Престиж формируется обществом, которое в свою очередь зависит от экономического положения в государстве.
Более подробно разъяснить процессы, связанные с мотивацией выбора профессии, согласился директор Центра социологических исследований Минобразования России, кандидат философских наук Франц Шереги.
В основе профориентации всегда лежали идеальные представления, признанные обществом. Существовала определенная иерархия престижа профессий. В советское время доминировали технические специальности по той простой причине, что к гуманитарным требования были специфические. Не будучи членом партии, человек не допускался к формированию массового сознания. Максимум, что мог беспартийный кандидат наук, – это устроиться научным сотрудником в академический вуз. Идеальные представления на самом деле были и являются экономически обоснованными. Почему хотели стать хорошими слесарями, токарями, фрезеровщиками и так далее? 70 % оборонных предприятий находилось на территории России, и где, как не на них, работали люди. Оборонные предприятия гарантировали жилье, стабильную зарплату, отдых в санатории на берегу моря. То есть основной ценностью на тот момент было натуральное перераспределение прибавочного продукта. Престиж определялся материальными ценностями, которые можно было приобрести, занимая ту или иную должность. Сейчас трудно говорить об изменении мотивации выбора профессии, потому что подоплека осталась той же: люди ищут льготы. Только на первом плане не натуральное перераспределение, а деньги. И многие, кто успел захватить начальную стадию развития той или иной специальности, действительно получали хорошую зарплату (1000 – 1500 долларов в месяц). Например, когда в стране пошла первая волна создания малых предприятий, финансовых институтов, все экономические специальности стали модными. Малые предприятия начали судиться между собой – возникли арбитражи, появилась потребность в юристах. Сотни вузов, как только им дали добро на прием студентов за пределами государственных квот, открыли соответствующие факультеты, независимо от того, были традиции или нет, есть ли преподаватели, учебники, лаборатории или все это придется заимствовать. Жизнь стала интенсивной – общество ответило подготовкой психологов. Другое дело, что теперь всего этого в избытке, однако говорить о падении престижа специальностей нельзя. Токари и слесари исчезают как профессии, потому что электроника вытесняет механику. Юристы же, наоборот, долго не сойдут со сцены, так как мы стремимся создать правовое государство.
На сегодняшний день наблюдается повышенный интерес к специальностям программиста, электронщика, генетика. Этот перечень включает и специалистов ручного труда, возьмите хотя бы краснодеревщиков (индивидуальный дизайн, отделка), но здесь необходим талант.
Закономерность одна: меняется динамика экономического развития, начинается быстрый подъем какой-либо отрасли, в ней повышается спрос на специалистов. А повышенный спрос – это хорошая зарплата.
– А что ждет творческие профессии? Останется ли в будущем место для художников, артистов, писателей?
– Вне всякого сомнения. Это перспективная категория. Мы идем к всеобщей эстетизации – образа жизни, отношений, всего предметного мира. Единственное, в чем может быть парадокс: от свободы творчества многие откажутся и перейдут к полусвободной форме, то есть начнут адаптировать искусство к повседневной жизни. Тот же дизайн, мода, реклама. Возможности здесь неограниченны. К тому же нельзя забывать еще об одной функции искусства: экологической. Когда нам нужно отдохнуть, мы берем книгу, идем в галерею или слушаем музыку. Спрос на красоту никогда не понизится.
Общество двигается по пути наращивания материального производства. Цель: совершенствование товарно-денежных отношений, чтобы у населения был максимум экономической самостоятельности. В перспективе – свободный демократический рынок и правовое государство. Этот путь мало чем отличается от пути стран Западной Европы. Начнется разделение общества по имущественному цензу. Выбор профессии станет осознанным, прагматичным. Не туда, где модно, а к чему имеешь склонность, где будешь конкурентоспособен. А вот помочь это определить – забота школьного психолога.
Наталья Алексютина
Комментарии