За последние десять лет в России начала складываться определенная система образования и просвещения в области прав человека. Появилось много интересных работ, методик, учебников, посвященных правам человека. К самым распространенным формам и методам работы можно отнести различные специальные тематические проекты, несущие элемент состязательности, включающие конкурсы по правам человека, а также работу с учителями в форме семинаров и тренингов. Но, к сожалению, проекты действуют разобщенно, адресованы в основном школе и реализуются на базе НПО.
Для университетов и колледжей подобные наработки практически отсутствуют, так же как почти нет программ, поддерживающих распространение образования в области прав человека в университетах и колледжах. В то же время в рамках традиционных академических образовательных учреждений есть учителя, преподаватели, накопившие достаточно интересный опыт преподавания прав человека. Но ведомственная разобщенность образовательных учреждений (государственные и негосударственные), особенность географического устройства страны не позволяют им объединить свои усилия в сфере развития образования в области прав человека.
Гуманитарно-правовой колледж попытался в этом году в определенной мере восполнить образовавшийся вакуум. На семинар были приглашены преподаватели из многих городов России: Екатеринбург, Красноярск, Пенза, Омск, Тара, Йошкар-Ола, Владимир, Рязань и др. Программа учитывала профессиональные интересы участников и состояла из двух частей. Первый семинар, который состоялся в июне 2002 года, был адресован преподавателям обществоведческих дисциплин – философам, социологам, историкам, второй (ноябрь 2002 г.) – педагогам и психологам.
Первая часть занятий была теоретическая и включала в себя обзорные лекции по правам человека и практические занятия, вторая часть состояла из посещений Конституционного суда Российской Федерации, Федерального Собрания Российской Федерации, “Мемориала”, Музея им. А. Сахарова и т.п.
На семинарах рассматривались проблемы прав человека и глобализации в современной России (проф. Ф. Рудинский), история российского правозащитного движения (президент Хельсинкской федерации по правам человека Л. Алексеева), криминологическая и информационная безопасность в контексте прав человека (проф. М. Бабаев; канд. юрид. наук доцент О. Пристанская), международные процедуры защиты прав человека и стандарты в области преподавания прав человека (1-й секретарь Департамента по делам соотечественников и правам человека МИД РФ Г. Лукьянцев; 3-й секретарь Департамента по делам соотечественников и правам человека МИД РФ А. Власов) и др.
Практические занятия включали в себя изучение методики преподавания прав человека (кандидат педагогических наук И. Ахметова), этические проблемы преподавания прав человека (кандидат философских наук Е. Красникова), а также дискуссии и работу “круглого стола”.
В ходе практических занятий и на заседаниях “круглого стола” его участники рассматривали вопросы, затрагивающие содержание программы переподготовки преподавателей университетов и колледжей. С этой целью они обращали особое внимание на три блока проблем: нравственные, философские и педагогические, основы включения знаний о правах человека в содержание отдельных дисциплин; возможность включения знаний о правах человека в содержание учебно-методических комплексов и целесообразность подготовки самостоятельных курсов “Права человека” в университетах и колледжах, и прежде всего педагогических.
Во второй части семинара преподаватели получили возможность непосредственно познакомиться с деятельностью различных федеральных государственных органов. Так, например, у них состоялась интересная беседа с Уполномоченным по правам человека РФ О. Мироновым, который рассказал о роли омбудсмена в нашей стране, о различных направлениях деятельности аппарата Уполномоченного по правам человека, о гарантиях и механизмах защиты прав человека в России и за ее пределами. В Конституционном суде РФ состоялась встреча с судьей Конституционного суда Б. Эбзеевым и представителями секретариата суда. Было задано много вопросов, касающихся деятельности и структуры Конституционного суда и его роли в защите прав и свобод человека и гражданина в России. Не менее интересными и познавательными оказались посещения и встречи, которые состоялись в информационном и просветительном центре “Мемориал” и в Музее им. А.Сахарова.
В представленных отчетах по итогам семинара преподаватели подчеркивали важность и необходимость подобных мероприятий, тем более что сегодня педагогические университеты и колледжи продолжают выпускать специалистов, не знающих права человека и права ребенка и не владеющих методикой их преподавания.
Наталья ШУТИКОВА,
координатор проекта НОУ Городского гуманитарно-правового колледжа
Комментарии