Старшеклассники поселка Мостовая, что находится в северо-западной части Ульяновска, в социальном проектировании новички. Узнав об этом виде общественно полезной деятельности, решили попробовать. На заседании школьного совета выдвинули несколько актуальных проблем: наркомания, озеленение школы, детский алкоголизм, организация досуга молодежи поселка, экология села, благоустройство родника в Мальках.
При голосовании предпочтения разделились следующим образом:
наркомания – 4%;
детский алкоголизм – 8%;
озеленение – 8%;
организация досуга – 27%;
благоустройство родника – 53%.
Аргументы в пользу такого выбора: проблема значима для всех жителей поселка; посильность предстоящей работы; проявление заботы и бережного отношения к природе родного края; небольшие финансовые затраты.
Определившись с проблемой, мы постарались максимально собрать информацию о родниках, находящихся на территории поселка. Из архивных источников узнали, что в 1649 г. в 3 верстах от Симбирска была основана Мостовая Слобода с сотней казаков – переведенцев из села Федоровского Казанского уезда. При выборе места основания слободы определяющую роль играли рельеф местности, близкое расстояние до реки и наличие родников. Когда где-то в округе бьет из-под земли родник, люди предпочитают брать воду в нем, потому что она намного чище и вкуснее: просачиваясь через грунт, вода профильтровалась, очистилась. На территории Мостовой три родника, но самый любимый – в Мальках. Вот что вспоминает старожил села А.Васина:
«Помню, будто вчера стайка босоногих девчонок с ведрами на коромыслах со смехом спешит к своему роднику. Родник так крепко вошел в жизнь села, что стал единым с ним. Это глоток воды от жажды, это напоение огородов и садов, это задушевный разговор у родника. А родников у нас несколько: «Мальки» – на ровной возвышенности, «Кругленький» – в овраге, третий – «В ущелье». В Мальках – родник моего детства. Роса на траве, первые лучи солнца, а женщины спешат по воду, чтобы до работы принести в дом живительную влагу. От родника женщины идут медленно, чтобы не разлить воду. Наступал полдень, родник в это время принадлежал нам, ребятишкам. Собираясь с подружками за водой, непременно смотрели в зеркало: все ли хорошо, на месте ли бантики на голове. Дорога к нашему роднику крутая, идет в гору, но быстро с пустыми ведрами поднимаемся вверх, а затем спускаемся вниз. Там, в овраге, наш родник. Набрав воды, все сразу припадали к ведру, чтобы напиться. Холодная вода ломит зубы, но никто не отрывается, все пьют. Затем срываем листок мать-и-мачехи (ее много росло около родника). Положим в ведро, чтобы не расплескать воду. Снова подъем по узкой дороге вверх, шли стайкой друг за другом.
На самом верху горы стояла изба,там жила одинокая монахиня Дуня. О ней ходили по селу разные слухи. И мы мимо ее дома старались пройти тихо, почему-то было немного жутковато. Дальше дорога шла вдоль садов. Весной дорога утопала в яблоневом цвету.
Летом вся она была усыпана яблоками. Зимой огромные сугробы заметали нашу гору, и только виднелась узкая тропинка для идущих за водой. Спустившись на ровное место, облегченно вздыхали.
В жаркий полдень нас подстерегали мальчишки, подбегали к нам, снимали с коромысел ведра и выливали всю воду на нас. Мы, не растерявшись, обливали их водой. Никто не обижался, только слышался смех и визг от холодной воды. А после «купания» вместе с мальчишками возвращались к роднику за водой. Так и жил наш родник.
Жаль, что его называют колодцем и окольцевали в железобетон. С приходом водопровода состарился родник нашего детства и юности…»
И мы начали. Изучили внимательно законодательную и нормативно-правовую базу. Составили смету затрат на осуществление проекта:
1. Канцтовары – 500 р.
2. Инвентарь (лопаты, грабли, носилки, мотыги, ведра, и др.) – 2000 р.
3. Мешки для мусора – 200 р.
4. Перчатки – 500 р.
5. Фототовары – 500 р.
6. Транспортные расходы – 1500 р.
7. Аптечка – 150 р.
В ходе работы над проектом ребята писали дневник, делились своими впечатлениями, производили фотосъемку. Вот выдержки из дневника.
1-2-й день. «Пришли домой усталые, но довольные. Поработали от души».
3-й день. «Удивление и разочарование – вот что нас ждало сегодня. Придя после выходных к роднику, мы обнаружили, что кто-то подкинул нам мусор. Убирали, чистили, а вернулись снова к мусору. Но делать нечего, будем начинать все сначала. Решили обратиться к жителям поселка вот с таким призывом:
Обращение
Мы, юные экологи, обращаемся к вам, старшим друзьям – взрослым, и призываем вас стать нашими единомышленниками.
Мы призываем стать участниками экологического движения всех, кому дорого состояние природы, окружающей среды, всех, кто хоть раз задумался о будущем планеты.
Наша главная задача – улучшить, сохранить окружающий мир, залечить раны, нанесенные природе, встать преградой на пути тех, кто продолжает его разрушать.
Спасая нашу родную землю, мы боремся за дело первостепенной важности. И пусть никто не думает, что такая задача не по плечу детям.
За дело, друзья!»
Инициативная группа
учащихся школы №32
Ленинского района
г. Ульяновска
День 4-й. Запись оптимистичная: «Сегодня вывезли очередную машину мусора. Настроение хорошее. Работа близится к концу, и уже виден результат. Приятно делать что-то хорошее для людей».
Последняя запись в дневнике: «Жалко, что все заканчивается. Жители довольны работой. Часто благодарят. А мы заканчиваем работу и прощаемся с родником. Счастливые лица людей – вот итог нашей работы».
Авторы и исполнители проекта – учащиеся 8-10-х классов школы №32
Комментарии