците учителей (притом что в школах города больше 1200 вакансий) мы начинаем каждый учебный год, имея полный состав преподавателей.

У нас стабильный педагогический коллектив, но он не остается неизменным. От нас уходят, к нам приходят. Жизнь сложна, много разного и всякого случается с людьми. Меняются жизненные обстоятельства, планы, возможности, поэтому приходится менять и работу. Это нормально, хотя иногда бывает очень обидно и жалко. Расставание с хорошими людьми и способными учителями для меня всегда очень горько, особенно если кто-то из дорогих сердцу людей уходит в другую школу. Правда, этого почти не бывает. Хорошая у нас школа, пусть даже и непросто в ней работать, и ездить кому-то далеко и неудобно, а сейчас еще и дорого. Но гимназия № 56 – это Гимназия № 56. И я уверена, что все работающие в ней это понимают.

Вы все, дорогие коллеги, знаете, с каким уважением и любовью я отношусь к вам, милые мои учителя, как ценю я тех, кто стоит у учительского стола, прекрасно понимая и зная, что такое учительский труд. Я дорожу сплоченностью нашего коллектива, его высоким профессионализмом, умением сообща делать большое и значимое дело. Для меня верность нашим традициям, избранному пути, основам педагогики успеха, идеологии школы радости и культа знаний – это больше чем профессиональные принципы. Это жизненная позиция. Я открыто заявляю о ней всегда. Я на этом «держу» школу. Со мной можно сходиться или не сходиться во вкусах и пристрастиях, можно и должно иметь собственное суждение по тем или иным вопросам. Однако есть позиции, которые оспаривать бессмысленно: в школе всегда главным останется уважение к коллегам, уважение и любовь к ученикам, высокое качество обучения и воспитания при отсутствии насилия над личностью ученика, строгая дисциплина и ориентация на успех. И обязательна максимальная отдача от каждого вовлеченного в наше большое общее дело. И я никогда не сдам ни одну из этих позиций. Тот, кто видит в этом лишь упрямство и самодурство, тот ничего не понимает ни во мне, ни в гимназии № 56.

В основном все понимают. Поэтому и работают здесь хорошо, интересно, творчески и с любовью. У нас с ними все «совпадает».

А если «не совпадает»? Вот и доходит дело до того, что я предлагаю кому-то поменять школу. Сама предлагаю. Тяжело это? Очень. Грустно? Обидно? А вы как думаете? Ведь я сама же принимала коллег на работу, потому что именно я и отвечаю за подбор и расстановку педагогических кадров, как записано в моих функциональных обязанностях. Я сама себе ставлю «неуд». А кто любит ставить себе двойки? Но совесть моя чиста.

Я много раз призывала учительницу М. быть мягче, не обрушивать на учеников поток двоек. Но ставить двойки ученикам намного проще оказалось для нее, чем поставить двойку себе. Поставить себе не смогла, а поставленную мною исправлять не хотела. И что толку, что предмет знает прекрасно, что программу авторскую написала, что уроки открытые могла давать отличные, а работать с ней оказалось невозможно. Да что работать? Учиться дети не хотели, классные руководители для своих учеников просили другого учителя. Не поняла учительница М. ни меня, ни нашу школу. Теперь будет «насаждать» знания в другой.

Пришлось заставить и учителя М. подыскать себе другую школу. И опять же предмет знает, много читает, обходителен и даже учеников не обижает. Не обижает, но и не учит. Очень удобно так жить в школе: не тратить никаких усилий, мило улыбаться, изображая из себя вечного молодого специалиста, который вот только и познает азы педагогической профессии, имея при этом стаж более 10 лет и претендуя не менее чем на первую категорию. Терпели, искали место применения, переставляя из параллели в параллель, учить пытались, но лимит терпения исчерпан. В других школах учителей того предмета, что преподавал учитель М., не увольняют потому, что их катастрофически не хватает. Но ничего. В нашу школу пришли на его место, будем надеяться, замечательные учителя. И все у них получится, вот только вместо предыдущего коллеги учеников доучивать придется. Но ничего, мы уж как-нибудь сдюжим.

Можно еще было рассказать и про учительницу П., с которой нянчились мы бесконечно, уговаривали, обхаживали, но устали так или иначе закрывать глаза на бесконечные пропуски уроков по разным причинам. Таким образом, еще один представитель «дефицитной» специальности теперь в другой школе. И про педагога Х. можно… Но все, достаточно. Я и так очень не хотела обо всем этом говорить, писать. Искала другие темы, но не смогла быть нечестной. Ведь мои открытые письма к вам, уважаемые мною коллеги, всегда о том, о чем не принято в нашей гимназии говорить вслух. Неудобно, неделикатно, но и молчать нельзя. Лучше я вам все честно и прямо, чем вы без меня в лаборантской, «курилке» или еще где-либо.

Поверьте, я, как и любой директор, очень боюсь остаться без учителей, но еще больше я боюсь остаться с теми, кто перестает меня понимать или ищет любые возможности работать спустя рукава. Конечно, школа у нас большая, каждый день и я всех не вижу, каждый день и вы не имеете возможности общаться со мной. Но я уверена, что все прекрасно знают, что наше взаимное удовольствие и понимание возможно лишь тогда, когда совпадаем мы в главном – в отношении к детям, к уроку, к кабинету, к школе в целом.

Заканчивая свое открытое письмо, я хочу в очередной раз напомнить вам о «точках наших совпадений».

Я прошу вас прежде всего уважительно относиться к детям и их родителям. Быть строгими и требовательными – это не значит быть грубыми и недобрыми. Хорошо учить – это не значит плетью двоек вколачивать знания. Утверждать свой авторитет – это не значит действовать окриком. Все прекрасно знают, что настоящий учитель образован, строг, требователен, интеллигентен, добр, справедлив и обязательно красив. Таких учителей любят. А я очень хочу, чтобы вас все любили: ученики, их родители и коллеги.

Я очень хочу, чтобы мы с вами, дорогие учителя, совпадали и в нашем отношении к учебным кабинетам, чтобы заботы о красивой, современной, удобной школе не были заботами одной лишь администрации. Учебный кабинет – это не только то место, где учатся дети. Это прежде всего ваше рабочее место. Сделайте и вы его удобным, красивым, аккуратным и современным. Не будьте равнодушны к условиям своего труда. Достаточно только вашего желания и старания, а администрация, ученики и их родители всегда откликнутся на любой ваш призыв, сделают все возможное и даже невозможное.

Следующая точка нашего непременного совпадения – это общий взгляд на воспитательную работу. Все то, что делается после уроков, так же важно, как и то, что делается на уроках. И сделано быть должно так же качественно, как и уроки. Не должны отдельно существовать такие понятия, как учебный процесс и воспитательный процесс. Процесс общий – образовательный. И за качество и результативность этого процесса мы все вместе несем ответственность.

И еще одно очень важное, необходимое наше совпадение. Это то, что называем мы едиными педагогическими требованиями. Каждый из нас обязан чувствовать себя ответственным за поведение и внешний вид наших учеников, за соблюдение ими установленных в школе правил поведения, за сохранение той атмосферы ощутимого внутреннего порядка, который обеспечивает спокойную, интересную и добрую совместную работу учеников и учителей.

Дорогие коллеги, друзья, соратники!

Пусть наступающий учебный год будет годом правильного выбора и точных совпадений. Будьте здоровы и счастливы. Я желаю вашим родным и близким благополучия и покоя. Я надеюсь, что в семьях вы всегда находите понимание и поддержку в своей нелегкой работе. Берегите себя, и пусть берегут вас! Творческого настроения, доброты, терпения и удачи. У нас все получится. «Мы выбираем – нас выбирают. В нашей гимназии все совпадает».

С глубоким уважением и искренней любовью

М.Б. Пильдес

2006 год

Лето… Лето… Учительское лето… Время встреч и расставаний, время отдыха от привычных дел и обязанностей. Для большинства из нас время такой приятной расслабленности! И пусть кому-то пришлось поработать, но все же привычный круг общения на летнее время меняется. У нас большой летний перерыв… Вот и я: приехала – уехала, чуть-чуть в школе, чуть-чуть на даче с внуком, чуть-чуть в санатории, чуть-чуть у друзей за океаном. Дорогих и любимых коллег подолгу не видела, хотя общалась постоянно: SMS, звонки, короткие встречи. Таково веление времени: если не видимся, то общаемся коротко и быстро, потому что никому не хочется писать длинные письма, но я уверена, что каждый с удовольствием получил бы и прочитал длиннющее письмо. Я бы очень хотела, но не пишут.

Вот и я, к удивлению многих из вас, перед началом нового учебного года большого письма не напишу. Я пришлю вам открытку, но не с заранее заготовленным текстом, как это теперь бывает, а свою, авторскую. Тем более открытое письмо – это и есть открытка, правда, без картинок. Открытка, которую я посылаю вам с поздравлениями и пожеланиями.

Итак…

Дорогие коллеги и друзья!

Я поздравлю вас с тем, что вы учителя, а значит, к вам никогда не придет старость, вас никогда не покинет стремление добывать новое и интересное и этим новым и интересным делиться с учениками.

Я поздравляю вас с тем, что рядом с вами замечательные коллеги и добрые друзья, потому что коллектив у нас собрался уникальный. Огромное количество педагогических звезд, объединившихся в педагогические созвездия! И чем ярче светит какая-то одна звезда, тем радостнее и азартнее загораются соседние звезды. И все знают, что от зависти и злобы звезды сгорают моментально и навсегда. А сгорать не хочется, поэтому зависти и злобе, сплетням и наветам на нашем небосклоне места нет. Светить и блистать, зажигать других и рождать новый свет – вот это и есть жизнь звезды.

Я поздравляю вас с тем, что ученики у нас замечательные. Наши ученики достойны наших учителей. Надо учить их серьезно и глубоко, надо воспитывать их в строгости и требовательности. Надо любить их и дарить им добро. Надо видеть в них достойных партнеров в общем деле образования, сколько бы лет им ни было. Надо доверять им, а если уж и проверять, то в системе, справедливо, отмечая достижения каждого. Они этого заслуживают. Они у нас замечательные.

Я поздравляю вас с тем, что администрация гимназии не дает вам возможности расслабляться и скучать, потому что озабочена постоянным продвижением вперед нашего огромного корабля с его блистательной командой и замечательными пассажирами. А продвижение – это  задача непростая. И если вам не всегда видны колоссальные усилия постоянно стоящего на вахте экипажа, то это не значит, что экипаж отдыхает, а значит только то, что работу свою, в общем, делает филигранно, четко, спокойно, ведя наш общий корабль вперед, минуя бури и шквалы, без авралов и без бесконечного боцманского сигнала «Свистать всех наверх».

Я поздравляю вас с наступающим учебным годом, потому что он будет насыщенным, интересным и, как мне думается, ярким. Мы запланировали много нового. Грант, полученный в рамках национального проекта «Образование», даст возможность мощно начать реализацию программы развития гимназии, программу, в названии которой наши приоритеты – интенсификация и качество. Неимоверными усилиями администрации гимназии № 56 осуществляется оснащение школы новым учебным оборудованием. Оно должно действовать, оптимально использоваться, доставлять радость и взрослым, и детям. Мы должны работать, а наши дети учиться в красивой школе. Здесь все должно, а значит, и будет радовать глаз: и кабинеты, и коридоры, и школьные столовые, нет, лучше кафе. Яркие праздники, интересные уроки, современное оснащение, чистота и красота – только такой должна быть гимназия № 56 – одна из лучших школ Российской Федерации, лидер педагогического сообщества Санкт-Петербурга.

Я поздравляю вас с тем, что вы, все мы трудимся в этой гимназии. Работать в учреждении, получившем заслуженное признание, должно быть и радостно, и ответственно. Народная мудрость гласит: «Кому много дано, с того и большой спрос». Оспаривать мудрость народа – дело бесперспективное, хотя меня все же смущает «много дано». Дело в том, что нам не «дано», а нами добыто, сделано, придумано и организовано многое, за что и звания, награды, почести, любовь, и признание друзей, и зависть, и недоверие недругов. А вот насчет «большого спроса» все правильно. Лучшие вчера обязаны быть еще лучше завтра. А это трудно. Сохранять традиции, обеспечивать качество, не ронять чести, помнить о достоинстве всегда было тяжелой работой, но благодарной. Нам можно и должно гордиться тем, что уже сегодня многие не только в Петербурге, но и в России называют легендой – гимназией № 56. Примите мои поздравления!

Я поздравляю и себя с тем счастьем, которое испытываю каждый год в августе – счастьем встречи с теми, кем дорожу и кого люблю, потому что других здесь нет. Такой большой коллектив, как наш, не может не претерпевать изменений. Кто-то будет уходить сам, кому-то будем предлагать поменять школу мы. Этот процесс естественен. Лучшие не уходят, новые и достойные становятся очень быстро своими, замечательными и любимыми, потому что, повторюсь, других здесь нет и быть не может.

Я желаю вам достичь высочайшего уровня педагогического мастерства, педагогической и психологической культуры, постоянно поддерживать такой уровень, а это дается только упорным трудом, постоянным самообразованием, природным учительским талантом. Помните, что все, чему нас учили в вузе, очень важно, но недостаточно. Читайте книги и методические журналы, посещайте лекции и консультируйтесь с коллегами. Не довольствуйтесь имеющимся, не успокаивайтесь, стремитесь вперед!

Я желаю вам удовлетворенности своим трудом и трудом своих коллег. Почувствуйте успех, наслаждайтесь успехом своим и друзей по педагогическому цеху, почувствуйте радость от совместного успеха. Педагогическая работа – это коллективный труд при персональной ответственности. Наблюдайте за работой коллег, не пропускайте их успехов – они и ваши. Радуйтесь и улыбайтесь, потому что успешных учеников воспитывает только успешный учитель, как мы давно знаем, а улыбка – это педагогически осознанная необходимость для каждого из нас.

Я желаю вам неравнодушия к проблемам школы и сердечной зоркости. Болеть душой за школу – это не только видеть плохое в ее работе, но и замечать хорошее. Конструктивный разговор, продуманные предложения по улучшению нашей общей жизни и работы, обсуждение проблем не в «курилке», а с теми, кто эти проблемы в состоянии решить, – вот истинная активная позиция того, кому небезразлична судьба гимназии № 56.

Я желаю вам всегда отлично выглядеть, быть веселыми и нарядными, красиво причесанными и обворожительно привлекательными. Знайте, наш прекрасный внешний вид прямо пропорционален нашему настроению и все той же удовлетворенности от учительского труда, а совсем не наполнению кошелька.

Я желаю вам здоровья. Берегите себя и своих близких. Занимайтесь своим здоровьем, иначе все остальное становится бессмысленным. Ничего не жалейте для себя. Прислушивайтесь к себе. Я же со своей стороны всегда сделаю все, что смогу. Помните, в нашей школе очень много учительских детей и детей врачей. Они требуют особого внимания. Их родители подчас заняты другими судьбами больше, чем своими. Мы должны поддерживать друг друга. Будьте здоровы!

Я желаю вам любви и понимания, процветания и благополучия, творчества и поиска, удовлетворения и неудовлетворенности, покоя и достатка в ваших семьях, радости от ваших детей и родных. Счастья вам!

С любовью и уважением

ваша М.Б. Пильдес

2007 год

Никто и предположить не мог…

«Входили в лето» обычно: готовили и готовились к экзаменам, с некоторым волнением ожидали результатов ЕГЭ, предвкушали выпускной вечер, учились на нами же организованных курсах быть современными учителями, начинали ремонт, приобретали мебель и технику и ждали с нетерпением отпусков.

И вдруг… Никто и предположить не мог… Пожар! Горит наша школа! Не в переносном, а в самом прямом смысле этого ужасного слова. За что? Почему?

«Лучшее – враг хорошего». В Петроградском районе плохие коммуникации. Есть городская программа по замене старых коммуникаций, то есть систем отопления, на новые. В эту программу «попала» и наша начальная школа на Динамо. «Решили» менять батареи и стояки, верхний и нижний розлив. Ненавижу безличные предложения! Нет подлежащего – нет ответственного. Все «решили»! Как ругаю я себя сейчас, что не смогла перебороть это «решили». Я могу многое, но не все. Это не смогла! Это – городская программа, городские деньги, городские распорядители. Это – кто-то где-то в районной администрации, к которой теперь относится и роно, твердо решил, что все это нам необходимо. Вот теперь мы и мучаемся. У нас было тепло, не протекали батареи, в порядке были стояки. Помните, как в известном анекдоте: «Собрались врачи у постели больного и решают: «Ну что? Начнем лечить или пусть еще немного поживет?» Нас решили начать лечить. Исход оказался летальным. Нет, вернее – клиническая смерть, из которой удалось вывести, но с большими потерями. Заплатили дорого: деньгами, нервами, здоровьем, отпусками, настроением.

А случилось это потому, что два нерадивых сварщика нарушили инструкцию: после окончания сварочных работ на строительном объекте необходимо находиться не менее четырех часов. Нельзя сразу же уходить. Надо проверить, не затаилась ли где-нибудь искра. Но инструкцию нарушили. Ушли. Ничего не проверили. Как раз часа через четыре после ухода рабочих все и началось.

Я пишу эти строки более чем за месяц до того, как в школу должны будут прийти дети. Конечно, неимоверными усилиями все будет готово. Мы предпримем все, чтобы не краснеть перед родителями, которые сделали из школы на Динамо «домик-пряник». А мы его не сберегли. Но школа на Динамо не одинока. Над Пудожской нависла такая же угроза. И вот сегодня, в разгаре июля, я не знаю, как спасти еще один наш любимый дом от желания властей «сделать еще лучше». А кто будет делать? Те же горе-мастера, что и Динамо? Других-то нет.

Вот они, наши двоечники и троечники, которых мы не научили действовать по правилам, по инструкциям. Мы не научили, другие не научили. Их не научили, других не научили. Вся страна от аварий опомниться не может. Из года в год. Из месяца в месяц. Изо дня в день. Не признаем правила. Не уважаем инструкции. И расплачиваемся за это.

Зачем обо всем этом я пишу, обращаясь к вам, дорогие мои коллеги, в канун нового учебного года?

Не потому, что просто хочу пожаловаться на судьбу, попросить сочувствия, оправдаться за то, что не смогла договориться с руководством. Мое традиционное открытое письмо – это, как мне хочется думать, всегда разговор о самом главном, о том, что касается каждого из нас, о том, без чего, не дай бог, мы все «сгорим».

Я пишу вам об этом потому, что мне очень хочется, чтобы вы прочитали обращенные к вам строки открытого письма не только в тот день, когда получите его. Хочу, чтобы еще раз и еще раз в течение учебного года обратились к нему и услышали мою боль и мой призыв.

Главное слово горячего лета 2007 – «пожар». Да, это так, но есть и наиглавнейшие слова: «правило» и «инструкция». Причем наиглавнейшие не только для сварщиков, но и для нас, уважаемые педагоги.

Как бы мне хотелось придумать такие правила и инструкции, нарушать которые никто бы не смог. Как бы мне хотелось найти слова, которые наконец-то донесли до вас понятные и простейшие вещи, самые элементарные требования. И все было бы хорошо, и все было бы в порядке. Никаких жалоб. Никаких мелких проблем. Работа только в радость – созидать, творить, наслаждаться, ежедневно продвигаться вперед, осваивая новые технологии, придумывая новые праздники, улучшая учебные кабинеты. Только вверх по лестнице успеха!

Пессимисты (или реалисты?) меня убеждают в том, что такое невозможно, что люди есть люди, а они все одинаково порядочными, четкими, дисциплинированными, профессиональными быть не могут. Я возражаю: «А как же великие оркестры, в которых каждый музыкант – виртуоз? Каждый музыкант заслужил право быть солистом. Но все вместе они – оркестр: у всех общая партитура, один дирижер, жесту которого подчиняются все, и общая цель – играть великую музыку. И звучит великая музыка, которую вместе и слаженно играют великие оркестры, а мы наслаждаемся ими».

Оптимисты (или романтики?) говорят: «Попробуй. Нет ничего невозможного». Я попробую, потому что я все еще оптимист и немного романтик и очень люблю великую музыку в исполнении великих оркестров.

Я попробую в очередной раз прописать для вас партитуру, т.е. некоторые правила и инструкции, выполнять которые очень просто. Они, как сигналы светофора, ясны и понятны: «на красный – стой, на зеленый – иди». Это просто, как те четыре часа, которые следовало бы быть рабочим на рабочем месте после окончания сварочных работ. Это просто. Так в чем же дело?

Очень просто запомнить и выполнять следующее.

Каждый урок начинается и заканчивается со звонком. Начинается урок, а не продолжается вхождение в класс или «вбегание» в школу. Это касается и учителей, и учеников. 40 минут урока – это 40 минут у р о к а.

Выполнение расписания занятий строго обязательно для всех участников образовательного процесса: учеников, учителей и даже педагогов дополнительного образования.

Исполнение инструкции по ведению классных журналов – обязанность каждого учителя. Все записи должны вестись своевременно, четко, красиво, без помарок. Оценки учащимся выставляются в течение всего учебного времени, а не в конце четверти. Столбики оценок должны быть подписаны. Темы контрольных, самостоятельных, проверочных и других работ записаны; практические и лабораторные работы также обозначены и т.д. (см. «Инструкцию по ведению классных журналов»). Своевременно и качественно должны быть также заполнены журналы педагогами дополнительного образования и воспитателями групп продленного дня.

Требования к внешнему виду учащихся – это не только забота администрации. Соблюдение школьной формы обязательно для каждого ученика. Обязанность каждого учителя, а особенно классного руководителя, предъявлять ко всем ученикам требования соблюдения школьной формы. Перед каждым уроком следует внимательно посмотреть на учащихся, обратить внимание на то, как они выглядят. Если необходимо, сделать корректное замечание, но добиться выполнения наших общих требований. При общей работе над этой «проблемой» мы с каждым днем все меньше и меньше будем тратить времени на ее решение.

Прежде чем поставить ученику очередную двойку, задумайтесь, принесет ли кому-нибудь это пользу. Доказано опытным путем, что изобилие двоек не помогает, а вредит. Большое количество двоек лишь подтверждает профессиональную некомпетентность учителя и отсутствие контакта и взаимопонимания с учеником и его родителями. Если же возникают исключительные случаи, при которых будет целесообразным сменить ученику образовательную программу, необходимо срочное и плодотворное сотрудничество учителя и классного руководителя с ППМС-центром. В этих, чрезвычайно редких, случаях двойки по горизонтали еще что-то определяют, а вот двойки по вертикали абсолютно во всех случаях «работают» только против учителя. Не будьте врагами сами себе!

Классный руководитель – это призвание. Относиться к этой работе без желания, равнодушно нельзя. И если уж не сложилось, не лежит душа, не хватает времени или просто не хочется, лучше обратиться к администрации. Мы найдем того, кому без классного руководства в школе быть невозможно. Не хотите сами, дайте возможность проявить себя другим! Может быть, придет время и вы предложите детям тоже что-то интересное под своим руководством: театр, студию, научное общество, спортивную секцию, кружок. А если такое время не придет? Мне вас жаль.

Не восстанавливайте против себя родителей. Не допускайте педагогических ошибок. Готовьтесь к родительским собраниям. Взвешивайте каждое произнесенное вами слово. Не надо доводить конфликт до такой степени, когда администрация вынуждена вместо вас приносить свои извинения только потому, что вы «гордо держите спину», «дорожите честью мундира» и «не можете поступиться принципами». Педагогика – тонкое искусство, постижение которого не заканчивается на выпускном государственном экзамене в пединституте. Это искусство требует бесконечного совершенствования и таланта. Его тоже можно и нужно развивать. А еще читать профессиональную литературу. А еще советоваться с теми, кто потом вместо вас приносит свои извинения. Не ставьте администрацию в неловкое положение: и у нас есть свои гордость, честь и принципы.

Улыбайтесь. Будьте праздничны. Нарядны. У вас прекрасная работа. Вас здесь любят. Здесь замечают все ваши достижения и победы и делают все, чтобы вы получали моральное удовлетворение от своего замечательного труда. Для вас в этой школе все: современная техника, красивые классы, хорошие ученики и благодарные родители. Не ищите плохое, дайте увидеть хорошее. Пишите книги, статьи в журналы, создавайте пособия – мы сделаем все, чтобы о вас узнало педагогическое сообщество. Не будьте в стороне от того, что делается в гимназии. Предлагайте – мы подхватим, разовьем, воплотим. Мы вместе – огромная сила! А улыбка – это очень важная профессиональная составляющая.

Вот практически и все правила и инструкции, выполнение которых всеми даст нам возможность не тратить здоровье и нервы на то, что всегда должно быть, как говорится, в штатном режиме. В выполнении этих простых правил нет ничего сложного: «на красный – стой, на зеленый – иди». Это просто, как те четыре часа, на которые сварщикам стоило задержаться на своем рабочем месте…

Я возвращаюсь к мысли о великих оркестрах. Для того чтобы зазвучала в их исполнении великая музыка, нужны музыканты-виртуозы, заслужившие право быть солистами, но играющие в общем оркестре, нужны хорошо прописанная общая партитура и дирижер, которому бы верил и внимал оркестр. Когда в нашем оркестре звучит фальшь, когда кто-то так и не может найти нужную цифру, с которой следует вступить в общую игру, когда кто-то, считая себя уникальным, так и не может выучить свою партию, тогда я думаю, что все дело в дирижере. С ужасом думаю и спрашиваю у себя: «Что же ты, способный дирижер, известный своими достижениями, прославившийся своим замечательным оркестром, так и не можешь добиться того, чтобы самая малая часть твоего коллектива обязательно научилась играть точно по нотам, в которые тобою, дирижером, внесены акценты и оттенки, о которых ты, дирижер, говоришь с постоянным упорством многие годы на каждой сводной репетиции?» Правда, дирижер знает один очень простой способ решить проблему: поменять музыкантов, попробовать других. Вдруг получится? Знает, но не хочет им пока воспользоваться достаточно широко, потому что дирижер и оркестранты долгие годы вместе и их связывает очень многое. И главное – надежда на то, что партитуру они, его музыканты, выучат, потому что тоже любят великую музыку и свой великий оркестр. А если нет? Тогда, может быть, все-таки все дело в дирижере, и дирижеру пора…

С наступающим новым учебным годом! Пусть он принесет нам счастье. Я не хочу ни холодной зимы, ни горячего лета. Я не хочу аномалий.

Будьте здоровы и успешны.

Ваша М.Б. Пильдес

24 июля 2007 года

2009 год

МЕНЯТЬ И НЕ ИЗМЕНЯТЬ

Дорогие коллеги, друзья!

Пусть звучит это весьма банально, но на пороге Первое сентября.

Мы вместе произносим эту фразу вот уже двадцатый год. Сколько воды утекло за это время! Сколько было хорошего и очень хорошего, привлекательного и увлекательного, сколько обычного и необычного! Мы придумали эту школу почти двадцать лет назад. Придумали весело и интересно. Мы вместе нашли ту самую правильную мелодию, которую не только вместе пропели, но и замечательно переложили для оркестра, в котором множество истинных виртуозов, способных по-своему интерпретировать ее, но никогда не фальшивить. (Любимое мною сравнение нас с оркестром – емко и точно!) Название этой мелодии, этой блистательной идеи – педагогика успеха. Она «напета» нам Еленой Ивановной Казаковой и подхвачена всеми.

Нам удалось создать уникальное образовательное учреждение, причем во многом мы были и остаемся первыми. Это наша гимназия одна из первых в Санкт-Петербурге получила этот статус на новой волне 90-х годов, это у нас первый в России ППМС-центр на базе школы, первый в Санкт-Петербурге образовательный комплекс, первый в городе школьный Центр дополнительного образования, первая медиатека. Именно у нас создана уникальная система воспитательной работы, впервые выстроенная именно в нашей гимназии как годовой круг праздников и традиций. Я могла бы перечислить еще достаточно много. Но главное и ценное даже не в том, что мы придумали и сделали, а в том, что мы это сохранили и приумножили. Поверьте мне, дорогие коллеги, что сохранить гораздо сложнее, чем придумать.

Мы за эти годы изменились. Во-первых, мы выросли, причем в несколько раз: и учителей, и учеников, и площадей стало в разы больше. Во-вторых, мы повзрослели, а значит, не только опыта накопили, но и усталости. В-третьих, в нас признали лидера, чем увеличили ответственность за все, что мы делаем, также в несколько раз.

Мы изменились, но нам нельзя изменять. Менять можно и должно, а вот изменять – ни за что! Этому и посвящено мое к вам обращение. «Менять, но не изменять» – вот ключевые слова открытого письма 2009 года.

Чему нельзя изменять? Для меня ответ на этот вопрос ясен и понятен. Нельзя изменять идее, друзьям, коллегам, детям, себе, общему делу, традициям, правилам общей жизни и еще многому другому – важному, значимому, основополагающему.

А что необходимо менять? В большинстве случаев – отношение к тому, что мы делаем, вернее, чего не делаем, к чему привыкли, что воспринимаем как должное. А еще – как мы все делаем – учим, воспитываем…

Главное. Это идея. У нас великая идея, которой изменить нельзя. Это идея педагогики успеха. Двадцать лет успешного развития – это главное достижение нашей совместной работы. Шаг за шагом, год за годом поднимались мы все вместе и каждый в отдельности вверх по лестнице успеха. Любая другая дорога не привела бы нас к той вершине, на которой мы сейчас находимся и которую нельзя сдать. Ориентация на успех – единственно правильная общая ориентация. Все ключевые положения педагогики успеха просты и понятны. (Сравните: «Лучше быть здоровым и богатым, чем бедным и больным».) Их нужно понять, принять, поверить в них и никогда им не изменять.

Не бороться с недостатками, а развивать достоинства.

Учитывать не промахи, а достижения.

Понять всем участникам педагогического процесса, что в жизни выгодно быть хорошим и не выгодно быть плохим.

Организовывать праздники успеха и радоваться тому, что они состоялись.

Видеть и чествовать тех, кто стал достоянием года, для кого пробил звездный час, кто удостоен званий, наград, дипломов.

Помнить, что аплодисментами должны быть награждены люди при жизни, что в аплодисментах нуждаются взрослые и дети в равной степени.

Верить, что умного может воспитать и вырастить только умный, счастливого – только счастливый, интеллигентного – только интеллигентный. И этот ряд можно продолжить.

Учиться и воспитываться можно только в обстановке позитива, в атмосфере радости, в состоянии успеха. Результаты будут потрясающими, мотивация – высочайшей, наслаждение от совместного труда – незабываемым. Это проверено жизнью, это доказано двадцатью годами. Этому нет альтернативы.

Тот, кто верен нашей идее, тот с нами. Кто идею не принимает или изменяет ей, оказывается за нашим общим порогом.

Мы живы, пока живет наша идея в нас, в наших учениках, в их родителях. На этом строится вера в нашу школу, формируется доверие к ней. Лучшие учителя добились значимых успехов только потому, что верили в педагогику успеха и следовали ей.

Если мы хотим опровергнуть постулат о том, что все великие империи гибнут (а я очень хочу его опровергнуть), мы должны понимать, что наша великая империя будет жива и будет процветать до тех пор, пока будет жива и будет обогащаться ее главная идея – педагогика успеха.

Успеху необходимо учить и учиться. Учиться добиваться успеха, учиться удерживать успех, учиться пережить свой успех и успех своего товарища. Новое поколение обязано быть успешным. А мы обязаны его этому научить. Это значит, что и самим нам всю нашу учительскую жизнь предстоит учиться успеху и повышать квалификацию в этом самом продуктивном виде нашей педагогической деятельности.

Успеху нельзя изменять, а то он не простит измены и уйдет к другому. Я, мои дорогие коллеги, не хочу, чтобы вы изменили нашей великой идее – педагогике успеха, а значит, не хочу, чтобы мне пришлось менять вам запись в трудовой книжке.

Почему я опять пишу об этом? Надеюсь, что еще и еще раз вчитавшись в основные положения педагогики успеха, вы поверите этим простым истинам точно так же, как и я, и многие мои единомышленники. Поверьте, следуйте им. Вас и ваших учеников ждут большой успех, большая радость, позитивное отношение к работе, что, безусловно, принесет и позитивное отношение к жизни, а это сохраняет и молодость, и здоровье.

Когда-то, двадцать лет назад, у нас был необыкновенно молодым весь коллектив. Средний возраст наших учителей не превышал 32 лет. Сегодня, конечно, у нас есть молодые учителя. Мы рады им, мы их приветствуем и гордимся ими. Но большая часть коллектива – это люди с опытом, работающие не первый десяток лет. Честь им и хвала: не изменили своей профессии, гимназии, детям. Но, как теперь говорят психологи учителям, много лет отстоявшим у учительского стола, проверившим горы ученических тетрадей, исписавшим не один ящик мела, свойственно профессиональное выгорание. Не признавать наличие этого явления – отмахиваться от правды. Выгорание есть. Но как это страшно – выгореть. Наша работа, если делать ее по-настоящему, многого требует от учителя: и знать предмет, и готовиться к урокам, и проверять тетради. А еще и следить за новинками преподаваемой науки, и владеть искусством педагогики, и обладать выдержкой при общении с учениками и их родителями, и выглядеть достойно, хорошо одеваться, быть ухоженным, а еще быть начитанным и не пропускать события культурной жизни, на что требуются и время, и деньги. Где взять на все силы? Это далеко не риторический вопрос. Я сама бесконечно задаю его себе и, конечно, ищу ответ. Я пытаюсь находить силы в себе самой, вернее, в той любви к делу, которая живет во мне, и мне кажется, что она неистребима. Дорогие друзья! Я убеждена, что выгорает тот, в ком всего учительского было, наверное, просто мало. Если было много, если все годы работы это учительское пополнялось не меньше, чем расходовалось, значит, не выгорит человек. Сам себе не даст выгореть. Ведь как это страшно! Выгорают не печень и почки, выгорает душа. Обугливается, рассыпается, исчезает. Вот и появляются выведенные рукой выгоревшего учителя двойки в журнале сразу же после десятка «н», вот и исходят от учителя оскорбления и брань, обращенные к детям. Вот и становится безразлично, сколько двоек получил класс за тобой же данную контрольную работу. Не сохранил себя, спалил, очерствел, выгорел – нам дальше не по пути. Я обязана оградить учеников от выгоревших учителей. Но ведь я обязана и обеспечить условия, чтобы этого самого выгорания не было. С удовольствием все возможное для этого делаю. Новое, интересное, современное приходит в гимназию. Новое оборудование, новые интерьеры, хорошие условия для работы, добрый микроклимат. Бери, осваивай, пробуй, твори. Трудись и радуйся детям, новому дню, яркой жизни, какой непростой она ни была бы за порогом школы.

Когда-то в моем пионерском детстве был такой девиз: «Не тлеть, а гореть! Да здравствует пламя жизни!» Красивые слова, темпераментные. Гореть и выгорать – это, конечно, слова однокоренные, но, как это бывает в русском языке, приставки и суффиксы (всего лишь маленькие части слова!) смысл могут изменять на противоположный. Так что гореть, быть ярким и пламенным все-таки стоит, а вот выгорания допустить нельзя. Надо поддерживать в себе пламя, освещать им и обогревать всех: родных, близких, коллег и учеников. Сейчас, как мне кажется, для нашего коллектива проблема выгорания – актуальная проблема, потому что все предыдущие годы мы работали с огромным запалом, интенсивно, с полной отдачей. Естественно, что годы берут свое, накапливаются усталость и раздражительность, одолевают болезни и многое другое. Но наступает Первое сентября, за парты возвращаются дети, которые не знают и не должны знать про наши беды и проблемы, которые ждут от нас интересных уроков, справедливого и доброго отношения, икрящихся глаз и лучезарной улыбки. Нельзя обмануть их ожидания. Им нельзя изменить. Себе нельзя изменить. Выбранной профессии изменить нельзя. Самим нужно измениться, если этого требует наше общее дело, благородное дело, великое дело. Меняться, но не изменять.

Сегодняшнее время требует поменять акценты. Мы привыкли к тому, что под качеством знаний понимается процент учеников, успевающих на «4» и «5». А я вот думаю, что качество знаний – это то, насколько качественно учитель научил ученика. Настолько качественно, что никакой тест, ЕГЭ, контрольная ученику не страшны. Абсолютно согласна с мнением народного учителя России, директора московского центра образования № 548 «Царицыно» Е.Л. Рачевского: «Учитель должен учить не класс, а ученика. Оцениваются не знания учеников, а уровень усвоения материала, который дан педагогом». Проще говоря, оценки ставим мы сами себе, дорогие коллеги. Есть, безусловно, исключения из этого, но, как известно, это только подтверждает правило. Обучение – процесс обоюдный. Не только дети учатся. Их учат учителя. Это их, детей и взрослых, общее дело, успех которого зависит не только от тех, кто учится, но и от тех, кто учит. Мы в ответе за качество обучения, за его результат. Каждая оценка, полученная учеником, это и оценка, выставленная учителю. Нас должны настораживать плохие оценки. Нельзя бахвалиться своей высокой требовательностью, если единственным ее показателем становятся столбики неудовлетворительных оценок. Вместо «Посмотрите: мимо меня не пройдет ни один пробел в знаниях учеников, уж я-то сумею проучить незнаек», – большое количество двоек должно кричать голосом учителя: «Кто же учил вас, дети? Неужели я? Плохо учил. Не доучил. Ведь и сам-то я заслужил неудовлетворительную оценку». Я думаю, что никому из моих коллег не придет в голову, что призываю я вас «рисовать» незаслуженные пятерки, четверки и тройки. Ни в коем случае! Я призываю вас, уважаемые учителя, учить детей эффективно, методически продуктивно, искать такие технологии и приемы, которые бы давали результаты. Нести ответственность за эти результаты. Не гвоздить учеников двойками. Искать пути, по которым вместе с детьми и вы придете к успеху. Менять надо отношение к оценке, но нельзя изменять учительской требовательности, принципиальности, ответственности и даже, если хотите, строгости. Однако требовательность, принципиальность, ответственность и строгость должны быть применимы не только по отношению к ученику, но и к себе, учителю, прежде всего к себе. Сколько мы об этом говорили? Теперь, может быть, уже настала пора поменять, не изменяя?

Я очень многого жду от наступающего нового года. Он будет необыкновенным. Ярким. Успешным. Счастливым. Веселым. Он будет учебным. Мы напишем и выпустим книгу. Мы проведем конференцию и праздник. Мы соберем выпускников. Мы посадим сиреневый сад. Мы будем вести уроки, давать контрольные работы, осуществлять новые проекты. Мы будем жить, не изменяя себе и меняясь постоянно, – с каждым новым классом, с каждым новым годом, потому что такова учительская судьба. Я желаю вам, мои дорогие друзья, счастливой судьбы. И пусть вам не изменяет удача, а жизнь меняется только к лучшему.

С уважением и любовью

7 августа 2009 года

Фото из архива гимназии

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Новости от партнёров
Реклама на сайте