Об итогах эксперимента, о плюсах и минусах новой методики оплаты труда учителей в Самарском регионе мы попросили рассказать Валерия ПУТЬКО, министра образования и науки Самарской области.
– Каковы результаты перехода на новую систему оплаты труда? Как будут меняться условия эксперимента, ориентированного пока на тюменскую модель?
– Результаты эксперимента анализируются ежемесячно и на коллегиях министерства, и на общественных советах, и на заседаниях правительства, посвященных этому вопросу. Материалы по эксперименту передаются в администрацию президента Владимира Путина. Сейчас решается важный для всего региона вопрос – будем ли мы работать в этих условиях или будем что-то менять.
На сегодняшний день результаты по девяти школам области, участвующим в эксперименте, таковы: здесь в апреле зарплата увеличилась в среднем на 30 процентов: с 4200 рублей до 5900, в мае – на 83 процента – до 8200 рублей. Мы вышли на контрольные цифры, которые были сформулированы губернатором: перейти на новую систему оплаты труда и довести зарплату учителей до 8-10 тысяч рублей в месяц. Я думаю, что мы сможем пойти и дальше. Сейчас средняя зарплата учителя, например, в Утевской школе – 11000 рублей. Эта цифра самая высокая в области. Результат неплохой и обнадеживающий.
С 1 сентября 2006 года мы переходим на новую систему оплаты труда во всех школах Самарской области. Стадия эксперимента сохранится, потому что постоянно поступают новые идеи, новые предложения, и мы хотели бы не останавливать творческий процесс, а идти дальше. Эксперимент позволит вносить коррективы, совершенствовать методику. Это позволит нам также участвовать в конкурсах, распространять свой опыт на другие регионы России. Предстоит большая работа: мы должны провести учебу, инструктивные занятия со всеми руководителями школ и главными бухгалтерами.
Повышение зарплаты педагогов – одна из главных целей эксперимента. Необходимо было это сделать, чтобы роль учителя стала значимой, а его работа – престижной, чтобы в школы шли самые талантливые выпускники педвузов, а не те, кто больше никуда не может устроиться, чтобы в школах был конкурс на должность учителя, чтобы в школу шли мужчины.
Хотелось бы, чтобы на зарплату учителя влияли прежде всего качество его труда, эффективность работы.
– Кроме повышения заработной платы учителя, что еще изменится в финансировании школы, в ее работе?
– В ходе эксперимента было запущено несколько механизмов. Мы систематизировали тарифную и надтарифную части школьного бюджета. Увеличили надтарифную часть до 30 процентов. Исключили нецелевое использование средств. Не секрет, что особенно в сельских школах всегда не хватает денег на хозяйственные дела и зачастую деньги, предназначенные для выплаты зарплаты учителям, пускались на ремонты. На стимулирование педагога почти ничего не оставалось. В некоторых сельских школах надтарифный фонд снизился до 4 процентов! Этого допускать нельзя! Нельзя деньги, выделенные на зарплату, тратить на латание дыр.
В новой методике оплаты труда мы выводим на первый план педагога. Это главное действующее лицо, хотя и у учебно-вспомогательного персонала, зарплата увеличилась.
Меняются условия стимулирования руководителей учебных учреждений. Сегодня директор имеет возможность поднять свою зарплату только путем увеличения средней зарплаты учителя.
Наконец в области осуществится переход на пятидневную рабочую неделю. Как он может увеличить зарплату педагога? На 17-20 процентов увеличивается стоимость часа, а следовательно, интенсивность работы. Освобождается суббота. Это полезно для здоровья детей, вызывает положительные отклики родителей. Это, наконец, полезно для школы.
– Какие потребовались вливания из областного бюджета для проведения эксперимента?
– Введение вышеперечисленных механизмов сразу дало увеличение зарплаты педагога почти в два раза без бюджетных вливаний. На этих условиях губернатор Самарской области дал согласие добавить из областного бюджета еще 20 процентов. В оставшиеся месяцы 2006 года благодаря этому будет увеличение бюджета на 280 миллионов рублей. На следующий год бюджет по зарплате увеличивается на 910 миллионов рублей. Это хорошая поддержка, позволяющая пережить реформу безболезненно. Ни один учитель не потеряет в зарплате. Кто-то получит большую прибавку, кто-то меньшую, но существенное увеличение будет у всех.
– Немного о проблемах…
– Конечно, есть некоторые проблемы. Есть категории школьных работников, у которых зарплата повысилась недостаточно. Это главные бухгалтеры, их заместители, школьные психологи, социальные педагоги, учителя ОБЖ. Мы скорректировали некоторые коэффициенты, и с 1 сентября положение должно выправиться.
Обсуждается предложение сделать прибавку педагогам, идущим на пенсию, в виде единовременных выплат. Эта проблема – в поле нашего внимания.
Одним словом, делается все возможное, чтобы работа учителя стала престижной.
Комментарии