search
main
0

Преподавание основ религий в школах: путь к расколу или гражданскому согласию?

​Ответ на этот вопрос искали участники «круглого стола», который состоялся в Москве с участием столичных директоров, педагогов, психологов и ученых. Курс «Основы религиозных культур и светской этики» с 1 сентября 2012 года начнут изучать все российские четвероклассники. Проект уже вызвал разногласия. Одни уверены, что этот шаг спровоцирует раскол в обществе, другие склонны считать, что с помощью подобных способов можно повысить уровень толерантности. Что в итоге даст подрастающему поколению изучение в светских школах основ религий?

Герман ДЕМИДОВ, заведующий сектором основ православной культуры Отдела религиозного образования и катехизации РПЦ:- В 2009-2011 годах проходила  апробация комплексного курса «Основы  религиозных культур и светской этики». Подведены итоги, есть результаты, намечены перспективы. В начале апробации основное опасение, которые высказывали, заключалось в том, не получится ли раскола в  многонациональном и многоконфессиональном обществе. Ни одно из опасений не подтвердилось. Ни одного факта возникновения  конфликтов на конфессиональной почве в образовательном пространстве не было. Это результат, который позволил приступить к повсеместному преподаванию  этого курса в школах намного раньше того срока, который был запланирован Министерством образования и науки РФ. Первоначально планировалось вводить новый курс постепенно, с 2012-2013 года в  половине российских школ, но потом было принято ускорить темпы  его введения в связи с тем, что противопоказаний в образовательном процессе не было ни в одном из 21 экспериментального региона, везде зафиксированы позитивные изменения и в школе, и в  семье,  между конфессиями  и педагогическим сообществом. Уже сейчас намечена проработка концепции преподавания курса на основной ступени школы, в старшей школе, приступили к подготовке учителей и учебных пособий. Уверен, что воспитательный потенциал у основ религиозных культур больше, чем у светской этики.Чтобы любить чужое, надо вначале научиться любить свое, и курс по основам православной (или другой религиозной) культуры призван помочь молодежи научиться жить на «информационном сквозняке» (словосочетание диакона РПЦ Андрея Кураева, профессора Московской духовной академии).Зиновий КОГАН, председатель Конгресса еврейских религиозных общин и организаций России: –  Весь смысл иудаизма заключается в одной фразе: «Не делай другому того, что  не желаешь себе».  Это может выучить любой ученик. Но еврейские дети ушли в подполье от основ культуры и иудаизма. С одной стороны,  об этом говорит статистика, которую предоставила МОН РФ. Мы с удивлением  увидели, что в Москве  новый курс выбрали 0,0 процента,  исключая  школы с еврейским компонентом. Возможно, в России  классических евреев осталось очень мало, с другой стороны, учителей основ иудаизма днем с огнем не сыщешь.   Я за новый курс,  потому что дети должны знать, что такое  истина, добро, любовь, что такое Бог. Думаю, духовность и  нравственность детям нужны. В конце концов, что нас объединяет? Традиции, культура православия, ислама, буддизма. Тут есть и тоненькая ниточка иудаизма, но там, где надо, нас много, не волнуйтесь. Формирование российской идентичности (а все это Россия) посредством приобщения школьников к отечественным религиозно-культурным традициям очень важно, иначе ничего хорошего не будет. Было бы здорово, если бы  в воскресенье по утрам на ТВ шла хорошая  программа, рассказывающая об основах разных религий. Я думаю, что до первого сентября  2012 года Министерство образования и науки РФ должно открыть сайт – интересный, с хорошими мультфильмами и с использованием новейших технологий, который тоже бы изучали дети вместе с родителями, чтобы основы религиозных культур и светской этики вошли в каждый дом.  Я думаю, этот урок можно перенести из школы на воскресенье в каждую квартиру. Мы должны образовывать детей и родителей, чтобы папа мог посадить ребенка на колени и вместе с ним посмотреть передачу о праздниках и других религиозных вопросах. Библия и Коран с живыми комментариями будут уже  метафорой вековой мудрости, и это важно.  Фарид АСАДУЛЛИН, заместитель председателя Духовного управления мусульман Европейской части России:-  В России проживают более 180 народов, поэтому нужно очень аккуратно подходить к введению курса и ни в коем случае не торопиться. Основной целью нового предмета, если он будет действительно введен, должно быть воспитание толерантности. Было бы очень важно именно  через воспитание толерантности, через  очень грамотный, деликатный рассказ о достоинствах каждой религиозной традиции  в нашей светской школе проводить линию на то, что  в будущем нашим детям вместе жить в одном  многонациональном  и многоконфессиональном государстве. Давайте признаемся, что  сегодня школьник одновременно получает огромный объем знаний, мы говорим о четвероклассниках, которым предлагают довольно сложный новый предмет, и к его преподаванию нужно быть готовым. Брака в этой работе  быть не может и не должно. Представьте, что в школу приходит выпускник университета, его самого еще нужно учить,  он должен еще через свой личный опыт пропустить те религиозные  традиции, о которых ему предстоит рассказывать. Где гарантия того, что, преподавая этот сложный предмет, он найдет нужные слова, нужный угол зрения на тот материал, о котором будет рассказывать детям? Данные МОН РФ говорят о том, что сегодня  для нового курса подготовлены только 50 процентов учителей, где мы возьмем остальных,  какая экспертная комиссия будет проверять профессиональную готовность педагогов к  новому курсу? К тому же те учебники, которые попадали мне в руки, просто не выдерживают критики. Как бы, ожидая позитивный результат, мы не получили результат со знаком «минус». Пока не поздно, надо обратить внимание на возможности конфессиональных школ, государство должно пристально посмотреть на религиозно ориентированную часть нашего общества,  ведь  это очень большой сегмент.Елена ЦЫПЛАКОВА, заслуженная артистка России, кинорежиссер:-  Я более десяти лет преподавала режиссуру и актерское мастерство, и меня всегда поражало, что  приходят ребята из школы, поступают и собираются стать актерами, режиссерами, то есть войти в элиту общества, но  элементарное  религиозное образование отсутствует почти у всех. Я понимаю, что невозможно человека заставить что-то изучать, прочитать Евангелие, но он должен иметь хотя бы элементарные знания. Как без этого можно браться за классику, за того же Достоевского, как понять всю нашу великую русскую  классическую литературу, живопись? Если говорить под сегодняшним углом о понятиях совести, морали, нравственности, об элементарных правилах поведения в обществе, то многое уже обрушено, низвергнуто СМИ, телевидением. Поэтому понятие духовно-нравственной культуры народов РФ, на мой взгляд, очень важно и нужно, для того чтобы люди могли общаться. Вообще образование – это возвышение человека, воспитание его чувств. Не случайно говорят, что совершенен тот человек, у которого чувства приучены к различению добра и зла. Я с интересом читаю Коран, открывая многие интересные вещи. Чем больше наши ребята будут знать друг о друге, тем лучше, потому что понимать  духовные основы поведения человека нужно, чтобы знать, почему человек поступает так, а не иначе, что в основе его нравственного мировоззрения. Важно, чтобы это начиналось, другое дело, как и кто это будет делать. Педагоги, которые будут преподавать, должны и сами иметь некий опыт, так как человек, не имеющий личного религиозного опыта, не может быть верующим, он ищущий. Личный религиозный опыт создает человека, формирует его по-настоящему.  Речь идет о духовном состоянии, а не о принадлежности к нации. Артур КЛЕМПЕРТ,  учитель школы №1311  Москвы с этнокультурным (еврейским) компонентом образования, доцент кафедры ЮНЕСКО Московского института открытого образования:- Как учитель,  ученый, папа дочери, которая пойдет в следующем году в четвертый класс и будет изучать новый предмет, я смотрю на эту проблему с нескольких точек зрения.  Я работаю в школе с этнокультурным еврейским компонентом, естественно, наша школа участвовала в эксперименте по апробации нового курса. Будучи сотрудником кафедры ЮНЕСКО МИОО, я занимаюсь подготовкой повышения квалификации учителей, которые будут преподавать иудаизм. Идея введения курса замечательная, понятная и очевидна – ребенок растет, он смотрит вокруг, видит храмы или какие-то священные места разных вер, людей, ведущих себя необычно, у него возникают вопросы, но родители частенько ответов на элементарные вопросы дать не могут, а если дают, то нередко их ответы усиливают ту кашу, которая есть в голове ребенка. В школе ребенок тоже не получает ответов на свои вопросы, в результате нужен такой курс. Другое дело, как эта идея  будет реализована –  большой вопрос. Ребенок в начальной школе, еще не изучая историю, изучает предмет «Введение в историю» по учебнику. Посмотрим на этот учебник глазами ребенка: понять в этом учебнике невозможно ничего. Есть учебник  «Москвоведение», ребенок видит свой родной город и должен что-то в нем понимать, но он еще не прошел элементарных курсов, связанных с историей Москвы. И вот на него обрушивается поток имен, событий, мест, топонимики, всего того, что взрослый человек хочет в него вдолбить. Четвертый класс – класс, завершающий блок начальной школы. Все экзамены, все аттестации обрушиваются на этого ребенка, и тут он получает дополнение в виде «Основ религиозной культуры и светской этики». Беда в головах тех, кто частенько принимает решения, а потом начинаются соображения. В Москве я прочел несколько лекций относительно модулей, предлагаемых семье и ребенку для выбора. Идея замечательная,  ибо впервые им предлагают сделать выбор относительно того, какой модуль ребенок станет изучать,  скажем, православие  или светскую этику. У нас в образовании никто и ничего до этого не выбирал, как положено, так и будет действовать. Но теперь в действительности можно сделать выбор и его реализовать. Но это очень сложный вопрос. Скажем, как посмотрят на это остальные ученики, если выбор будет нестандартным, например, в классе один ребенок-мусульманин, сколько школе потребуется дополнительно сил, часов, дополнительных работников, которые смогут провести для него курс. Боюсь, что в реальности все будет проще: как сказал классный руководитель или  решила администрация школы, так оно и будет, что  от ситуации выбора мы  придем к ситуации антивыбора.  У учителей четвертых классов к курсу огромный интерес, но и страшная боязнь, никто из них практически не видел учебников. Учебник, который я видел,  построен так: православные верят, что добро – это то-то, а зло – это то-то; мусульмане верят, что добро – это то-то, а зло – это то-то; иудеи верят… Ребенок 4-го класса может это понять? Не может в том объеме, в котором от ребенка этого хотят. Так что возникает вопрос: стоит ли так мучиться ради благих побуждений?

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте