search
main
0

Прежде чем посадить за парты, в 17-й сменной учеников избавляют от стресса

Довелось мне недавно побывать на родительском собрании, где классный руководитель пятого класса корила родителей за молчание их детей на уроке:

– На перемене орут как сумасшедшие, а на уроке молчат. К доске вообще боятся выходить. А молчит – значит не знает. Двойка. У некоторых уже по три двойки, а они все равно рта не открывают, когда вызовешь, зато за партами болтают без умолку. Разберитесь со своими детьми, иначе поставлю двойки и по поведению.

Казалось бы, пустячная тема – школьные двойки. Но ведь за ними – тысячи поломанных судеб! Отличники в колониях и тюрьмах редко встречаются. А вот там, где отклоняющееся поведение, неврозы, психопатология, где всяческие комплексы и страх перед жизнью, там двойка сильно наследила.

Вот почему рассказ о школе, где не корят, не пугают, не изгоняют, а приводят к успеху каждого, как правило, уже “выдавленного” из другого учебного учреждения, может быть интересен не только для сотрудников “вечерки” (так назывались подобные заведения раньше). Теперь это адаптивная школа нового типа.

* * *

…В дверь учительской уверенно постучали, вошел некто “крутой”:

– Кто директор? Мне нужен аттестат о среднем образовании!

Зоя Михайловна Манаенкова, изящная, элегантная, с учительской скромностью одетая, взглянула на гостя с любопытством, но без насмешки:

– С какого класса хотите продолжать образование?

В открытой сменной 17-й школе учение, как правило, продолжают, хотя уже были случаи, когда приходилось все начинать с азов, – с подростками, которые ни одного дня школу не посещали, нигде, никакую. С первого класса начинали обучать по индивидуальной программе парнишку, которого родственники из разных городов много лет все не могли поделить меж собой и в школу не определяли. Сейчас по индивидуальной программе учится 12-летний Ванюша, чья жизнь проходила в основном в электричках. Есть и ученики, которым “под сорок” – новое место работы потребовало от них более качественного образования. На то она школа и открытая: для любого возраста и здоровья, в любую из трех смен, по любой форме – хоть ежедневные занятия, хоть экстерном, хоть по очно-заочной системе или индивидуальному плану.

Сейчас взялись за непосильную, казалось бы, задачу – разработать для каждого ученика план обучения с максимальной индивидуализацией всех психолого-педагогических подходов. Ведь и цель у школы непростая – “…обеспечить успешное обучение с учетом здоровья и психологических особенностей детей”. За последние шесть лет, когда они начали работать над новым проектом, они настолько к своей цели реально приблизились, что родители сами стали приводить в 17-ю детей, у которых не шло дело в гимназии, лицее, колледже… Проект, направление которого вначале было обозначено как “психолого-педагогическое сопровождение реадаптации учащихся”, привел к реорганизации всей жизни школы: ее структуры, режима, целей, методов. И вот уже в старшие классы 17-й потянулись и вполне успешные дети из профтехучилищ, колледжей, с различных курсов, чтобы параллельно изучать здесь общеобразовательные предметы, получить дополнительное образование, а значит, и аттестат для поступления в вуз. Высшее образование – на юридических, экономических, психологических, медицинских факультетах – осваивают уже многие выпускники 17-й. И процент этот стабильно растет. А количество детей, направленных сюда комиссией по делам несовершеннолетних, наоборот, сокращается. Таким образом, создается гетерогенная среда, которая для развития личностных способностей, для самореализации куда продуктивнее, чем элитарная школа, считает психолог 17-й, доцент Давид Михайлович Лондон, давний автор “Учительской газеты”. В городском конкурсе инвестиционных образовательных проектов работа З.М.Манаенковой и Д.М.Лондона вошла в число победителей. Был бы еще конкурс инвесторов! Вот и бизнесмен заглянул…

– Так с какого класса вы хотели бы начать? – Зоя Михайловна пригласила гостя сесть.

– Не я… Мне учиться некогда. Мне надо аттестат купить для дочери.

Слышать такое уже приходилось. Зоя Михайловна научилась сдерживаться и быть дипломатичной:

– Теперь это невозможно, такая техника пошла, что подделку сразу обнаружат – “плакали” ваши денежки. Но есть другой путь – мы выдадим вашей девочке аттестат, когда она сама к нам придет.

Через несколько дней по столетним ступеням резного особнячка в центре Новосибирска – это памятник деревянного зодчества – поднялась девушка, изгнанная то одноклассниками, то педагогами из двух школ. Нехотя-небрежно побеседовала с психологом, с социальным педагогом и… больше отсюда не ушла: учится с удовольствием. Третий год по очно-заочной системе. Как и для всех, для нее составили карту-схему самореализации и развития: индивидуальный план обучения с учетом пробелов в знаниях и ее способностей, в частности учли то, что она “правополушарная”, пригласили на интереснейшие факультативы клубного типа: “Мы – гражданское общество” и “Ты и твои возможности” (последний – в сотрудничестве с психологом).

В благодарность, как он сам выразился за “спасение дочери”, бизнесмен профинансировал летом работу школьного лагеря для подростков из неимущих семей, которых школа готовила к экзамену на аттестат о среднем образовании: бесплатное питание, работа с психологом в малых группах и интенсивное обучение по углубленной программе сделали, казалось бы, невозможное – ушли неврозы, агрессия, неприятие взрослого… Появилась способность к напряженной и продуктивной умственной деятельности. Экзамен все сдали успешно.

Но, возможно, важнее всех оценок и показателей то, что 17-я открытая сменная школа сумела организовать пространство успешности, результативности, самореализации для каждого ребенка и подростка, молчавшего в прежней школе. А “опасных для общества” подростков научили социально значимым способам самоутверждения.

Рассказывает кандидат психологических наук Д.М.Лондон: “Раньше я не работал в школе “для взрослых” и полагал, что ее учащиеся – с ленцой, низкой обучаемостью, с психологическими и социальными проблемами. Начал с диагностики – стандартные матрицы Равена, опросники “Штур”, Климова и Шмишека, карта-схема интересов – и был сразу же ошеломлен: уровень умственного развития и потенциальные возможности учащихся во всех классах были достаточны, а у некоторых – очень высокий интеллект. Выяснилось, что не трудности обучения, а сложные взаимоотношения с учителями, родителями или одноклассниками повлияли на развитие личности и способностей, характера этих ребят, а затем уже появилось негативное отношение к учебе.

В 17-й педагогический коллектив необычайно творческий. Педагоги охотно стали учиться в теоретических семинарах по проблемам возрастной и педагогической психологии: “Факторы, влияющие на процесс обучения”, “Возрастные особенности личности”, “Обучение и развитие”… Одновременно начали обучать законам психологии учеников и родителей, информировать о результатах психодиагностики методические и педагогические советы, консультировать каждого учителя при составлении учебных планов и индивидуальных программ, ориентироваться не на недостатки ребенка, а на его выявленные достоинства, скрытые возможности, природные особенности. Конечно, помогли и тренинги, консультирование самих ребят. Через два года те же диагностические “срезы” показали – есть добрые перемены!”

Рассказывает руководитель высшей категории З.М.Манаенкова: “Своих старшеклассников мы обучаем теперь не три года, а два. Вместо двух дней в неделю они могут теперь заниматься ежедневно в одну из трех смен, получая обязательное общее образование, а в субботу – профессиональное в УПК и дополнительное – компьютер и иностранный язык – на факультативах. Все бесплатно, за счет экономии фонда зарплаты. Мы ввели должность заместителя по воспитательной работе, есть методист и социальный педагог, сотрудничающие с юристами, медиками, психологами, Центром социальной адаптации подростков”.

К общим проблемам сменных открытых школ – их бюджет почему-то составляет треть дневных общеобразовательных! – добавляются индивидуальные: ветхое столетнее здание, которое нельзя реконструировать, теснота, отсутствие всякого финансирования, кроме зарплаты, нехватка пособий и литературы… Школа, ставшая жемчужиной педагогической мысли и психологической практики, возвращающая человеческое достоинство и достойную жизнь сложнейшим подросткам, должна иметь лучшие условия, чем гимназии и лицеи. Это единственный способ восстановить ее учащихся в их гражданских правах, дать им равные с другими возможности на образование.

Галина ФРОЛОВА

Новосибирск

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте