Уроки с использованием дистанционных технологий стали нам привычны. Будет ли возможно развитие школьных пресс-центров как элемента дополнительного образования в условиях удаленной работы?
«Дистанционка», социальная дистанция, онлайн-конференции, удаленная работа. Эти слова уверенно вошли в наш активный лексикон и, судя по всему, надолго там останутся. Мы уже привыкли быть всегда на связи, мы можем работать, находясь в любой точке мира, мы научились жить в полутора метрах друг от друга, узнавать новости из Интернета, учиться через электронные образовательные платформы. В современных реалиях классическому среднему общему образованию пришла замена – образование с применением дистанционных технологий, которое наглядно показало, кто есть кто в этом мире: безалаберный лентяй или целеустремленный ученик, настоящий учитель, который ни за что не бросит своих детей, или урокодатель, который под маской паники скрывает собственное бессилие.
Сравнительно недавно в современных школах начали появляться пресс-центры, которые тут же стали популярными среди учеников не только средней, но и начальной школы, а про старшеклассников и говорить не надо, это уже маститые блогеры. Активная поддержка Департамента образования и науки, Школы Новых Технологий, «Техносферы» способствовала новому витку развития школьных СМИ – от стенгазет к собственному издательству, от съемки школьных праздников к онлайн-телевидению. Появилась целая плеяда конкурсов и фестивалей, открылись компетенции по видеопроизводству и звукорежиссуре на чемпионате юных профессионалов «Московские мастера» и WorldSkills Russia. Мы стремились, мы развивались, мы мечтали. И все было замечательно до весны этого года, когда коронавирусная инфекция поместила всех жителей планеты в тактильный вакуум и рассадила по домам. Тогда вся работа по поддержанию жизнедеятельности школьного пресс-центра легла на плечи его руководителя и нескольких энтузиастов из числа детей. С уроками бы справиться!
И уже в сентябре стало понятно, что удаленной работы снова не избежать. Любой педагог знает, что необходимо постоянно поддерживать активность детей, мотивировать их на непрерывную работу, даже когда вместо монтажа очередного челленджа хочется полежать на диване и посмотреть телевизор или YouTube-канал. Школьный пресс-центр – это одна из форм ученического соуправления. Его работа не должна замирать даже в условиях пандемии и самоизоляции.
– Так случилось, и с этим ничего не поделаешь, – говорит Вероника Лишманова, репортер 423‑TV. – Но мы не унываем и продолжаем продуктивную работу, переформатировавшись под критическую ситуацию. Мы часто проводим онлайн-собрания, переписываемся, высылаем друг другу техническое задание, загружаем материал, благо Интернет – прекрасный помощник в сегодняшних условиях. Все имеет свойство заканчиваться, и мы еще вернемся в прежнюю жизнь.
Как же организовать работу такого объединения дополнительного образования в режиме онлайн? На сегодняшний день почти все школьники обеспечены стабильным Интернетом, мотивированные ребята уже давно установили на домашние компьютеры необходимое программное обеспечение для реализации собственных целей: Photoshop для обработки фотографий, публикуемых в социальных сетях, монтажные программы для создания контента для YouTube и TicTok. Да и в большинстве мобильных телефонов уже имеются встроенные редакторы фото- и видеоконтента. Важно наладить работу юных журналистов, распределив обязанности сотрудников по отраслям пресс-центра.
С чего начать? На первой же конференции-летучке необходимо создать контент-план на ближайший период, распределить обязанности и назначить ответственного за исполнение плана. Для наглядности можно создать группу в социальной сети или сайт на доступной бесплатной платформе, например WIX. Еще одним важным моментом станет тяжелый выбор самого ответственного юного сотрудника, который будет отслеживать всевозможные фестивали и конкурсы, в которых пресс-центр может принять участие. Таким образом, сразу решится несколько задач. Во-первых, контент-план будет активно пополняться разными задачами, а архив – готовыми работами. Во-вторых, ответственный за эту работу, назовем его администратором, будет оттачивать навыки работы с большим объемом информации, распределением нагрузки среди сотрудников, координацией работы всего объединения.
Как делиться контентом? Для удобства обмена материалами можно создать единый аккаунт в Сети и облачном хранилище, где любой сотрудник пресс-центра увидит шот-лист с указанием дедлайна и, выбрав задание по плечу, отметит зону своей ответственности. В это же хранилище участники объединения могут загружать черновики для редактуры и готовые работы для публикации.
Как мотивировать сотрудников? У каждого педагога есть свои профессиональные приемы, которые помогают активизировать самостоятельную работу сотрудников школьного пресс-центра. Кому-то достаточно собственной харизмы и авторитета, кто-то создает соревновательный момент. Главное – не переступить черту, где мотивация руководителя становится приказом. Сейчас особенно, когда детская нервная система перегружена, важно быть не указателем, а СОтрудником, плечом к плечу преодолевать все трудности дистанционного образа жизни вместе со своими воспитанниками.
Полина ДОРМИДОНТОВА, руководитель школьного пресс-центра школы №423
Комментарии