Я разделил присланные материалы на три группы. Первая – работы, предназначенные для старшей школы. Вторая – адресованные начальной школе. Третья – учебная программа.
Интересную работу представила Евгения ГУДКОВА, учитель информатики СШ №1 г. Сарова Нижегородской области. Автор предложила методику разработки базы данных, состоящую из нескольких взаимосвязанных таблиц в среде Microsoft Access. Выбранная тема показывает зрелость учителя.
Наталья НАЛИМОВА из гимназии №1 г. Бийска Алтайского края очень удачно использовала урок информатики для акцентирования внимания молодежи (старших школьников) на злободневной теме, каковой является ВИЧ/СПИД. Представленные материалы особенно хороши тем, что приучают старшеклассников к анализу статистических данных, способствуют развитию мышления. Это переводит урок из разряда репродуктивного в класс развивающего.
Замечательную работу «Создание презентации, посвященной героям-землякам. Настройка анимации» прислала преподаватель из Губкина Белгородской области И.СВИРИДОВА. Воспитание патриотизма, стремление школьников как можно больше узнать о своей малой родине – дело, заслуживающее всяческого поощрения.
Проект урока информатики в 3-м классе на тему «Алгоритмы», присланный на конкурс Еленой ИСУПОВОЙ из города Бийска Алтайского края, представляет интерес с точки зрения практического применения разработок доктора педагогических наук Юрия Первина. Думается, что даже в условиях отсутствия компьютеров в школе, следует найти возможность для демонстрации хотя бы отдельных фрагментов обучающей программы «Роботландия».
Очень интересная работа учителя из пос. Товарково Калужской области Н.БАУЭР «Кодирование и декодирование информации». В большинстве методических пособий вопросам кодирования информации уделяется много внимания. Но подход Бауэр удивляет многообразием способов кодирования.
Особый интерес представляет учебная программа по предметам «Информатика и информационно-коммуникационные технологии» и «Информационные технологии для учащихся 8-11-х классов» (для общеобразовательного и профильного уровня) Вероники КОСТРОМЦОВОЙ, учителя информатики СШ №18, директора Регионального центра обработки информации, и Алексея КОСТРОМЦОВА, учителя информатики, заместителя директора по информатизации СШ №18 Челябинска. В этой работе просматривается системный подход к решению проблемы непрерывного обучения информатике в базовой и старшей школе. Можно рекомендовать авторам обратиться в Челябинский комитет образования на предмет придания предложенной методике статуса элективного курса.
Подчеркивая актуальность, важность и значимость присланных работ, хочется тем не менее отметить некоторые недостатки.
В старшей школе ученикам интереснее обрабатывать информацию не по надуманным, а по реальным данным. Можно составить базу данных учащихся. Учителю будет легче заполнять журнал, а ребята не только отработают тему, но и осознают значимость своей деятельности.
При разработке презентаций в среде Power Point надо остерегаться непродуманного подбора рисунков, так как само приложение создает объемные файлы. Если использовать рисунки и фотографии даже в формате Jpeg, то продукт получится «тяжеловесным».
При изучении темы «Алгоритмы» целесообразно давать детям задания, которые можно модифицировать. Это могут быть, например, простейшие числовые последовательности. Всем известная задача о переливании воды при помощи трех сосудов – кладезь для творчества детей.
То же самое замечание можно сделать автору задачи кодирования информации. Если задать простое кодирование – сопоставление букв алфавита с ее порядковым номером в алфавите – то ученики моментально предложат модификации этого способа. И задача урока – научить детей мыслить самостоятельно – будет решена.
Виталий ПОЛОУДИН, учитель информатики и шахмат, Москва
Комментарии