Получая до 2 тысяч долларов в месяц, они уходят на пенсию в 65, если отработали в школе 35 лет
Мне повезло. Недавно я побывал в Испании, и не просто так, а со спецзаданием от “Учительской газеты” – выяснить, чем испанская школа отличается от российской. Разобраться, что к чему, было непросто. Спасибо, помогли директор колледжа Мигель Баярри Алама и завуч средней валенсийской школы Луис Баньулс. Они ответили на все мои вопросы.
– Расскажите, пожалуйста, о ваших учебных заведениях.
Мигель Баярри Алама: Колледж был построен в 1984 году. В нем есть дошкольное образовательное учреждение для детей от 3 до 6 лет. Шестилетнее начальное образование получают до 12 лет. Подростки 12-14 лет учатся в первом и втором классах средней школы.
Луис Баньулс: Наша средняя школа работает в старинном здании – бывшем монастыре ХVIII века. С 1957 года мы обучаем только по программам среднего образования. Школа большая – полторы тысячи ребят от 14 до 18 лет. Учимся в три смены.
– Что бы вы изменили в испанской системе образования?
Мигель Баярри Алама: Сейчас среднее образование в Испании делится на два этапа. Первый, четырехлетний, – обязательный для всех детей 12-16-летнего возраста. Второй, двухлетний, необязательный, дает школьникам 16-18 лет высшее среднее образование и возможность после успешной сдачи вступительных экзаменов поступить в университет. Тогда же начинаются специализация и профессиональное обучение. Мне кажется, надо предоставить детям возможность с 14 лет получать образование, связанное с будущей профессией.
Луис Баньулс: Для улучшения среднего образования нужно, чтобы в классе было не 30, а 20-25 человек, чтобы кабинеты были оснащены современными техническими средствами, недостаток в которых мы испытываем. Необходимо ввести преподавание прикладных наук.
– Какие предметы основные в вашем учебном заведении?
Мигель Баярри Алама: Математика, испанский язык, сведения о среде (интегрированный урок географии и истории), иностранные языки (английский – обязательный, французский – по желанию).
Луис Баньулс: Я бы не стал делить предметы на основные и второстепенные. Но если вы меня спросите о наиболее сложных предметах, то это, конечно, математика, латинский язык, физика, химия, иностранные языки.
– Вы помогаете своим ученикам выбрать профессию?
Мигель Баярри Алама: В колледже работает психолог, который изучает индивидуальные возможности школьников, помогает детям успешно усваивать программный материал. В старших классах ребята проходят серьезное тестирование, а затем специалист дает родителям рекомендации по выбору профессии для ребенка.
– Как вы поступаете, если ученик себя плохо ведет? Существует ли система наказаний для хулиганов и отстающих?
Луис Баньулс: В испанском законе об образовании есть положение, которое регламентирует меры воздействия на нарушителей. На основе положения мы разработали внутренний устав школы. Правила такие. Если дисциплина серьезно нарушена, а увещевания уже не помогают, на ученика заводится “дело”. Для объективности директор поручает расследование педагогу, который не преподает у нарушителя. Кстати, родители вправе отклонить его кандидатуру. Учитель собирает информацию, беседует с “подследственным”, встречается с другими учениками, а также с потерпевшей стороной.
Учитель, ведущий следствие, пишет доклад, передает его в школьный совет, а совет выносит вердикт или отправляет “дело” на доследование.
У нас был такой случай: ученик публично оскорбил педагога и ушел с урока, хлопнув дверью. Школьный совет, приняв во внимание серьезный характер проступка, решил исключить мальчика из школы. Что обычно происходит после исключения? Инспекция по образованию обязана устроить ребенка в другую школу.
Мигель Баярри Алама: Существует и такая мера наказания, как временное отстранение школьника от учебы на 5-10 дней.
Луис Баньулс: Учебный год в Испании длится с середины сентября до конца июня. В конце года ребята сдают переводные экзамены. Но ученик должен быть переведен в следующий класс даже в том случае, если у него есть пробелы по каким-то предметам – доучит и потом. В средней школе условного перевода в следующий класс не существует. Просто в будущем учебном году отстающий ребенок должен выполнить дополнительные задания. В высшей средней школе приступить к занятиям можно только после переэкзаменовки в сентябре.
– Чем отличаются государственные образовательные учреждения от частных?
Мигель Баярри Алама: Разница существенная. На работу в государственные школы учителей принимают по конкурсу. И зарабатывают учителя государственных образовательных учреждений лучше – в среднем на 100 тысяч песет больше, чем преподаватели частных школ. Наконец, государственные школы, как правило, лучше оснащены. Например, наш центр подключен к Интернету, у нас есть факс, телефон, множительная техника. Частные школы тоже приобретают современное оборудование, но у них столько расходов, что они не сразу могут позволить себе такую покупку. Конечно, существуют элитные частные школы, которые ни в чем не нуждаются.
– Учитель в Испании – это женская или мужская профессия? Какова учебная нагрузка преподавателей, их заработная плата, в каком возрасте они уходят на пенсию?
Луис Баньулс: Преподавательский состав примерно на 50% состоит из мужчин, только в начальных классах женщин побольше. Недельная учебная нагрузка преподавателя – 18 часов, минимальная – 14 часов. Директор имеет право в исключительных случаях увеличить нагрузку учителю, но эти дополнительные часы не оплачиваются. Вычитаются часы за классное руководство, другую деятельность. Каждый преподаватель должен 2-3 часа в неделю отдежурить по школе. Во время занятий у нас 2-3 человека следят за порядком, они же заменяют отсутствующих учителей. На переменах дежурят другие педагоги.
Зарплата учителя в среднем от 200 до 300 тысяч песет (примерно 1300-2000 долларов США. – М.С.) “чистыми”. Деньги не очень большие, но на жизнь хватает.
Мигель Баярри Алама: На пенсию учитель, как и любой другой гражданин Испании, уходит в 65 лет при наличии 35-летнего стажа.
Михаил СМЫШЛЯЕВ, одиннадцатиклассник 1171-й московской школы
Испания, Валенсия
Фото автора
Комментарии