«Лебединое озеро» – пожалуй, самый известный балет на свете, чей сюжет знают даже школьники. Но картина Даррена Аранофски «Черный лебедь» далека от традиционного пересказа этой истории. Это жесткое авторское кино без приевшихся штампов.
Хореограф балетной труппы Линкольн-центра Томас, чью роль исполняет Венсан Кассель, решает открыть новый сезон постановкой «Лебединого озера», где по традиции роль Черного и Белого лебедя исполняет одна и та же танцовщица. В числе претенденток на главную роль оказывается юная балерина Нина, которую играет Натали Портман. Танец Белого лебедя девушка исполняет безупречно, но страсть Черного лебедя она передать не в состоянии. Главная соперница Нины, недавно пришедшая в труппу Лили (в исполнении Милы Кунис), эти чувства передает легко. Томас никак не может выбрать, какая из девушек подходит лучше. Нина решает во что бы то ни стало обойти Лили и добиться главной роли.Жажду первенства вряд ли можно назвать собственным стремлением девушки. Мать Нины Эрика (Барбара Херши) с детства контролирует каждый шаг дочери. Эрика – бывшая балерина, которая, по-видимому, не смогла сама добиться успеха и потому все свои нереализованные амбиции перенесла на дочь. Чужая идея, привитая извне и возросшая в душе человека, становится навязчивой и сводит с ума. Из-за давления матери девушка не может повзрослеть.В «Лебедином озере» прекрасная девушка под властью заклятия томится в теле Белого лебедя, и только любовь способна подарить ей свободу. Метафора в фильме прозрачна: Нина – это Белый лебедь, на которого насылает чары злая колдунья – мать. Подарить девушке любовь способен единственный мужчина, с которым девушка общается близко, – хореограф Томас. Но в его постановке освободителя соблазняет Черный лебедь, и Белому ничего не остается, как броситься с обрыва.Сюжет спектакля проникает в жизнь Нины, вплетается в ее сознание и заставляет девушку полностью раствориться в образе. Задача девушки сложнее, чем стремление стать примой. Чтобы самой получить свободу, ей нужна любовь, а чтобы обрести ее, Белому лебедю придется превратиться в Черного. Но способен ли стать страстным соблазнителем человек с душой ребенка? Точку в этой истории поставит день премьеры спектакля.Чтобы проникнуть в мир балета изнутри, Аранофски и сам изрядно потрудился – посетил Санкт-Петербург, где общался с танцовщиками Мариинского театра, и Москву, где для него провели персональную экскурсию по Большому театру. Режиссер не скрывает, что «Черный лебедь» – итог переосмысления русской классики, и не только балетной. По словам Натали Портман, не обошлось в фильме и без отсылов к Чехову и Достоевскому.Мир балета в картине Даррена Аранофски предстает с непарадной, закрытой для публики стороны как чудовищный, ломающий тело танцовщика труд. Режиссеру блестяще удалось показать цену этой хрупкой и совершенной красоты – годы, потраченные на непрерывные, изнурительные тренировки и диету, колоссальное физическое и эмоциональное напряжение, отказ от личной жизни ради искусства.Самопожертвованием можно назвать и актерский подвиг Натали Портман: на занятия с балетмейстером Бенжаменом Мильпье она отводила восемь часов в день! Ее абсолютно достоверное проникновение в образ балерины оценили киноакадемики «Оскара», признав Портман лучшей актрисой. Также абсолютно не голливудский «Черный лебедь» претендовал на премии за лучший фильм, режиссуру, операторскую работу и монтаж. Номинации не только дарят ленте заслуженное признание, но и дают зрителям призрачную надежду на то, что критики и дальше будут столь же разборчивы в своем выборе.
Комментарии