Какая же все-таки удивительная профессия – учитель! Сколько бы учитель ни знакомился с опытом своих коллег, он всегда может в нем найти что-то новое и интересное: в отобранном содержании, в подходах к его изложению, в формах организации работы учащихся… И что особенно важно: если учитель ставит цель изучить тот или иной материал, сформировать у детей определенные умения и делает это разнообразно и творчески, то и высокие результаты на ГИА или ЕГЭ не заставят себя долго ждать. А если вспомнить, что именно интерес к изучаемому на уроках и яркая личность педагога нередко и становятся определяющим фактором при выборе учащимися профиля дальнейшего обучения, то роль интересно проведенного урока или внеклассного мероприятия трудно переоценить.
В отличие от 2010 года в этом году на конкурс главным образом были представлены работы, отражающие различные подходы к рассмотрению того или иного предметного материала. Хочется надеяться, что это признак возврата интереса учителей к методике преподавания химии, снизившегося за время проведения итоговой аттестации в стандартизированных формах – ГИА и ЕГЭ. Подтверждением данной тенденции, о которой мне приходилось неоднократно слышать от представителей издательств, является и снижение покупательского интереса на методические пособия, раскрывающие подходы к изложению материала. Показательно, что и в списке литературных источников, которые были использованы учителями при подготовке своих занятий, ссылка непосредственно на методические пособия была обнаружена далеко не у всех. Вместе с тем интерес к литературе, содержащей разнообразные задания, предназначенные для подготовки к экзаменам по химии, остается на очень высоком уровне. И это при том, что содержание контрольных измерительных материалов (КИМ) ГИА и ЕГЭ по химии за последние 2-3 года не претерпело существенных изменений: все те же три части в вариантах, прежнее содержание (см. кодификатор), прежние формы заданий (см. спецификацию). Что же касается некоторого обновления формулировок заданий, достаточно иметь один-два примера (например, из демонстрационного варианта) для иллюстрации их новизны и специфики. Так стоит ли много внимания уделять литературе, являющейся лишь отражением достаточно давно известных форм контроля знаний? Особенно актуальным этот вопрос становится тогда, когда знакомишься с результатами выполнения задания ЕГЭ и ГИА, отражающими сформированность у учащихся отдельных элементов содержания и некоторых видов умений. Любой опытный педагог должен понимать, что недостатки подготовки выпускников, сдающих экзамены в стандартизированной форме, связаны главным образом не с умением решать задания определенной формы (с выбором ответа, кратким ответом и развернутым ответом), а с уровнем владения материалом и сформированностью умения применять его в незнакомой ситуации. Вам интересно: какое отношение эта информация имеет к конкурсу «Сто друзей»? Самое прямое. Конкурсные материалы в определенной степени отражают тенденции, наблюдаемые в методике преподавания химии. И как всегда, есть положительные и, скажем осторожно, неположительные моменты.Рассмотрим с разных сторон отличительные особенности присланных на конкурс материалов. Разработки конкурсантов подкрепляются красочными компьютерными презентациями, содержащими красивые иллюстрации к рассказу учителя, видеофрагменты опытов, динамические модели и др. Совершенно очевидно, что использование презентаций делает занятие более информативным, наглядным, запоминающимся. Вместе с тем предлагаемые в презентациях слайды нередко ориентированы на пассивное восприятие и репродуктивное воспроизведение в тетрадях содержащейся в них информации. Другой проблемой при создании презентаций является насыщение их обильной текстовой информацией, которая, по сути, заменяет речь учителя, записи на школьной доске или раздаточный материал. Следует отметить достаточно интересный материал, отобранный учителями-конкурсантами для проведения занятий: это и занимательные вопросы по химии для учащихся 8-9-х классов, и материал о генетической связи между основными классами углеводородов, и материал о таких биологически важных соединениях, как углеводы и белки. Отличительная сторона всех присланных в этом году материалов – наличие в каждом занятии этапа актуализации знаний. Как правило, этот этап урока сопровождается интересными сведениями, которые излагает учитель, вспоминают учащиеся, используя межпредметные связи, свой личный опыт или ориентируясь на вопросы учителя. Наиболее целостными из присланных в этом году работ можно признать разработки сценариев уроков по темам «Глюкоза» и «Белки» Наталии Александровны Ракчеевой из Регионального многопрофильного колледжа Ставрополя.Содержание разработок Наталии Александровны – наглядный пример сочетания лучших традиций российской методической школы и современных образовательных технологий. Более того, присланные материалы (презентации) могут быть использованы и при проведении тематических вечеров, например, по теме «Биологически важные вещества». Чувствуется, что учителем накоплен большой опыт разработки и проведения уроков с использованием презентаций. Тщательно отобранный материал включает основные элементы, предусмотренные обязательным минимумом содержания для профильного уровня, что позволяет его использовать для подготовки к ЕГЭ. Еще одно достоинство материалов Наталии Александровны – возможность использовать присланные материалы в своей практике другими учителями.Анализируя разработки других учителей, нельзя не отметить наличие у них множества интересных задумок, главным образом в плане организации работы учащихся. Наибольшие проблемы у ряда авторов возникли при определении целей урока, форм и методов его проведения. Стремление в этих пунктах отразить все свои индивидуальные задумки приводит к весьма неоднозначным формулировкам, претендующим на «новое слово» в дидактике и методике: 1) «развитие умения диалогически общаться», «развитие… самокоррекции»; 2) «методы словесной передачи информации и слухового восприятия информации» и «методы наглядной передачи информации и зрительного восприятия информации»;3) «изучение новых знаний»;4) «развивать навыки умений анализировать, сопоставлять и делать выводы на примере работы с иллюстрациями и при проведении эксперимента».Основной акцент должен быть сделан на формирование умений, содержание занятия, а не на методические подходы к его проведению или обобщенные цели обучения:1) «формирование общих компетенций с использованием интерактивных методов обучения»;2) «демонстрация химического опыта». Вызывает сомнение, что для конспекта учебного занятия применимы такие формулировки целей, как: «обучающийся по окончании урока: знает… умеет… владеет…». Правильнее, на наш взгляд, было бы говорить о планируемом результате или о возможности его получения.В конспектах уроков встречаются и некоторые противоречия: так, заявлено, что это первый урок из четырех, а далее утверждается, что, оказывается, данный урок – «совершенствования и закрепления знаний».К сожалению, в некоторых конспектах встречаются орфографические ошибки, ошибки в формулах, неудачные формулировки вопросов. Достаточно неудачным можно признать и название формы урока «урок-эксперимент». К этому следует добавить, что и выбор формы не всегда соответствует планируемой структуре урока. Так, например, вряд ли целесообразно отрабатывать знания о генетической связи веществ в группах по 4-5 человек.Дмитрий ДОБРОТИН, старший научный сотрудник Лаборатории дидактики химии Института содержания и методов обучения РАО, кандидат педагогических наук
Комментарии