В Дагестанском институте повышения квалификации педагогических кадров состоялся научно-практический семинар на тему «Религиозный экстремизм: причины и пути преодоления», в работе которого приняли участие заместители директоров по воспитательной работе, преподаватели истории и обществознания школ, заместители глав администраций муниципальных образований Республики Дагестан, первый заместитель министра образования и науки РД Нателла Зайналловна Мусалаева, сотрудники Национального антитеррористического комитета.
Семинар был организован и проведен под эгидой Национального антитеррористического комитета специалистами и преподавателями Российской академии государственной службы при Президенте РФ, Института переподготовки и повышения квалификации преподавателей гуманитарных и социальных наук МГУ имени М.В.Ломоносова и Дагестанского института повышения квалификации педагогических кадров.Координаторами проекта выступили: Семед Семедов, доктор филологических наук; Ольга Васильева, доктор исторических наук; Идрис Мусаев, доктор педагогических наук.Цель семинара – дать характеристику современному религиозному экстремизму, показать его опасность и выявить оптимальные способы противодействия.Актуальность этой темы возрастает с каждым днем. Религия в России все больше и больше влияет на общекультурные, духовные, социальные и политические процессы, представители ее активно сотрудничают с властными структурами, научными и общественными организациями. Религия в современном российском обществе – мощный фактор стабильности и развития общества на основе исторически и генетически присущих ему духовно-цивилизационных приоритетов.В современной России гражданское общество, в том числе в мусульманских регионах, не может быть построено без переосмысления религиозных традиций. История давала и дает множество примеров того, как амбициозные, фанатичные и просто алчные люди пользовались религией, чтобы навязать другим свое психическое, моральное превосходство.Феномен экстремизма в религии в современной России в значительной мере является результатом целенаправленного воздействия антироссийских сил на существующие духовные устои российского общества. Они активно используют кризисные явления в экономике страны, духовной сфере, культуре, образовании и науке, ставшие следствием политического и социально-экономического курса страны в период 1985-2000 гг.Рассматривая в рамках гражданского образования тему «Религиозный экстремизм: причины и пути преодоления», на первый план следует выдвинуть формирование ценностей и принципов личности, которые необходимы для общего выживания и свободного развития.Экстремизму во всех проявлениях мы можем противопоставить толерантность. «Толерантность – это то, что делает возможным достижение мира и ведет от культуры войны к культуре мира» – так говорится в Декларации принципов толерантности, принятой генеральной конференцией ЮНЕСКО в 1995 году.Основные задачи программы: разработка научно обоснованных технологий и методов борьбы с экстремизмом как угрозой национальной безопасности, как с барьером на пути развития толерантного сознания и становления гражданского демократического общества; разработка и адаптация коммуникативных и поведенческих технологий, нацеленных на формирование толерантного сознания подрастающего поколения.Такие беседы с подростками лучше строить на основе живого слова, живого понимания. Именно так можно прийти к толерантному взаимодействию.Здесь на первый план выходит гражданское образование и воспитание, которое формирует и развивает у ребенка основу личностной культуры, приобщает к способам познания и преобразования мира. Вспоминается высказывание Л.С.Выготского: «В ребенке потенциально заложено множество будущих личностей, он может стать и тем, и другим, и третьим. Воспитание производит социальный отбор наружной личности. Из человека как биотипа оно путем отбора формирует человека как социотипа».Какие формы для этого наиболее приемлемы? Во-первых, в содержании гражданского воспитания должен быть учтен многовековой опыт поколений, дающий понимание и о ходе отечественной истории, об основных ее этапах, и предусмотрен диалог, помогающий осмыслить эти этапы и поведение исторических личностей и современников. Показывая, что жизнь очень сложна и разнообразна, мы должны научить социальному и гражданскому творчеству, чтобы ребенок не просто копировал заученные поведенческие шаблоны, а всякий раз выстраивал свое поведение заново, примеряя его к конкретной сложившейся ситуации. Именно это гражданское творчество позволит ребенку устоять в эпоху кризисов, в эпоху переоценки ценностей и вновь выстроить свое поведение с ориентацией на общественное и личное благо.Для учителя во все времена остается задача: посеять семена нравственности, научить оценивать вещи и действовать с позиций добра, предвидеть последствия тех или иных событий, активно влиять на них, понимая, что за любыми нравственными, религиозными, политическими, социальными фразами, заявлениями, обещаниями стоят интересы тех или иных классов. В курсе отечественной истории примеров для обсуждения достаточно.Более широкие знания детей о народах, живущих в родном крае, позволят воспитать у них взаимную терпимость и естественную готовность каждого к плодотворному межнациональному и межкультурному взаимодействию. Задача учителя – научить детей уважать каждый народ, доказать, что нет народа лучше или хуже другого. Главное в каждом – каков он человек, а не к какой национальности он принадлежит.Формирование межнациональной и межконфессиональной толерантности – длительный, сложный процесс. Он начинается в раннем детстве и протекает в течение всей жизни от эмоционального освоения духовно-нравственных норм к рационально-логическому переосмыслению своего и чужого жизненного опыта через сравнительный анализ различных культурных традиций и ценностей. Итогом должны стать понимание многообразия человеческих культур и уважение к иным культурным традициям, возможность самостоятельной ориентации в многообразии ценностей и норм, предлагаемых современному человеку.Взаимодействие социальных групп с различными ценностями, этническими, политическими, религиозными ориентирами может быть достигнуто на общей платформе социальных норм толерантного поведения и навыков межкультурного взаимодействия, на почве противодействия и конструктивной профилактики различных видов экстремизма.Именно об этом говорили на заключительном «круглом столе» «Формы и методы противодействия религиозному экстремизму». Выступили более 20 человек. В их высказываниях звучали конкретные предложения по методам и формам противодействия религиозному экстремизму. С докладами и сообщениями выступили историки, юристы, социологи и политологи из Дагестанского государственного университета.Мне удалось поговорить с учителями-практиками из различных районов Дагестана. Я спрашивала их о том, что трудно, а что легко в педагогических подходах к обсуждаемой на семинаре теме. Ведь зачастую религиозные экстремисты вербуют в свои ряды подростков, чье мировоззрение еще не сформировалось, и они, к сожалению, оказываются подвержены этому влиянию.Елена МОЧАЛОВА, учитель начальных классов:- Нам мешает то, что мы сами воспитывались в духе атеизма и не знаем глубоко основ религии, чтобы говорить ясно и аргументированно, находить убедительные доводы и слова. Для этого нужны знания. Но нам помогает знание психологии детей. С ранних лет мы прививаем им те ценности, без которых нельзя идти по жизни: ценность семьи, ценность образования и сохранения здоровья! И мы растим их, ориентируя не на то, какие посты они займут в будущем, а на то, какими людьми и специалистами вырастут, чем могут быть полезными и своей семье, и обществу.На мой взгляд, помогают не допустить экстремизма (во всех проявлениях) и демократичная атмосфера в школе, и доверие между учителями и учениками, и возможность честно и открыто обсуждать любую проблему. Важно, чтобы дети видели в учителе своего духовного наставника. Ну а для учителя важно любить свою профессию! Тогда можно решить самые сложные проблемы.Тамара ЗИМАКОВА, учитель истории:- В дагестанской традиции есть многое, что помогает растить достойных граждан: это и дружелюбие, и гостеприимство, и непререкаемый авторитет старших! Это дружелюбие почувствовала на себе: когда я только пришла в школу в Дагестане, очень волновалась, как ребята воспримут русскую учительницу. И когда я однажды услышала их признание: «Вы всегда были для нас идеалом!» – поверьте, мне еще больше захотелось их идеалу соответствовать!Патимат ЗАКАРЬЕВА, учитель истории:- Сложность этой темы для обсуждения связана с тем, что верующие могут неправильно понять суть обсуждаемой темы. Но то, что я знаю родителей моих учеников и имею свой педагогический подход к детям, – это помогает мне. Кстати, неоценимую помощь педагогам в этом ключе могли бы оказать и религиозные деятели. Они пользуются авторитетом, и их опыт работы с верующими очень важен и нужен педагогам. А для учителя всегда главным инструментом будут педагогический такт и интерес к ребенку, к своему делу, которым светятся глаза! Именно на этом строится авторитет учителя.Аминат МАГОМЕДОВА, заместитель директора по воспитательной работе средней школы села Гуниб:- Особую сложность мы испытываем в работе с детьми, чьи родители глубоко религиозны. Здесь споры и разногласия возникают не только в различных аспектах нравственного воспитания детей, но и в вопросах одежды для подростков (в том числе и по поводу школьной формы), а нередко и по поводу ношения хиджаба. К сожалению, мы не знаем, чем заняты ребята после уроков. Недостаточное финансирование кружков и секций неблагоприятно сказывается на воспитательном процессе в целом. Да и родители не очень активно сотрудничают с нами.Ну а помогает мне в работе то, что у меня есть контакт и взаимопонимание с ребятами, есть настрой на то, что лучшие качества личности и позитивные ориентиры в жизни все-таки возьмут верх!По-моему, самое главное, что может в настоящей ситуации правильно воспитать детей, – это уважение личности ребенка, умение видеть в нем человека, достойного уважения. На этом подходе строятся авторитет учителя и умение вести детей за собой.Марина ШКРОБОВА, кандидат педагогических наук
Комментарии